Рассказ Н.Сладкова «Любитель цветов
план-конспект урока по литературе по теме

Ильина Роза Васильевна

 

Урок начинается с речевой разминки , повторения домашнего задания. на этом уроке учащиеся знакомятся с весенней природой через чтения рассказа. Проводится словарная работа. Дети много читают, идёт беседа по иллюстрации произведения. Включен национально-региональный компонент о птицах и растениях родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sladkov_lyubitel_tsvetov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс Школа VIII вида Урок чтения

Тема урока: Рассказ Н.Сладкова «Любитель цветов»

Тип урока: комбинированный урок чтения.

Цель урока: анализ художественного произведения.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с содержанием произведения Н.Сладкова «Любитель цветов»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, выразительностью.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: дисциплинированности, умения работать дружно при работе в паре.

Оборудование: иллюстрации с изображением черники, голубики, рябчика.

                                        Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

- Ребята, давайте мы с вами сейчас вспомним, какое задание было дано вам на самоподготовку?

-    Когда будете читать стихотворение, не забывайте, как мы должны читать его: тихо или громко? Давайте найдём самого лучшего чтеца стихотворения. Откройте учебник на стр.188.

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока

        - Прочитайте каждое слово справа налево:

ЬЛЕПАК, ЙЕЧУР, ДОЛОХ, АЦИЖУЛ

- Какое слово лишнее? Почему?

- Что объединяет эти слова?

- Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весенней природе.

4. Изучение нового материала

    1. Речевая разминка

         - Чтобы читать быстро и правильно, мы с вами выполним несколько несложных упражнений. Поработаем со скороговоркой.

                Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.

        - Для того чтобы правильно читать, нельзя терять ни одной буквы, быть достаточно внимательными. Потренируемся.

полка – полька

ива – нива

ложка – лодка

разбил - разлил

2. Первичное чтение

Читает учитель. Учебники закрыты.

Проверка первичного восприятия текста

- О каком времени года говорится в рассказе?

- Где происходит действие рассказа?

4. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

 за природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

Чтение и анализ произведения

5. Словарная работа

- Прежде чем перечитать рассказ, уточним значения некоторых слов.

- Как вы думаете, что значит «стосковались»?

- Что такое « скатерть-самобранка»? В каких произведениях вам встречалось это слово?

- Что, по-вашему мнению, называется «нектаром»?

- Мы с вами  выполним ещё несколько упражнений, которые помогут нам правильно прочитать рассказ. Это – словесная пирамидка, которая читается сверху вниз. Готовы ли вы преодолеть её?

                Тоска

                Тос-ко-вать

Стос-ко-ва-лись

        - Следующее упражнение тоже поможет нам правильно читать. Первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем – целыми словами.

Тос-ко-вать – тосковать

Стос-ко-ва-лись – стосковались

Не-за-бы-ва-е-мый –незабываемый

6. Чтение произведения детьми

        - Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.

Анализ произведения

- Почему все радуются первым весенним цветам?

- Кто спешит в лес, чтобы увидеть первые цветы? Как об этом сказано в тексте?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему для бабочек и пчёл цветы – это скатерти- самобранки?

- Что делают с цветами дети? Найдите в тексте и прочитайте.

- Почему рябчик любит цветы незабудки? Как об этом сказано в тексте?

- Посмотрите на иллюстрацию. Тут показано то, о чём сейчас мы с вами прочитали: о любви рябчика к незабудкам.

- А встречаются ли рябчики в наших лесах?

7. Самостоятельное чтение рассказа детьми

8. Индивидуальная работа с Настей, Юлей

9.. Вторичный синтез

- Как, по-вашему, какие чувства испытывает человек, когда оказывается в весеннем лесу?

- Как вы считаете, все ли радуются первым весенним цветам?

Работа с поговорками в парах

-  На ваших партах лежат конверты с частями поговорок. Сейчас вам необходимо будет собрать их и решить, какая из трёх, предложенных в карточке, соответствует  рассказу «Любитель цветов».

        Зима кончается, весна начинается.

        Чему быть, тому не миновать.

Люди рады лету, а пчела цвету.

10. Подведение итога урока, выставление оценок

- Назовите произведение, с которым мы познакомились. Кто автор?

- Какое время года показано в рассказе?

- Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему?

11. Домашнее задание

    Читать и         подготовиться к пересказу рассказа

Самоанализ урока

                Во 2 классе на уроке чтения присутствовало 10 обучающихся. На начало года в классе было 4 не читающих ученика. Мы с ними занимались по букварю, а в настоящее время все читают по учебнику чтения. Работа продолжается по слоговой таблице, по карточкам со слогами.

                На уроке осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход в зависимости от возможности каждого ребёнка.

     Тема урока: Рассказ Н.Сладкова «Любитель цветов»

          Цель урока: анализ художественного произведения.

          Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Н.Сладкова «Любитель цветов»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, выразительностью.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: дисциплинированности, умения работать дружно при работе в паре.

        Урок начался с психологического настроя на урок, рапорта дежурного о готовности к уроку. Проведена речевая разминка: дети хором и индивидуально проговорили скороговорку, предложено коррекционно-развивающее упражнение на внимание.

        После проверки домашнего задания детям предложены дидактические игры, которые развивают внимание, мышление, активизируют мыслительную деятельность.

        Подготовка учащихся к усвоению нового материала начинается с дидактических игр, где задания даются с учётом учебных способностей обучающихся, постановкой проблемных вопросов, что помогает привлечь внимание и вызвать интерес к изучаемому материалу. Сообщение нового материала идёт с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами. На уроке используется национально-региональный компонент. Дети учились выделять смысловые части рассказа, искали ответы в тексте. Читали словесную пирамидку, упражнялись в чтении трудных слов.

        Содержание физкультминутки связано с темой урока – о природе.

        При закреплении полученных знаний использовала различные методы работы: беседу, работу с учебником, дидактические игры, задавала проблемные вопросы. В течение урока дети читали вслух по цепочке, выборочно, самостоятельно. Слабые учащиеся читали слоговые карточки. Дети работали с поговорками о природе в парах: должны были из трёх предложенных поговорок выбрать одну, которая подходит к этому рассказу. Дети с заданием справились. В конце урока подведён итог, как работал класс на уроке, оценена работа учащихся, заданы вопросы на понимание изученного материала. Дано домашнее задание: выразительное чтение и пересказ рассказа Н.Сладкова «Любитель цветов».

        Старалась держать в поле зрения каждого ребёнка. Дети на уроке были активные. Каждый старался показать, на что он способен. Я думаю, что урок своей цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"

Материал содержит краткую биографическую справку о Чехое, организует анализ математической проблемной ситуации по сюжету рассказа, выводит на разнообразие решения этой проблемы средствами арифметики и...

Презентация "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"

Слайд-презентация к сценарию "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"...

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...

Театрализованная игра «Весенний цветок» на основе рассказа «Фея цветов»

Театрализованная игра «Весенний цветок» на основе рассказа «Фея цветов»...

Урок внеклассного чтения «Зелёное ведёрко доброты» (по рассказу Марианны Гончаровой «Цвет мечты»). 6 класс.

Урок внеклассного чтения, 6 классТип урока –  комбинированный тип (урок закрепления знаний с элементами мастерской)Конспетк победил в номинация – «”Неизменившие...

Тема: Заседание клуба любителей литратуры «Открытая книга», посвященное открытию Года литературы в РФ, обсуждению рассказа Андрея Геласимова “Нежный возраст”

Команды обучающихся  10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния &nd...