Главные вкладки

    Литературно – музыкальная композиция к 65 – летию Великой Победы.
    методическая разработка по литературе по теме

    Литературно- музыкальная композиция

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stroki_opalyonnye_voynoy.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Строки опаленные войной.

    Литературно – музыкальная композиция к 65 – летию Великой Победы.

    (Занавес закрыт. За сценой учитель читает отрывок из «Реквиема» Р.Рождественккого.)

    Помните!

    Через века,

    Через года –

    Помните!

    О тех,

     Кто уже не придет

    Никогда –

    Помните!

    Памяти павших будьте достойны!

    Вечно достойны!

    Люди!

    Покуда сердца стучаться, - помните!

    Какою ценой завоевано счастье, -

    Пожалуйста,

    Помните!

    Детям свои расскажите о них, чтоб

    Запомнили!

    Детям детей расскажите о них,

    Чтобы тоже помнили!

    Помните!

    Через века, через года, -

    Помните!

    О тех, кто уже не придет никогда –

    Помните!

    Памяти павших будьте достойны!

    Вечно достойны!

    Люди! Покуда сердца стучатся, -

    Помните!

    Какою ценой завоевано счастье, -

    Пожалуйста,

    Помните!

    Детям свои расскажите о них, чтоб

    Запомнили!

    Детям детей расскажите о них,

    Чтобы тоже помнили!

    Вед 1:  9 мая 2010 года в 65 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и ныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

    Вед  2:  Год 1941 – й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеялась, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не заденет нашу страну.

    Июнь… Клонился к вечеру закат.

    И белой ночи разливалось море,

    И раздавался звонкий смех ребят,

    Не знающих, не ведающих горя.

    (музыка «С чего начинается Родина»)

    Июнь: тогда еще не знали мы,

    Со школьных вечеров шагая,

    Что завтра будет первый день войны,

    А кончится лишь в 45-м, в мае.

    Вед 1:  Фашистское руководство тщательно готовило нападение на нашу страну с целью уничтожить, завоевать мировое господство Гитлер, характеризуя предстоящую войну, цинично заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…»

    (выходят три парня)

    Боец 1: Они хотят нас уничтожить,

    Чем жизнь прекрасна и добра,

    Всю радость мира подытожить

    Бандитским взмахом топора.

    Они ораву воспитали

    Убийц, смакующих погром,

    И много стран четвертовали

    Кровавой свастики крюком.

    Боец 2: Казалось, было холодно цветам,

    И от росы они слегка поблекли.

    Зарю, что шла по травам и кустам,

    Обшарили немецкие бинокли.

    Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

    И пограничник протянул к ним руки.

    А немца, кончив кофе пить, в тот миг

    Влезали в танки, закрывали люки.

    Такою, все дышало тишиной,

    Что вся земля еще спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Всего каких то пять минут осталось!

    Боец 3: Тот самый длинный день в году

    С его безоблачной погодой

    Нам выдал общую беду

    На всех, на все четыре года.

    Она такой вдавила след

    И стольких наземь положила,

    Что двадцать лет и тридцать лет

    Живым не верится, что живы.

    Боец 1: Сорок первый!

    Июнь.

    Год и месяц борьбы всенародной.

    Боец 2: Даже пылью времен

    Затянуть эту дату нельзя.

    Боец 3: Поднималась страна

    И на фронт уходили поротно,

    Кумачовый звезды

    На полотнах знамен унося.

    Вед 2: 22 июня 1941 год. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в круповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий (55 млн. человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков – все это двигалось на нас, на наших бабушек и дедушек, которые были молоды так же, как мы с вами.

    Вед 1: Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ.»

    (Гаснет свет. Звучит музыка «Вставай страна огромная»)

    Вед 2: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом?

    Какими были они, солдаты Великой Отечественной?

    Какие они, ребята поколения сороковых?

    Сороковые, роковые.

    Военные и фронтовые,

    Где извещения похоронные

    И перестуки эшелонные.

    Гудят накатанные рельсы.

    Просторно.

    Холодно.

    Высоко.

    И погорельцы, погорельцы

    Кочуют с запада к востоку…

    А это я на полустанке

    В своей замурзанной ушанке,

    Где звездочка не уставная,

    А вырезанная из банки.

    Да, это я на белом свете,

    Худой, веселый и задорный.

    И у меня табак в кисете,

    И у меня мундштук наборный,

    И я с девчонкой балагурю,

    И больше нужного хромаю,

    И пайку надвое ломаю,

    И все на свете понимаю.

    Как это было! Как совпало –

    Война, беда, мечта и юность!

    И это все в меня запало,

    И лишь потом во мне очнулось.

