"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
статья (литература) по теме
Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку и литературе с использованием приемов данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 17.52 КБ |
prilozhenie.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование на уроках литературы и русского языка приемов
технологии компетентностного подхода
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Куртлацкова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №918 г. Москва
Мысль, мышление – это ключевой слово в основе технологии, которую я начала практиковать при апробировании УМК Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой в 5-7 классах в 2007-2008 г.г. Меня заинтересовал прием развития правильного типа читательской деятельности (путем диалога с автором – умение задавать вопросы), который является одним из составляющих технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП). РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Она привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях; это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Актуальность опыта.
Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Перед нами встали вопросы: как процесс составления «сухого» алгоритма, схемы, таблицы, помогающих систематизировать знания, «видеть» и анализировать их графически, превратить в увлекательное занятие; как добиться четкости и точности ответов учащихся; как объединить «лириков» и «физиков» в их умениях, с одной стороны, «растекаться мыслью по древу», и, с другой стороны, предельно лаконично излагать информацию? В решении этих вопросов мы видели перспективность опыта, который имел своей целью практическую значимость:
- разработать методические рекомендации по применению приемов технологии РКМЧП; - определить результативность использования данной технологии: а) в классах разного уровня подготовки; б) в разнопрофильных группах учащихся.
Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:
1) формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); 2) развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); 3) формирование культуры чтения и письма; 4) формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; 6) стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; 7) запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Представление системы учебных занятий
Нами разработаны и апробированы уроки различных типов с использованием технологии РКМЧП в разных классах по предметам русский язык и литература:
- урок изучения новых знаний по развитию речи в 5-м классе, тема «Типы речи»;
- урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 9-м классе, тема «Неизвестный Грибоедов»;
- урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 7-м классе, тема «Читая, размышляй» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»);
- урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 6-м классе, тема «Заветы М.Пришвина (по сказке-были «Кладовая солнца»);
- система уроков изучения новых знаний по литературе (видеолекции) в 10-м классе, изучение творчества писателей и поэтов 19 в.
На данных уроках активно использовались следующие приемы технологии РКМЧП (см. Приложение 1): составление ассоциативных цепочек; прогнозирование по портрету; прием «ИНСЕРТ»; прием «Кластер»; прием «Корзина идей»; прием «Двухчастный дневник»; прием «тонких» и «толстых» вопросов; прием «Верные - неверные утверждения»; прием «Эссе»; прием «психорисунка»; прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов); прием «Составление синквейна».
Технология РКМЧП учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, в процессе которой эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. Применяя эту технологию, я помогаю школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия по расширению пространства знания. Обязательным этапом являются рефлексивные действия учащихся и педагога. Технология РКМЧП прочно вошла в мою педагогическую практику. Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии нравятся не только мне, но и учащимся.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Представление системы учебных занятий.
- Составление ассоциативных цепочек
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия вызова интереса.
Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные произведения, не дошедшие до нас). – ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ
Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.
Задание: Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие. Сначала мы еще раз обратим внимание на дату, которую поэт поставил в конце: 19 октября 1836 г. Очевидно, что это своеобразное посвящение, хотя и находится не в начале произведения: любимый лицей, дорогие сердцу друзья и наставники – лицейское братство. Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека.
Запишем в тетрадях два слова: капитанская и дочка.
- Запишите к каждому слову ассоциации.
- А теперь вспомним основные события повести и распределим их между двумя столбиками. Нам помогут кластеры, приготовленные ребятами команд. Давайте рассмотрим, что у них получилось.
- Прогнозирование по портрету
Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: Если внимательно всмотреться в портреты писателя, созданные в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?
- Прогнозирование
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова
Задание: Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на последнем уроке, посвященном этому произведению? (вспоминать, повторять, обобщать все, углубим знания по этому произведению).
- Прием «ИНСЕРТ»
Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
- Прием «Кластер»
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: 3, 4 , 5 группы читают материал, вычленяя ключевые слова для построения кластеров – схем, где в центре имя «Неизвестный Грибоедов», вам нужно пририсовать лучи.
Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость)
Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова
Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет
Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост
Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.
Задание: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами).
- Прием «Корзина идей»
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися). Вынести на доску идеи учащихся.
Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.
Задание: Главным действующим лицом повести Пушкина, по крайней мере, одним из главных действующих лиц, является Гринев. Это видно и из ваших кластеров. Очевидно, к нему относится и эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? (корзина идей)
- Прием «Двухчастный дневник»
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.
Задание: Вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).
Цитата | Комментарий |
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".
- Прием «тонких» и «толстых» вопросов
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.
Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…? | Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? |
Примеры вопросов учащихся:
- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?
- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?
- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?
- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.
- Прием «Верные - неверные утверждения»
Пример 1: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.
Задание: По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить сейчас, когда мы уже многое знаем и о повести, и об авторе, и об истории создания произведения. Как вы думаете, когда была написана автором повесть? Я вам предлагаю утверждения, а вы выберите, на ваш взгляд, верные и обоснуйте, используя материал, который вам уже известен:
- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным сразу после окончания Царскосельского лицея.
- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным после окончания Отечественной войны с Наполеоном.
- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в последние годы жизни писателя.
Пример 2: урок по теме «М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества».
Задание: просмотреть видео лекцию, проставить +/- напротив утверждений.
Пример конспекта лекции.
1. Подлинная фамилия писателя – М.Е.Щедрин.
2. Н.Щедрин – литературный псевдоним писателя.
3. Сатирическая позиция писателя – отражение его государственной службы.
4. В биографии Салтыкова.-Щедрина и Пушкина есть общее звено.
5. Салтыков-Щедрин был своим человеком в чиновничьей среде.
6. Во время ссылки в Вятку Салтыкову-Щедрину запрещено было служить и т.д.
Пример 3: урок развития речи «Типы речи», стадия вызова.
Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».
№ | Верные и неверные утверждения | До изучения | После изучения |
1. | Повествовать – значит описывать предмет, явление. |
|
|
2. | К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ? |
|
|
3. | К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ? | ||
4. | Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке. |
|
|
- Прием «Эссе»
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.
Задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? Сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».
- Прием «психорисунка»
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.
Задание: Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.
- Прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)
Пример 1: урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс.
Задание: просмотреть видео лекцию. Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.
Конспект-опора
1. Где родился Толстой?________________________________
2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?________________________
3. Какое образование удалось получить Толстому?_______________________
4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?__
5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)___ 2) ____3) ______
6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?________________________
7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»: 1) _____ 2) ____ 3) ____
8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?___
9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?__________
10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого____________
11. Что важно для сюжетной линии трилогии?___________________________
2. Какие две вещи отмечает Чернышевский – автор рецензии на трилогию Толстого? 1) ______________2) ____________
13. Что такое «диалектика души»?________________________
14. Каким терминов в 20 в. названо свойство «чистота детского воззрения на мир»?______
15. Главная особенность трилогии «Севастопольские рассказы»:_______
16. Какую роль сыграла трилогия «Сев. рассказы» в творческой судьбе Толстого?_______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....
Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....
Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...
"Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы
мастер - класс...
Мастер-класс "Использование на уроке литературы и русского языка приёмов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Мастер-класс даёт широкое представление о практическом применении метода критического мышления на уроке, иллюстрирует конкретные формы реализации на уроке....
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентстного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентстного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Комментарии
Можно воспользоваться
Можно воспользоваться приемами, которые находятся в приложении