Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза». (Занятие элективного курса)
план-конспект урока (11 класс) на тему

Луканина Марина Юрьевна

 

Сравнительный анализ стихотворений основывается на композиционных и лингвистических особенностях текстов, системе художественных образов с опорой на фонетический и морфологический уровни; выявляется индивидуально авторская стилистика каждого поэта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutchev_i_zabolotskiy_.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Луканина, учитель русского языка и литературы

МОУСОШ № 8 г. Томска

Тема: Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

           и Н.А. Заболоцкого «Гроза». (Занятие элективного курса)

Цель: 

  • Выявить динамику развития взглядов Н.А. Заболоцкого и Ф.И. Тютчева на многообразие окружающего мира, раскрыть символический подтекст и различные смыслы двух поэтических текстов.
  • Способствовать рефлексии учащихся
  • Формировать умения делать сопоставительный анализ двух текстов, выявлять в них различия на информативно- смысловом и прагматическом уровнях
  • Развивать исследовательские умения учащихся
  • Повторить и обобщить знания о стилистических возможностях фонетики

Ход занятия:

  1. Слово учителя:

Н.А. Заболоцкий в статье «Мысль – образ – музыка» (1957), анализируя работу поэта, приходит к выводу: «Мысль – образ – музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт».

        Свой анализ мы и будем строить, учитывая указанное триединство, характерное для Заболоцкого.

        «Гроза» – одно из лучших стихотворений Н. Заболоцкого, образец современной (философской) лирики.

Задание: запишите свои ассоциации, связанные с названием стихотворения

  1. Представление стихотворения Н. Заболоцкого.

 – Скажите, принимая во внимание внешние признаки, о чём это стихотворение? Совпали ли ваши ассоциации с теми образами, которые даются в поэтическом тексте?

О природе, натурфилософские стихи.

  Какая психологическая аналогия возникает?

Гроза – поэтическое вдохновение

«в белом облаке

                                катится слово»

подобная манера психологической аналогии характерна и для Тютчева

               

  1. Представление стихотворения Ф.И. Тютчева

 Если говорить о композиционном построении, что роднит оба стихотворения?

Стихи делятся на две симметричные части, у Заболоцкого начинается со сравнительного «Так…».

Контрастная игра тёмного и светлого начал, между ними относительно чёткая граница, которая делит стихи на равные части.

Заболоцкий: I часть тень, сумрак, тёмная рука, ночь; II часть светлоокая дева, дивный блеск, белое облако, сияющий дождь.

Тютчев: I часть весенний, первый, в небе голубом, раскаты молодые, перлы, нити, солнце; II часть  поток, птичий гам, нагорный, вторит, кубок.

Исследовательское наблюдение: подтвердите или опровергните с помощью текстов стихотворений мысль Ю.Айхенвальда: природа  «не бесцветный фон дневных забот, а важное событие общемировой жизни, которая отражается в индивидуальной душе».

- Есть ли в стихотворениях лирический герой, каково его настроение, статична ли нарисованная картина, какой ряд преобладает: акустический или визуальный?

   Лирический герой = авторское «я», у Тютчева и у Заболоцкого подчёркнуто личными глаголами; у Заболоцкого приближение грозы воспринимается зрением и слухом; чередование глухих шипящих с мелодичным «л», тишина с отдалёнными перекатами ( легла- слилась, зарница- шевелится- птица); у Тютчева: весенний- резвяся- играя- грохочет- небе- гремят- раскаты. Превосходно работает звукопись в обоих стихотворениях.

IV.        Задание: основы тютчевского «мироздания» сформировал в конце XIX века русский философ В.Соловьёв, по его словам, Тютчев особенно сильно чувствовал и ясно сознавал « ту таинственную основу всякой жизни,- природной и человеческой, – основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества». Найдите эту « таинственную основу всякой жизни» у Тютчева и Заболоцкого.

Заболоцкий: светлоокая дева

 Тютчев: ветреная Геба                                осмысление грозы как свободной

                                                                        великой стихии, имеющей язык

                                                                        и душу, у Заболоцкого любимое

                                                                        тютчевское слово «сумрак», связанное всегда с представлениями и тишине, прохладе, успокоении, приобретают другое значение: сумрак восторга радость, вдохновение, восторг.

 

- Нередко главное сосредоточено в заглавии. Почему у Тютчева «Весенняя гроза», а у Заболоцкого просто «Гроза»?