    Сороковые, роковые,

    Свинцовые, пороховые…

    Война гуляет по России,

     А мы такие молодые!

    Вед 1: «Такие молодые» встретили грудью врага, защищали Родину, они были «такие молодые», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.

    Вед 2: Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть – ответственность за судьбу Отчизны. Были ли они готовы к этому испытанию?

    Ах, война, что ж ты сделала подлая:

    Стали тихими наши дворы,

    Наши мальчики головы подняли –

    Повзрослели они до поры,

    На пороге едва помаячили

    И ушли – за солдатом солдат…

    До свидания, мальчики!

    Мальчики,

    Постарайтесь вернуться назад.

    Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

    Не жалейте не пуль, ни гранат

    И себя не щадите,

    И все-таки

    Постарайтесь вернуться назад.

    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала

    Вместо свадеб – разлука и дым,

    Наши девочки платьица белые

    Раздарили сестренкам своим,

    Сапоги – ну куда от них денешься?

    Да зеленые крылья погон…

    Вы наплюйте на сплетников, девочки,

    Мы сведем с ними счеты потом!

    Пусть болтают, что верить вам не во что,

    Что идете войной наугад…

    До свидания, девочки!

    Девочки,

    Постарайтесь вернуться назад.

    Вед 1: Это звучало как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад!» Но не всем было дано вернуться, помним, помним о павших, о боевых друзьях.

    Вед 2:  Поэт Давид Самойлов вспоминает «трудные и невозвратные» потери. Поэт Павел Коган. Поэт Михаил Кульчицкий. Поэт Николай Майоров.

    Перебирая наши даты,

    Обращаюсь к тем ребятам,

    Что в сорок первом

    Шли в солдаты

    И в гуманисты в сорок пятым.

    А гуманизм не просто термин,

    К тому же, говорят, абстрактный.

    Я обращаюсь вновь к потерям,

    Они трудны и невозвратны.

    Я вспоминаю Павла,

    Мишу,

    Илью,

    Бориса,

    Николая.

    Я сам теперь от них завишу,

    Того порою не желая…

    Вед 1: Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное, были чем то похожи на нас, на тебя или на тебя; но они росли в другое время, когда в воздухе уже пахло порохом, когда коричневая чума уже застилала небосвод Европы. Они были романтиками, они мечтали о подвиге.

    Мы были высоки, русоволосы.

    Вы в книгах прочитаете как миф

    О людях, что ушли не  долюбив,

    Не докурив последней папиросы.

    Когда б не бой, не вечные исканья

    Крутых  путей к последней высоте,

    Мы б сохранились в бронзовых веяньях,

    В столбцах газет, в набросках на холсте.

    Вед 2: Эти строки поэт Николай Майоров писал в 1940 году. Н. Майоров погиб в феврале 1942 года на Смоленщине.

    Вед 1: Поколение сороковых. Один из этого поколения, Павел Коган, вглядываясь в завтрашний день, пророчески предвидел свою судьбу, судьбу многих ровесников:

    Упасть лицом на высохшие травы,

    Нам лечь, где лечь.

    И там не встать, где лечь.

    Упасть лицом на высохшие травы

    И уж не встать и не попасть в анналы,

    И даже близким славы не сыскать.

    И, задохнувшись «Интернационалом»…

    Вед 2: П.Коган погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная, под Новороссийском во время поиска разведчиков. Он предугадал все, даже высохшие травы, все, кроме одного: слава о нем, разведчике и поэте, жива, не померкнет слава поколения победителей живых и павших.

    Вед 1: Романтики поколения сороковых не досчитались многих. Но они пали не как жертвы, а как солдаты, они научились воевать, они поняли, «какая она, война не книжная».

    Вед 2: Какая она, война не книжная, понимали романтики и мечтатели сороковых.

    Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник!

    Что? Пули в каску безопасней капель?

    И всадники проносятся со свистом

    Вертящихся пропеллерами сабель.

    Я раньше думал: лейтенант

    Звучит «налейте нам».

    И, зная топографию,

    Он топает по гравию.

    Война ж совсем не фейерверк,

    А просто трудная работа,

    Когда черна от пота

    На пахоте пехота.

    Марш!

    И глина в чавкающем топоте

    До мозга костей промерзших ног

    Наворачивается на чеботы

    Весом хлеба в месячный поек

    Вверх скользит.

    На бойцах и пуговицы вроде

    Чешуи тяжелых орденов.

    Не до ордена.

    Была бы Родина

    С ежедневными Бородино!

    Вед 2: Эти стихи Михаил Кульчицкий  написал в декабре 42-го под Москвой. В январе 43-го он погиб под Сталинградом. Один из поколения романтиков сороковых. Один из миллиона павших.

