Ф.Тютчев"Весенняя гроза"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Дереза Галина Викторовна

Анализ стихотворного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_tyutchev.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»

Цели урока:

познакомить учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»; раскрыть идею и смысл стихотворения; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить выразительно читать; 2) развивать в детях эмоционально чувствительное отношение к действительности; формировать личностное видение окружающего мира; способствовать развитию памяти, внимания.; 3) прививать любовь к родной поэзии.

Оборудование: портрет, словарь, учебники, цветные полоски, указки, простые карандаши, таблички с терминами, картинки к артикуляционной сказке, схема для глаз, иллюстрации к стихотворению, таблица для выразительного чтения, оформление доски, загадка.

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем  урок.

Артикуляционная гимнастика.

Сказка «Учебная»

Язычок знаком вам, дети,

Мы его улыбкой встретим.

(Широко улыбаться, растягивая губы)

Это язычок пришел,

Вправо он сейчас пошел.

(Рот приоткрыть, высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху)

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал.

(Тянуться языком к левому уху)

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

(Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.)

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает.

(Держать рот широко открытым, тянутся языком к носу)

он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

(Держать рот открытым. Тянутся языком к подбородку)

Язычок не устает,

Тянется теперь вперед.

        (Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед)

В прятки поиграть он рад:

отступает шаг назад.

(Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта)

Поиграл с тобою в прятки

И помчаться на лошадке.

(Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуты в улыбке)

Говорит он: «До свидания!»

Тебе машет на прощанье.

(Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать, широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю)

Дыхательная гимнастика.

Дышим на счет.

1-2-3-4 – вдох

1-2-3-4 – выдох

1-2-3- вдох

1-2-3- задержать дыхание

1-2-3-4 – вдох

1-2-3-4 – лисица-сестрица сочинять мастерица (на выдохе).

IV. Проверка домашнего задания. (Чтение по цветным полоскам)

- Почему нельзя смотреть на скворчат в гнезде? Прочитайте.

- Подтвердите примерами из текста, что «скворец – птица трудовая и закалистая». Прочитайте.

V. Тема урока.

Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия? (это стихи)

- Давайте посмотрим, сколько значений слова «поэзия» существует в толковом словаре С.И. Ожегова. (Зачитывает значения слова из словаря С.И. Ожегова)

- Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.

- Поэзия – красота и прелесть чего-либо.

- Начнем наше путешествие с речевой зарядки. Читаем вслух по моей указке.

Шум, блеск, всплеск, гам.

Гром, треск, плеск, трам! (на доске)

- Похожи ли эти слова на стихотворение? Если да, то почему?

(Похожи, потому что они складываются, строчки заканчиваются одинаково)

- Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называется РИФМОЙ.

- Все ли слова мы произносим одинаково?

- Нет. Одни слова мы говорим тише, другие  - громче.

- Правильно, это называется ИНТОНАЦИЕЙ.

- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово. Попытайтесь прочитать слова с чувством радости. Шум, блеск, всплеск, гам, грамм, треск, плеск, трам!

- Читаем с другой интонацией, спрашиваем, выделяем 4 слово, которое подчеркиваем.

Апрель, капель, звенел, гремел, кричал, пел? (на доске)

- Отгадайте загадку: кто это?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Это жук, он жужжит).

- Какой звук помог вам отгадать эту загадку?

(звук «ж». Он в этом стихотворении часто встречается)

- Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром. Этим средством часто пользуются поэты. Называется оно ЗВУКОПИСЬ.

Слово об авторе.

Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. Жил Федор Иванович более ста лет назад. Он любил русскую природу и воспевал ее в своих произведениях. Прочитаю вам одно из его стихотворений, которое называется «Весенняя гроза». Послушайте внимательно

VII. (Учитель читает стихотворение)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Какие краски вы взяли бы, чтобы нарисовать подобную картину? (яркие, сочные, желтые, голубые, зеленые)

- Какие звуки живут в этом стихотворении? (Здесь живут громкие, радостные звуки, звуки грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше; ручьи журчат.)