Вывод: у Тютчева пробуждение природы, пейзажно-философская картина, которая говорит о том, насколько глубоки раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, о человечестве, какое Человек место занимает в мире, и в чём его Судьба; возвращается к исходным темам познания людьми мира. Влияние на Заболоцкого бесспорно, но он в решении этой темы неповторим и самобытен, и в его самобытности и заключено родство с философской лирикой Тютчева, развитие традиций Тютчева.

V.        Слово учителя: Заболоцкий со школьных лет пристрастился к естественным наукам, стал вдумчивым читателем трудов В.И.Вернадского, К.А.Тимирязева, К.Э.Циолковского, его захватывают утопические мечты о грандиозном преображении природы, при котором человек уже не удовольствуется собственным освобождением от всех видов гнёта и перестанет чисто потребительски и хищнически относиться к животным и растениям. И это всё отразится в его оригинальном творчестве, но центральная тема будет неизменна: сложные взаимоотношения человека и природы, мысли о бессмертии и метаморфозах материи, о причудливом ходе эволюции и круговороте веществ.

Зная, что лирический герой Заболоцкого ощущал себя частью природы, верил, что человек не умирает, а после смерти перевоплощается в другие материальные формы, найдите образные метафоры, объясните их происхождение.

Природа у Заболоцкого не противоречит человеку, он как бы растворён в ней (зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновения, молния мысли). Авторское «я» выражено в прямо обозначенном чувстве, волнующем признании, которое не только прямым является, но и передаёт внутреннее состояние, предшествующее рождению стиха.

VI.        Проблемное задание. Исследователи Е.А.Маймин и Э.В.Слинина отмечают: «У Заболоцкого обычны сопоставления природы и человека. Параллель « человек- природа» традиционна, она связана с фольклорной традицией. В «Грозе» параллелизм несколько сложнее. Гроза и поэтическое вдохновение, соединённые психологической параллелью в первых двух строфах, сопоставлены затем с событием, имеющим смысл таинственный и высокий».

  1. Как вы думаете, в чём отличие, большая сложность параллелизма в изображении природы в «Грозе» и в фольклорной традиции?
  2. Согласны ли вы с тем, что в первых двух строфах « гроза и поэтическое вдохновение» соединены « психологической параллелью»? Если да, то в чём вы увидели наличие такой параллели?
  3. Как вы думаете, какое событие, имеющее « смысл таинственный и высокий», упоминают исследователи? В чём возвышенность и таинственность этого события?

В I части- 1-2 строфа: образ человека, охваченного муками творчества( « тьма», масса глаголов, смятение души человека- творца, он идёт к свету в 3-4 строфе. Во II части-3-4 строфа содержит развёрнутое сравнение ( « Так…»), в «белом облаке катится слово», готовое пролиться дождём на землю.

Движение в художественном пространстве сверху вниз

      Сумрак- восторг                                                     ночь- вдохновение

                                   Это присуще и человеку, и природе

Молния мысли = мысль молнии

уравновешены

В строке « Человеческий шорох…» звукопись (сумрак, ночь, тёмная рука). «Вещий» – поэтический образ, передающий состояние, когда чувства обострены, все впечатления объединяются высшей, мгновенной сосредоточенностью внутреннего мира (перенос ударения в двух последних строчках второй строфы, замедление, с 5-6-стопного анапеста до 4 ударных слогов в 3-м стихе  большая протяжённость ударных и дополнительное ритмическое ударение в конце стиха, впечатление громового раската усилено и внутренней рифмой « громов слов».

Вывод: у Заболоцкого параллель « человек- природа» традиционна, она психологически соединяет 1-2 строфу с 3-4, с тем, что произойдёт таинственного дальше, в этом символический и обобщённый смысл, однако логически ничего не объясняется. Подобные возвышающие сравнения, которые предмет не проясняют, но как бы делают его сложнее и ещё значительнее есть и в поэзии Тютчева.

- Возвышающее неясным предстаёт образ светлоокой девы в «Грозе», какие возможны ассоциативные значения?

Скрытая реминисценция мифа об Афродите, радуга, которая появляется после грозы, рождение заново души человека, очищенной « грозовым» вдохновением, творчеством, самой творческой силой природы; в этом состоянии человек осознаёт себя « над просторами круга земного». «Светлоокая дева» – новый миф, в котором сохранено представление и об Афродите, и о радуге  мир фантастичен, события в нём торжественны, но нелогичны, само появление девы в мире природы вызывает странные перемены: а) «…Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево Увидавшие небо стада» (правильная симметрия подчёркивает движение); б) большая пауза в конце строфы (12 строчка  последний стих вдвое короче предыдущих); в) в последней строфе  торжественность события, восхищённое к нему отношение (эмоциональный зачин, повторы усиливают впечатление всеохватного, бесконечного, « надмирного» пространства.