    Вед 1: Имя Мусы Джалиля, поэта-борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Мусы не оставляем равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное, вдохновенное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненный, он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря  не сломил поэта, с большим риском для жизни он создает подпольную антифашистскую организацию,  которая организовывала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Бюерлинею Его поэзия и сейчас звучит, как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.

    Варварство.

    Они с детьми погнали матерей

    И яму рыть заставили, а сами

    Они стояли, кучка дикарей,

    И хриплыми смеялись голосами.

    У края бездны выстроили в ряд

    Бессильных женщин, худеньких ребят.

    Пришел хмельной майор и медными глазами

    Окинул обреченных… мутный дождь

    Гудел в листве соседних рощ

    И на полях, одетых мглою,

    И тучи опустились над землею,

    Друг друга с бешенством гоня…

    Нет, этого я не забуду дня,

    Я не забуду никогда, вовеки!

    Я видел: плакали, как дети, реки,

    И в ярости рыдала мать-земля.

    Своими видел я глазами,

    Как солнце скорбное, омытое слезами,

    Сквозь тучу вышло на поля,

    В последний раз детей поцеловало,

    В последний раз…

    Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

    Он обезумел. Гневно бушевала

    Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

    Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

    Он падал, издавая вздох тяжелый.

    Детей внезапно охватил испуг, -

    Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

    И выстрела раздался резкий звук,

    Прервав проклятье,

    Что вырвалось у женщины одной.

    Ребенок, мальчуган больной,

    Головку спрятал в складках платья

    Еще не старой женщины. Она

    Смотрела, ужаса полна.

    Как не лишиться ей рассудка!

    Все понял, понял все малютка.

    - Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

    Он плачет и , как лист, сдержать не может дрожи.

    Дитя, что ей всего дороже,

    Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

    Прижала к сердцу, против дула прямо…

    - Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

    Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

    И хочет вырваться из рук ребенок,

    И страшен плач, и голос тонок,

    И в сердце он вонзается как нож.

    -Не бойся, мальчик мой.

    Сейчас вздохнешь ты вольно.

    Закрой глаза, но голову не прячь,

    Чтобы тебя живым не закопал палач.

    Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –

    И он закрыл глаза. И заалела кровь,

    По шее лентой красной извиваясь.

    Две жизни наземь падают, сливаясь,

    Две жизни и одна любовь!

    Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,

    Заплакала земля в тоске глухой.

    О, сколько слез, горячих и горючих!

    Земля моя, скажи мне, что с тобой?

    Ты часто горе видела людское,

    Ты миллионы лет цвела для нас,

    Но испытала ль ты хотя бы раз

    Такой позор и варварство такое?

    Страна моя, враги тебя грозят,

    Но выше подними великой правды знамя,

    Омой его, земля, кровавыми слезами,

    И пусть его лучи пронзят,

    Пусть уничтожат беспощадно

    Тех варваров, тех дикарей,

    Что кровь детей глотают жадно,

    Кровь наших матерей…

    Вед2: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле:  фашистами было организованно страшное по своей жестокости уничтожение русского народа. Но миф о неполноценности русских потерпел крах. Да, нам было что защищать, мы не собирались сдаваться.

    Вед 1: Что же дало советским людям силы победить страшного, опасного врага, тем более опасного, что не было для него ничего святого, никаких человеческих ценностей?

    Вед 2: В дни, когда судьба наша определялась словами «Родина или смерть», поэт Константин Симонов написал эти строки.

    Касаясь трех великих океанов,

    Она лежит, раскинув города,

    Покрыта сеткою меридианов,

    Непобедима, широка, горда.

    Но в час, когда последняя граната

    Уже занесена в твоей руке

    И в краткий миг припомнить разом надо

    Все, что у нас осталось вдалеке.

    Ты вспоминаешь не страну большую,

    Какую ты изъездил и узнал,

    Ты вспоминаешь родину – такую,

    Какой ее ты в детстве увидал.

    Клочок земли, припавший к трем березам,

    Далекую дорогу за леском,

    Речонку со скрипучим перевозом,

    Песчаный берег с низким ивняком.

    Вот где нам посчастливилось родиться,

    Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

    Ту горсть земли, которая годится,

    Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

    Да, можно голодать и холодать,

    Идти на смерть… Но эти три березы

    При жизни никому нельзя отдать.

    Вед 1: Женщина и война… Оба эти слова женского рода… Но они не совместимы. Женщина и война.

    В мир приходит женщина,

    Чтоб свечу зажечь.

    (На сцену выходят девушки по одной: одна заканчивает говорить и следом появляется следующая.)

    В мир приходит женщина,

    Чтоб очаг беречь.