VIII. Упражнения для глаз.

IX. Словарная работа.

- Прочитайте внимательно стихотворение. Найдите и запомните (подчеркните) непонятные слова («резвяся», «раскаты», «перлы», «нагорный»)

- Значения многих слов вы уже знаете, давайте вспомним их.

X. Анализ стихотворения.

- Читаем первую строфу. Что хотел нам сказать автор?

(Один читает вслух)

( Он хотел сказать, что любит грозу)

- Как вы думаете почему?

(Первая гроза – предвестник лета. Бурные потоки смывают все с земли, умывают ее, природа просыпается)

- Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

(«Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом»)

- Кто может резвиться и играть? (ребенок)

- Правильно! У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек, читаем 2 строфу. Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром – маленький ребенок?

(1-й ученик читает 2 строфу)

(Поэт говорит, что раскаты – молодые)

- Какие «нити» золотит солнце?

- Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – золотые солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках.

- Читаем 3 строфу. Как природа встречает весеннюю грозу?

(1-й ученик читает) (Природа встречает весну с радостью.)

- Докажите, зачитайте.

(«Все вторит весело громам»)

Птицы повторяют раскаты грома. Их повторяют лес, горы.

- Прочитайте стихотворение целиком (хором).

- Какой звук повторяется чаще других?

(это звук «р» - гроза, гром, грохочет, резвятся, играя, нагорный. Гром гремит, грохочет. Раскаты его похожи на рычание)

- Звук «р» резкий, грохочущий. Такой же, как гром. Звук «р» - звонкий.

XI. Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

XII. Словесное рисование.

- Ребята! Представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

(Небо – голубое-голубое, солнечные лучи, блестящие капли, яркую траву, солнце, лужи, деревья, луг с цветами)

- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что это за слово – пейзаж?

(Пейзаж – картина природы).

- Ваши ответы очень отличаются друг от друга. Почему?

(Каждый человек рисует то, что ему хочется, передает в картине свое настроение)

XIII. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

И.П.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Опускание головы, чтобы образовался двойной подбородок – вдох, выдох.

И.П.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Покачивание головы. Вдох – И.П. – выдох.

И.П.: руки вдоль тела, голову держать прямо. Поднять руки вверх ладонями вовнутрь, понять голову и посмотреть на потолок. Вытянуться, на носках – вдох, И.П., выдох.

И.П.: ноги на ширине плеч. Руки поднять, пальцы в кулак, наклониться, дотронуться до пола руками – вдох, И.П., выдох.

Работа над выразительным чтением.

Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.

- Давайте повторим, какие правила выразительного чтения вы знаете?

(Читать надо не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Если часто повторяются одни и те же звуки, то их тоже надо выделять голосом. Надо делать паузы на месте «.», «!», «?»)

- Самостоятельно составляем партитуру. Проверим, как вы поработали над текстом.

 XIV. Конкурс чтецов.

XV. Итог урока.

- Подводим итог нашей работы. Чем мы занимались на уроке? (Познакомились с стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»)

- С какими принципами стихотворной речи вы познакомились? (рифмой, звукописью, интонацией)

XVI. Оценивание.

XVII. Домашнее задание – индивидуально.

Выучить стихотворение.

Выучить отрывок.

Выразительное чтение и нарисовать к нему иллюстрацию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф.И.Тютчев. Весенние воды

В слайд-шоу использована фонограмма стихотворения  Ф. И. Тютчев "Весенние воды"...

Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...

Урок литературы в 7 классе "Анализ стихотворения "Весенняя гроза" Ф.И.Тютчева"

В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие....

Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза» (урок открытия новых знаний)

Разработка урока по литературе в 6 классе в соответсвтии с ФГОС...

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза». (Занятие элективного курса)

Сравнительный анализ стихотворений основывается на композиционных и лингвистических особенностях текстов, системе художественных образов с опорой на фонетический и морфологический уровни; выявля...

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...