Главные вкладки

    Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
    план-конспект по теме

    Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pereskaz_rasskaza_grachi_otkryli_vesnu_8.docx69.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема.   Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам  статьи из      «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В. Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н. Сладкова «Грачи прилетели»).

    Цель: развитие связной речи детей.

    Задачи:

    1. Учить детей пересказывать текст по коллективно составленному плану.
    2. Развивать диалогическую речь детей – упражнять в употреблении в диалоге проблемных вопросов и сложноподчиненных предложений с придаточными причины в ответах.
    3. Учить словообразованию действительных причастий прошедшего времени по образцу и образованию родственных слов от слова грач.
    4. Активизировать словарь по теме.
    5. Развивать логическое мышление - устанавливать причинно- следственные связи между событиями в рассказе; развивать слуховое внимание и память
    6. Воспитывать интерес к природе и доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

    Оборудование: репродукция картины А.К Саврасова  «Грачи прилетели»,панно, предметная картинка грач.

            Ход занятия:

    1.Организационный момент .

    -Садится тот , кто назовет перелетную птицу.

    Логопед:

    - Ребята, скажите, а почему эти птицы называются перелетными? (Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые весной к нам прилетают, а осенью отправляются в другие страны.)

    - Вы много назвали мне перелетных птиц, но мы с вами сегодня поговорим об удивительных  птицах- грачах. Они прилетают первыми, поэтому про них говорят: «Грачи весну открыли», а еще  мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Грачи весну открыли».

    2.-Предлагаю рассмотреть эту птицу и назвать слова – родственники к слову грач.

    Детеныши грача( птенцы)- грачата;        их мать- грачиха;     их гнезда – грачиные;

    Скопление гнезд - грачевник.

    3.Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» на фоне картины Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

        Грачи перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.

        И возвращаются грачи с  зимовки первыми , едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра- гра-гра» грачи осматривают старые гнезда , ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.

    Свои грачевники они устанавливают в парках , рощах, скверах, , застраивая все вершины деревьев.

         Грачи самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда , сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага , клюют и щиплют его до тех пор , пока не обратят его в позорное бегство.

         Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.

        Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.

        Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

    Из всего прочитанного, вам наверно показалось непонятным слово сквер.

    Сквер — зеленая часть  города, участок ,размещающийся обычно на площади, перекрестке улиц.

    4. Лексико – грамматическое упражнение по прослушанному тексту – подбор признаков и действий к  грачам.

    Логопед:

    -А сейчас, ребята, давайте вспомним, так какие грачи? Назовите слова – признаки:

    Перелетные, дружные, общительные, умные, понятливые, полезные, крикливые, шустрые, синевато - черные.

    - Что они делают? Назовите слова- действия: летают, кричат, вьют гнезда, клюют, защищают, ловят жуков, уничтожают мышей,  открывают весну, возвращаются.

    5. Беседа по содержанию рассказа.

    Репродуктивные и поисковые вопросы.

    - Где зимуют грачи?

    - Какие птицы возвращаются первыми весной?

    - Когда возвращаются грачи?

    - Как грачи вьют гнезда?

    - Как называется место , где грачи свили гнезда ?

    -Где грачи устраивают свои грачевники?

    - Как грачи защищают свои жилища?

    - Чем питаются грачи?

    - Какую пользу приносят?

    ( Логопед стимулирует , направляет и подсказывает при затруднениях детей).

    1. Проблемные вопросы, требующие полных мотивированных ответов сложноподчиненными предложениями с придаточными  причины.

    Образец:

    - Почему говорят , что грачи открыли весну?

    (Говорят, что грачи открыли весну потому, что они возвращаются  с зимовки самыми первыми, едва начинает таять снег.)

    -Почему грачи возвращаются первыми ранней весной?

    - Почему осенью грачи улетают в более теплые края, если они не боятся морозов?

    - Почему грачей называют дружными, общительными птицами?

    - Почему грачей называют большими друзьями полей садов и огородов?

    Динамическая пауза.       (Дети выполняют соответствующие движения)

    Речь с движением «Веснянка»

    Солнышко, солнышко,

     Золотое донышко,                  (Руки поднимают вверх, скрещивая над головой)

     Гори, гори ясно,

     Чтобы не погасло.        (Хлопают в ладоши)

     Побежал в саду ручей.        (Плавное движение правой  руки перед собой)

     Прилетело сто грачей.        (упр. «птичка»)

     А сугробы тают, тают,        (Плавно опускают через стороны поднятые руки)

     А цветочки подрастают.        (Руки перед собой ввиде бутона поднимают вверх)

    6. Повторное чтение рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

    7.Коллективное составление вопросительного плана с помощью логопеда( наводящие вопросы, подсказки) на запоминание последовательности:

    -Как зимуют грачи?

    -Где и как строят жилища?

    - Как ведут себя грачи в грачевнике?

    - Чем питаются грачи?

    -Какую пользу приносят?

    8.Пересказ по цепочке по составленному плану.

    9.Игра «Эхо» – словообразование действительных причастий прошедшего времени по образцу.

    -Грачи вернулись в родные края. (Значит они какие?)

            -Вернувшиеся в родные края грачи.

    -Грачи слетелись в старый парк.

            - Слетевшиеся в старый парк грачи.

    - Грачи уничтожили вредителей.

            - Уничтожившие вредителей грачи.

    - Грачи громко кричали в роще.

            - Громко кричавшие в роще грачи.

    -Грачи защитили свои гнезда.

            -Защитившие свои гнезда грачи.

    - Грачи налетели на врага.

            - Налетевшие на врага грачи.

    - Грачи открыли весну.

            - открывшие весну грачи.

    Итог занятия.

    -Ребята, а что нужно делать, чтобы птицам хорошо у нас жилось? ( Бережно к ним относиться: не пугать птиц, не кричать в лесу, не бросать в них разными предметами, подкармливать, делать кормушки и скворечники…)

     Понаблюдайте с родителями за поведением и повадками птиц в городе и в лесу.

            

    рис.5

    Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

    Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

    Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин

    Предлагаются конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин...

    НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"

    Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".Задачи:1.  Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.2.   Развивать внимание, память.3.  Обогащать...

    Конспект занятия. Тема: " Посуда". Пересказ сказки о чайнике с творческим заданием.

    Конспект занятия  по связной речи для детей с ОНР 3, 4 ур.р.р...

    Конспект занятия по английскому языку для дошкольников на тему: "Дикие и домашние животные"

    Закрепление темы «Животные», овладение детьми дошкольного возраста новыми названиями животных в рамках данного занятия и  привитие им интереса к углубленному изучению данной темы в дальнейшем....

    Конспект занятия.ТЕМА: Животные жарких стран

    Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи  (подготовительной)....

    Методическая разработка занятия "Составление коллективного рассказа по картине «Весна в лесу» в подготовительной к школе группе с использованием мультимедийной презентации

    Новизной данной разработки является подбор и самостоятельная разработка методов интерактивного обучения, применяемых на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, направ...

    Конспект занятий для второй младшей группы.Музыка "Весна"

    Конспект занятий для второй младшей группы по музыке"Весна"...