Вывод: - Светлоокая дева параллель грозе и вдохновению, она сама рождена и человеческим сознанием, и грозовой природой. Это символ творчества природы и человека.

- Одновременно это и самостоятельный образ, обладающий властью над природой и словом: всё меняется с её появлением в природе, изменяется и человек.

- Природа способна сама творить слово, человек преодолел разрыв с нею, в мире существует в этот момент счастливая гармония, всё становится праздничным и музыкально звучащим (яркая звукопись!)

VII.        Организация рефлексии учащихся.

Учитель: Давайте попробуем отрефлексировать то, в какой последовательности мы провели лингвистическое исследование двух текстов, что и для чего делали в процессе интерпретации текста.

В ходе беседы учащиеся выделяют следующие этапы работы над текстом:

1. Обращение к заглавию текста и построение ассоциаций, связанных с ключевым словом, обозначенным в заголовке.

2. Первоначальное восприятие текста на эмоциональном уровне.

3. Лингвистическое комментирование композиционных особенностей текстов.

4. Выбор языковых единиц текста для лингвистического анализа.

5. Выявление системы художественных образов текстов (образ грозы, образ мироздания, образ лирического героя).

6.Понимание авторской позиции.

7. Культурологический контекст поэтических картин действительности.

8. Выявление индивидуально- авторских особенностей стиля.

VIII.         Подведение итогов работы.

Представим вышеизложенный материал в виде следующей таблицы:

Тютчев

Заболоцкий

Ассоциативный образ

Гроза – природа - стихия – гармония мироздания

Гроза, поэт, вдохновение

Регулятивные средства:

- фонетика (звукопись)

- лексика

- морфология

чередование г||р||с; ассонанс о – а;

созвучие небесного (нити, солнце, в небе голубом) и земного (поток, нагорный кубок)

личные глаголы (авторское «я»)  

чередование глухих шипящих с «л»

контраст светлого и тёмного начал

личные глаголы (авторское «я»)

Идея

ветреная Геба        пробуждение природы        думы о мире и Человеке, жизни и смерти        Человек и Судьба. Значительность и сложность символической параллели «Человек – природа».

светлоокая дева       сумрак восторга, вдохновение        познание Человеком мира       муки творчества. Усложнение символических сравнений: светлоокая дева – миф об Афродите; светлоокая дева – гроза – вдохновение – человеческое сознание – поэтическое слово

В итоге, Н.А.Заболоцкий, поэт XX века, замечательный ученик поэта XIX века Ф.И.Тютчева. Для обоих важно философское осмысление мира природы как стихии и мира Человека как творца. Сила поэтического вдохновения у Тютчева рождает неповторимый образ весенней грозы, а Заболоцкий, продолжая эту тему утверждает, что природа является самостоятельным образом, поэтому способна сама творить слово.

                                           Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

              Ф.И.Тютчев

                                              Гроза

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,

Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.

Всё труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,

Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь

                                                               вдохновенья,

Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной

                                                                руке,

Эту молнию мысли и медлительное появленье

Первых дальних громов – первых слов на родном языке.

Так из тёмной воды появляется в мир светлоокая дева,

И стекает по телу, замирая в восторге, вода,

Травы падают в обморок, и направо бегут и налево

Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,

Удивлённая, смотрит в дивном блеске своей наготы.

И, играя громами, в белом облаке катится слово,

И, сияющий дождь на счастливые рвётся цветы.

                                       Н.А. Заболоцкий

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ф.И.Тютчев

Гроза

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,

Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.

Всё труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,

Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь

                                                               вдохновенья,

Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной

                                                                руке,

Эту молнию мысли и медлительное появленье

Первых дальних громов – первых слов на родном языке.

Так из тёмной воды появляется в мир светлоокая дева,

И стекает по телу, замирая в восторге, вода,

Травы падают в обморок, и направо бегут и налево

Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,

Удивлённая, смотрит в дивном блеске своей наготы.

И, играя громами, в белом облаке катится слово,

И, сияющий дождь на счастливые рвётся цветы.

                                       Н.А. Заболоцкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интонационный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как неожиданно и ярко..."

Пример интонационного анализа стихотворения, который можно использовать для анализа лирических произведений....

Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...

Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"

В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Тарковского "Бессонница"

Данная презентация может быть использована на уроках изучения творчества Ф.И.Тютчева. Кроме того, она может быть полезна для обучения учащихся анализу поэтического текста....

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...