"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
статья (литература) по теме

Куртлацкова Оксана Николаевна

Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку  и литературе  с использованием приемов данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx17.52 КБ
Файл prilozhenie.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование на уроках литературы и русского языка приемов

технологии компетентностного подхода

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Куртлацкова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №918 г. Москва

Мысль, мышление – это ключевой слово в основе технологии, которую я начала практиковать при апробировании УМК Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой в 5-7 классах в 2007-2008 г.г. Меня заинтересовал прием развития правильного  типа читательской деятельности (путем диалога с автором – умение задавать вопросы), который является одним из составляющих технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП). РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Она привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях; это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Актуальность опыта.

Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Перед нами встали вопросы: как процесс составления «сухого» алгоритма, схемы, таблицы, помогающих систематизировать знания, «видеть» и анализировать их графически, превратить в увлекательное  занятие; как добиться четкости и точности ответов учащихся; как объединить «лириков» и «физиков» в их умениях, с одной стороны, «растекаться мыслью по древу», и, с другой стороны, предельно лаконично излагать информацию?  В решении этих вопросов мы видели перспективность опыта, который имел своей целью практическую значимость:

-  разработать методические рекомендации по применению приемов технологии РКМЧП; - определить результативность использования данной технологии: а) в классах разного уровня подготовки; б) в разнопрофильных группах учащихся.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко  мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП  с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

1) формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); 2) развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); 3) формирование культуры чтения и письма; 4) формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; 6) стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; 7) запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Представление системы учебных занятий

Нами разработаны и апробированы уроки различных типов с использованием технологии РКМЧП в разных классах по предметам русский язык и литература:

-  урок изучения новых знаний по развитию речи в 5-м классе, тема «Типы речи»;

- урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 9-м классе, тема «Неизвестный Грибоедов»;

- урок  обобщения и систематизации изученного по литературе в 7-м классе, тема «Читая, размышляй» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»);

- урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 6-м классе, тема «Заветы М.Пришвина (по сказке-были «Кладовая солнца»);

- система уроков изучения новых знаний по литературе (видеолекции) в 10-м классе, изучение творчества писателей и поэтов 19 в.

На данных уроках активно использовались следующие приемы технологии РКМЧП (см. Приложение 1): составление ассоциативных цепочек; прогнозирование по портрету; прием «ИНСЕРТ»; прием «Кластер»; прием «Корзина идей»; прием «Двухчастный дневник»; прием «тонких» и «толстых» вопросов; прием «Верные - неверные утверждения»; прием «Эссе»; прием «психорисунка»; прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов); прием «Составление синквейна».

        Технология РКМЧП учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, в процессе которой эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. Применяя эту технологию, я помогаю школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия  по расширению пространства знания. Обязательным этапом являются рефлексивные действия учащихся и педагога. Технология РКМЧП прочно вошла в мою педагогическую практику. Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии нравятся не только мне, но и учащимся.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                      Представление системы учебных занятий.

  • Составление ассоциативных цепочек

Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов»,  стадия вызова интереса.

Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные произведения, не дошедшие до нас). – ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие. Сначала мы еще раз обратим внимание на дату, которую поэт поставил в конце: 19 октября 1836 г. Очевидно, что это своеобразное посвящение, хотя и находится не в начале произведения: любимый лицей, дорогие сердцу друзья и наставники – лицейское братство. Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека.

Запишем в тетрадях  два слова: капитанская и дочка.

- Запишите к каждому слову ассоциации.

- А теперь вспомним основные события повести и распределим их между двумя столбиками. Нам помогут кластеры, приготовленные ребятами команд. Давайте рассмотрим, что у них получилось.

  • Прогнозирование по портрету

Пример: урок «Неизвестный Грибоедов»,  стадия реализации смысла.

Задание: Если внимательно всмотреться  в портреты писателя, созданные в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?

  • Прогнозирование

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова

Задание: Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на последнем уроке, посвященном этому произведению? (вспоминать, повторять, обобщать все, углубим знания по этому произведению).

  • Прием «ИНСЕРТ»

Пример: урок «Неизвестный Грибоедов»,  стадия реализации смысла.

Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».

  • Прием «Кластер»

           Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов»,  стадия реализации смысла.

Задание: 3, 4 , 5 группы читают материал, вычленяя ключевые слова для построения кластеров – схем, где в центре имя «Неизвестный Грибоедов», вам нужно пририсовать лучи.

Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость)

Описание: http://ppf.udsu.ru/homepages/belih/Psy/clip_image001.gif

Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова

Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет

Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами).

  • Прием «Корзина идей»

Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов»,  стадия реализации смысла.

Задание: А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися). Вынести на доску идеи учащихся.

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: Главным действующим лицом повести Пушкина, по крайней мере, одним из главных действующих лиц, является Гринев. Это видно и из ваших кластеров. Очевидно, к нему относится и эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? (корзина идей)

  • Прием «Двухчастный дневник»

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

Задание: Вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете  одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).

Цитата

Комментарий

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

  • Прием «тонких» и «толстых» вопросов

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто...?  Что...?  Когда...?  Как звать...?

Было ли...?  Верно ли ...? Мог ли…?

Дайте три объяснения, почему...?  Объясните, почему...?  Почему, вы думаете...?  В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...?  Согласны ли вы ...?

Примеры вопросов учащихся:

- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?

- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?

- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?

- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.

  • Прием «Верные - неверные утверждения»

Пример 1: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить сейчас, когда мы уже многое знаем и о повести, и об авторе, и об истории создания произведения. Как вы думаете, когда была написана автором повесть? Я вам предлагаю утверждения, а вы выберите, на ваш взгляд, верные и обоснуйте, используя материал, который вам уже известен:

- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным сразу после окончания Царскосельского лицея.

- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным после окончания Отечественной войны с Наполеоном.

-  Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в последние годы жизни писателя.

        Пример 2: урок по теме «М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества».

Задание: просмотреть видео лекцию, проставить +/- напротив утверждений.

Пример конспекта лекции.

1. Подлинная фамилия писателя – М.Е.Щедрин.

2. Н.Щедрин – литературный псевдоним писателя.

3. Сатирическая позиция писателя – отражение его государственной службы.

4. В биографии Салтыкова.-Щедрина и Пушкина есть общее звено.

5. Салтыков-Щедрин был своим человеком в чиновничьей среде.

6. Во время ссылки в Вятку Салтыкову-Щедрину запрещено было служить и т.д.

Пример 3: урок развития речи «Типы речи», стадия вызова.

Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».

Верные и неверные утверждения

    До изучения      

    После изучения

1.

Повествовать – значит описывать предмет, явление.

 

 

2.

К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?

 

 

3.

К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?

4.

Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

 

 

  • Прием «Эссе»

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.

Задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? Сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».

  • Прием «психорисунка»

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.

Задание: Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.

  • Прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Пример 1: урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс.

Задание: просмотреть видео лекцию. Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.

Конспект-опора

1. Где родился Толстой?________________________________

2. Почему в 13 лет Толстой  оказался в Казани?________________________

3. Какое образование удалось получить Толстому?_______________________

4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?__

5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)___ 2) ____3) ______

6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?________________________

7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»:  1) _____ 2) ____ 3) ____

8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?___

9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?__________

10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого____________

11. Что важно для сюжетной линии трилогии?___________________________

2. Какие две вещи отмечает Чернышевский – автор рецензии на трилогию Толстого? 1) ______________2) ____________

13. Что такое «диалектика души»?________________________

14. Каким терминов в 20 в. названо свойство «чистота детского воззрения на мир»?______

15. Главная особенность трилогии «Севастопольские рассказы»:_______

16. Какую роль сыграла трилогия «Сев. рассказы» в творческой судьбе Толстого?_______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

Мастер-класс "Использование на уроке литературы и русского языка приёмов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Мастер-класс даёт широкое представление о практическом применении метода критического мышления на уроке, иллюстрирует конкретные формы реализации на уроке....

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентстного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентстного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...


 

Комментарии

Куртлацкова Оксана Николаевна

Можно воспользоваться приемами, которые находятся в приложении