Рабочая программа по литературе 6 класс.(индивидуальное обучение)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Планирование по литературе 6 класс для учеников, обучающихся на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_klass.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования  (Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего  образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005).

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.  

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;  грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.

Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности  по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей  литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой  на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью;  

составление плана;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.  

 Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  могут  использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий,  самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.  

В 6 классе предполагаются следующие формы контроля: устный ответ, работа в тетради, тестирование.Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе.  

Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии М.А.Снежневской и О.М.Хреновой (Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. – М., 2005).  

Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

 изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и  проводить элементарный анализ художественного текста;

выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

давать краткую характеристику героев,

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения  

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации  о конкретном произведении и его авторе.

 

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Раздел  III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 6 КЛАСС

№п/п

Тема, урок в теме.

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля. Контрольные материалы.

Дата проведения

1

Введение. Человек-главный объект изображения в художественной литературе

КУ

Знать, что литература – это художественное отражение  жизни, а человек – главный объект изображения в художественной литературе, знать структуру и краткое содержание учебника-хрестоматии, понимать важность изучения литературы в школе.

Устные ответы, сочинение «Ожившие вещи»

2

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник». Строение и язык былин

Урок-исследование.

Расширить представление об эпическом герое, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки устной речи, закрепить представление о жанровых особенностях былины

Пересказ былины, анализ её языка, особенностей строения.

3

«Повесть временных лет». «Никита Кожемяка». Сказка и летопись (сопоставление)

Урок-исследование.

Знать: определение понятий «древ-

нерусская литература», «летопись»,

«летописание»,,«летописец», «сказание»,

содержание  статьи учебника;

понимать значение летописи в формировании

всей русской литературы, насколько

интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества.

Выборочный пересказ.

Подробный пересказ отдельных фрагментов

4

«Слово о погибели Русской земли»

КУ

Знать время и причину написания «Слова…», уметь читать  «Слово…», сохраняя стиль (торжественно и с любовью). Понимать значение «Слова…» в истории литературы.

Выразительное чтение с учетом особенностей «Слова…»

5

«Евпатий Коловрат»

УПЗУ

Знать содержание повести, время написания, уметь отвечать на вопросы по тексту, пересказывать отдельные эпизоды близко к тексту. Понимать  чувства  автора.

Тестирование по древнерусской литературе.

Пересказ близко к тексту.

6

В. А. Жуковский. «Светлана»

КУ

 Знать факты биографии поэта, сюжет баллады. Познакомить учеников с творчеством Жуковского-переводчика, развить понятие о жанре баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.  Нравственный выбор героини баллады.

Пересказ сюжета.

Чтение наизусть.

Беседа по вопросам.

Рассказ по картине.

7

А. К. Толстой «Канут»

УПЗУ

Знать факты биографии А. К. Толстого, сюжет произведения. Уметь составлять цитатный план, отвечать на вопросы по содержанию, понимать переживания и чувства героев.

Выразительное чтение в лицах.

Составление  цитатного  плана.

8

А. С. Пушкин. О поэте.

УОНМ

Знать факты биографии А. С. Пушкина, его первые поэтические опыты, уметь видеть, как события жизни отражаются в стихотворениях, развивать навыки анализа стихотворного текста.

Устный опрос (о жизни поэта)

Выразительное чтение.

9

«Песнь о вещем Олеге»

КУ

Знать историю создания «Песни…», ее летописный источник. Уметь видеть отличие баллады от летописного сказания, проводить языковой анализ.

Выразительное чтение, анализ языка «Песни…»

10

«Зимнее утро». «Няне»

УПЗУ

Знать: какие художественные средства  и приемы использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа. Уметь воспринимать поэтический текст, проводить его анализ, находить эпитеты, метафоры, сравнения.

Чтение наизусть. Экспрессивная  лексика – в тетрадь.

11

О романе «Дубровский»

УОНМ

Знать  историческую эпоху начала 19 века, историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом;

Составление плана к отдельным главам и ко всему роману.

12

Столкновение чести с деспотизмом власти и денег. Дубровский и Троекуров.

КУ

Уметь давать характеристику образов литературных героев.

Уметь сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.

Понять основные черты русского национального характера  (няня, Архип, Антон.)

Сравнительная характеристика героев (составление сложного плана).

13

Владимир Дубровский

УПЗУ

Уметь давать характеристику образов литературных героев.

Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.

Следить за раскрытием характера героя в сюжете литературного произведения.

Раскрытие характера героя в сюжете лит.произведения(исследование).

14

Маша Троекурова и Владимир Дубровский

УПЗУ

Знать основные элементы композиции изучаемого произведения, уметь их выделять.

Уметь давать характеристику образов литературных героев.

Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа

Исследование композиции  худ. произведения.


15

«Благородный разбойник» и несчастный человек.   Авторская оценка произведения.

Урок-исследование

Уметь давать характеристику образов литературных героев.

Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа

Устное сочинение-рассуждение о героях.  Характеристика одного из героев.

16

Художественное мастерство Пушкина в изображении деталей быта, интерьера, пейзажа. Внутренние монологи героев.

КУ

Знать определение пейзажа, интерьера,  уметь находить их в тексте. Понимать роль пейзажа  и внутреннего монолога в передаче душевного состояния героя.

Изобразительно-выразительные средства языка. Пейзаж, его роль в произведении.

17

М. Ю. Лермонтов. О поэте. «Парус» Аллегорический смысл, одиночество, тоска, грусть

УОНМ

Знать факты биографии М. Ю. Лермонтова (необычность его судьбы, гениальность), уметь проводить анализ стихотворения, видеть инверсию и понимать смысл её использования.  Понимать роль морского пейзажа в передаче душевного состояния героя.

