урок литературы в 6 классе по повести В. Распутина "Уроки французского"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Карпова Елена Александровна

Это урок-размышление. Задача учителя - словесника -научить детей мыслить, научить их сочувствовать , сопереживать. А это можно сделать на примерах хорошей литературы. Таким произведением, на мой взглляд, является рассказ В.П. Распутина "Уроки французского".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_uroki_francuzskogo.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

(С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ)

Тема. Урок-размышление по повести В.Распутина "Уроки французского"

Цели урока:

1. Учить учащихся размышлять над прочитанным;

2.Раскрыть такие человеческие качества как доброта , человечность, бережное отношение друг к другу;

3. Прививать через художественное слово любовь к родному языку.

Оборудование: тексты рассказа "Уроки французского" , мультимедиапроектор, презентация

ХОД  УРОКА.

На доске эпиграф:

                             Итак, во всем, как хотите,

                             Чтобы с вами поступали люди,

так и поступайте и вы с ними.

Из Евангелия.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

      Слово учителя:

Сегодня, ребята, у нас урок-размышление по повести замечательного писателя Валентина Петровича Распутина "Уроки французского".

(вводное слово учителя о писателе- мультимедийная презентация)

Попробуем разобраться в тех поступках, которые совершают герои, над чем заставляют нас задуматься их поведение, всегда ли они правы?

3. Беседа с классом .

 Повесть "Уроки французского" посвящена учительнице.

Почему?

Ведь повесть написана взрослым человеком.

- Перед кем хотел повиниться этот взрослый человек?

- Подумайте, всегда ли мы способны раскаяться перед другими людьми?

Слово учителя.

Именно чувство раскаяния заставляет В.Распутина написать эту повесть.

Далекий 1948 год. Перенесемся в далекую сибирскую деревеньку. Посмотрим , как жили там люди.

- Что такое голод?

- Без какого чувства нельзя читать эту повесть?

-Что такое сострадание?

- Только ли этой семье было трудно?  

- Что помогло выстоять?

- Как мальчику жилось в райцентре?

Разговор о матери ( размышление о нашем долге перед  матерями)

- А еще кому мы обязаны в этой жизни.

Слово учителя.

Вернемся к дальнейшим событиям повести.

- Что привело мальчика на пустырь?

- Что приводит туда Вадика и Птаху.?

- Почему они над всеми издеваются?

( они мерзкие, жадные, испытывают радость , когда издеваются над другими)

-Почему они хотели поставить мальчика на колени?

(мальчик говорил правду)

- А как называется чувство человека, которое имеет свое мнение?

( чувство собственного достоинства)

Вадик и Птаха боялись, что ребята узнают, какие они есть на самом деле.

- Почему мальчик скрывает , откуда у него синяк?

(он помнил о своей матери)

Слово учителя. Итак, учительница узнает о том, что мальчик играет на деньги.

- Почему Лидия Михайловна приглашает мальчика к себе?

- Но почему мальчик снова приходит к учительнице?

- Что в конце концов произошло в жизни учительницы?

- Почему директор так поступил?

- Скажите, учительница вспомнит, прочитав повесть о том, что когда-то произошло?

4. Заключительное слово учителя.

 - Итак, повесть прочитана.

- Чему она вас научила?

Слово учителя. Да, это произведение учит нас доброте, человечности, бережному отношению людей друг к другу.

К сожалению, в наши дни  люди часто забывают о том, что нужно добрее относиться друг к другу, не терять чувства собственного достоинства. И тогда, как гласит Евангелие , люди будут к вам относиться так же , как вы относитесь к ним.

5. Домашнее задание.

Написать сочинение о любимом герое повести "Уроки французского"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Урок мужества и доброты по повести В.Распутина "Уроки французского"

Мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявим авторскую позицию  , продолжим учиться анализировать худож...

конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"

Разработка урока литературы  по повести Н.В. Гогол​я "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....