Рассказ о жизни поэта. Составление плана статьи учебника.

18

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. «Тучи».

Урок-исследование.

Знать историю создания стихотворений. Уметь проводить их анализ. Понимать назначение антитезы в стихах.

Анализ стихотворения.

Фронтальный опрос.

19

Н. В. Гоголь. Об авторе и его книге.

УОНМ

Знать основные факты биографии писателя, историю создания сборника «Вечеров…», понимать ценность произведения Гоголя в развитии литературы.

Рассказ о жизни писателя. Составление плана статьи учебника.

20

«Майская ночь, или Утопленница».

КУ

Знать содержание повести, уметь пересказывать текст, сохраняя стилевые черты, выделять картины, изображающие народную жизнь, Понимать, что такое «юмор» и видеть способы юмористического повествования.

Ответы на вопросы по содержанию повести. Выборочный пересказ.

21

Страницы поэзии Н. П. Огарев, А. К. Толстой, А. А. Фет, И. С. Никитин, А. Н. Плещеев, И. З. Суриков.

КУ

Знать русских поэтов-пейзажистов 19 века, содержание программных стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, связь стихов с жизнью героев и самих поэтов.

Сообщения о жизни и творчестве поэтов.

Выразительное чтение стихотворения.

22

А. П. Чехов. О писателе. Приглашаем в библиотеку.  О смешном в художественном произведении.

УОНМ

Знать: факты биографии писателя, определение понятий «юмор», «сатира», «ирония». Понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Рассказ об  А. П. Чехове.

Юмор, ирония, сатира – разновидности комического.

23

«Толстый и тонкий».

Урок-исследование.

Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним». Понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Чтение по ролям (инсценировка).

24

«Смерть чиновника», «Пересолил».

УПЗУ

Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; «ирония», понимать: смысл названия рассказа; уметь:

делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Пересказ.

Приемы создания комического  эффекта.

25

В. Г. Короленко. О писателе. Короленко – публицист. «Дети подземелья».

УОНМ

Знать факты биографии писателя, которые нашли отражение в  повести. Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Тестирование по творчеству Чехова.

26

Тонкие душевные движения, сложность человеческих взаимоотношений.

УПЗУ

Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя. Формирование  главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей

Выборочный пересказ:

 жизнь героя в родительском доме.

27

Открытия, которые сделал для себя Вася, общаясь с новыми друзьями.

Урок-исследование.

Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя. Формирование  главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей

Ответы на вопросы по содержанию повести. Анализ поступков героя.

28

Проблема нравственного выбора.

УОСЗ

Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя  Понимать, что изменила в жизни Васи и в нем самом дружба с детьми подземелья.

Характеристика одного из героев.

29

А. П. Платонов. «Песчаная учительница».

УОНМ

КУ

Знать факты биографии А. П. Платонова, уметь определять тему и нравственные проблемы произведения, давать ответы на вопросы.

Развернутый и обоснованный ответ на вопрос.

Выборочный пересказ.

30

М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя».

УОНМ

КУ

Знать факты биографии М. М. Зощенко, особенности его рассказов, уметь в комическом положении героя увидеть мораль произведения.

Пересказ близкий к тексту.

31

М. М. Пришвин. Писатель о себе. «Кладовая солнца»

Урок изучения нового материала.

Знать автора, содержание сказки-

были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать

Составление плана произведения.

Выразительное чтение эпизодов.

32

Сказка-быль «Кладовая солнца». Человек во взаимодействии с природой.

УПЗУ

Знать содержание сказки-были, проблемы, поставленные автором, уметь находить нужные эпизоды, сравнивать портреты, поведение, отношение друг к другу и к жизни Митраши и Насти. Понимать отношение автора к своим героям.

Пересказ близкий к тексту.

Сравнение Насти и Митраши.

Роль рассказчика в повести.

33

В.Г.Распутин. О писателе. Интервью Распутина.

УОНМ

КУ

Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой - повествователь», «рассказ»,

«посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя. Уметь определять роль автора и рассказчика в произведении.

Средства раскрытия характера в сюжете: работа над выразительным чтением и пересказом эпизода с употреблением различных средств изображения характера.

34

«Уроки французского».

Урок-исследование.

Понимать скрытый смысл названия рассказа, главную мысль ,мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия, уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы,

Составление цитатного плана к содержанию  рассказа.

Пересказ эпизодов.

Инсценировка.

35

Завершая изучение литературы в 6 классе. Обобщение. Приглашаем в библиотеку.

КУ

Знать содержание курса литературы  6       класса, уметь отвечать на вопросы по содержанию текстов.


Беседа по вопросам курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный компонент государственного стандарта  среднего  общего образования по  литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. – М., 2005.  

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В.  Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 8 класса(индивидуальное обучение)

В днном разделе представлена рабочая программа по литературе для 8 класса(индивидуальное обучение), рассчитанная на 0,5 часа...

Рабочая программа по литературе 5 класс индивидуальное обучение

За основу взята Примерная программа по литературе и  Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной....

Рабочая программа по литературе для домашнего обучения

Рабочая программа составлена для ученицы с ОВЗ с указанием коррекционных задач к каждому уроку...

Рабочая программа для 10 класса (индивидуальное обучение).

Рабочая программа по физике (индивидуальное обучение) в 10-м классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике, авторской примерной программы по физике для 10-11 к...

Рабочая программа по литературе (6 класс, обучение на дому)

Статус документаНастоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс...

Рабочая программа Информатика 7 класс (Индивидуальных занятий)

Авторская программа курса «Информатика» для 7-9 классов. Авторы: Семакин И.Г., Цветкова М.С.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г....