    В мир приходит женщина,

    Чтоб любимой быть.

    В мир приходит женщина,

    Чтоб детей родить.

    В мир приходит женщина,

    Чтоб цветком цвести.

    В мир приходит женщина,

    Чтобы мир спасти.

    Вед 2: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагами в небе, перевязывали раненных, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей.

    Я ушла из детства в грязную теплушку,

    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

    Дальние разрывы слушал и не слушал

    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,

    От Прекрасной Дамы в «мать и «перемать».

    Потому что имя ближе, чем «Россия»,

    Не могла сыскать.

    Вед 1: В один день мир разделился на прошлое – то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И война.

    Вед 2: Ты, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью. Для многих из них оказался простым как дыхание.

    Мы легли у разбитой ели,

    Ждем, когда же начнет светлеть.

    Под шинелью вдвоем теплее

    На продрогшей, гнилой земле.

    - Знаешь, Юлька, я – против грусти.

    Но сегодня она – не в счет.

    Дома, в яблочном захолустье,

    Мама, мамка моя живет.

    У тебя есть друзья, любимый.

    У меня – лишь она одна.

    Пахнет в хате квашней и дымом…

    За порогом бурлит весна.

    Старой кажется: каждый кустик

    Беспокойную дочку ждет…

    Знаешь, Юлька, я – против грусти.

    Но сегодня она – не в счет.

    Отогрелись мы еле-еле.

    Вдруг – приказ: «Выступать вперед!»

    Снова рядом в сырой шинели

    Светловолосый солдат идет.

    С каждым днем становилось горше.

    Шли без митингов и замен.

    В окруженье попал под Оршей

    Наш потрепанный батальон.

    Зинка нас повела в атаку,

    Мы пробились по черной ржи,

    По воронкам и буеракам,

    Через смертные рубежи.

    Мы не ждали посмертной славы.

    Мы хотели со славой жить.

    … Почему же в бинтах кровавых

    Светловолосый солдат лежит?

    Ее тело своей шинелью

    Укрывала я, зубы сжав,

    Белорусские ветры пели.

    О рязанских глухих садах.

    …Знаешь, Зойка, я – против грусти.

    Но сегодня она – не в счет.

    Дома, в яблочном захолустье,

    Мама, мамка твоя живет.

    У меня есть друзья, любимый.

    У нее ты была одна.

    Пахнет в хате квашней и дымом,

    За порогом бурлит весна.

    И старушка в цветастом платье

    У иконы свечу зажгла.

    … Я не знаю, как написать ей,

    Чтоб тебя она не ждала?

    Вед 1: Сегодня мы опять вспомнили ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принес на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал все, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться, учиться, работать – да просто жить.

    Вед 2: Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец,  ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы память павших?

    Вед1: Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

    Прошу всех встать!

    (Минута молчания)

    Прошу всех сесть.

    (Звучит музыка)

    Учитель: Помните!

    Через века,

    Через года –

    Помните!

    О тех,

     Кто уже не придет

    Никогда –

    Помните!

    Памяти павших будьте достойны!

    Вечно достойны!

    Люди!

    Покуда сердца стучаться, - помните!

    Какою ценой завоевано счастье, -

    Пожалуйста,

    Помните!

    Детям свои расскажите о них, чтоб

    Запомнили!

    Детям детей расскажите о них,

    Чтобы тоже помнили!

    Помните!

    Через века, через года, -

    Помните!

    О тех, кто уже не придет никогда –

    Помните!

    Памяти павших будьте достойны!

    Вечно достойны!

    Люди! Покуда сердца стучатся, -

    Помните!

    Какою ценой завоевано счастье, -

    Пожалуйста,

    Помните!

    Детям свои расскажите о них, чтоб

    Запомнили!

    Детям детей расскажите о них,

    Чтобы тоже помнили!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»

    Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»Цели: познакомить воспитанников с поэзией и песнями времен ВОВ; заинтересовать их творчеством писателей и композиторов ВОВ; разв...

    Литературно-музыкальная композиция "85-летию В. М. Шукшина посвящается"

    Разработка может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и классным руководителям при подготовке классного часа по теме "В. М. Шукшин"....

    Литературно – музыкальная композиция «Они дошли с победой до Рейхстага»

       Литературно – музыкальная композиция  «Они дошли с победой до Рейхстага» ...

    СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ» К 9 МАЯ.

    Выступление агитбригады к празднику 70-летия Победы на 7 минут. Сценарий составлен на основе казачьих песен....

    Литературно-музыкальная композиция «Война. Путь к Победе»

    Данная композиция является своеобразным обрамлением к конкурсу чтецов, посвящённому Дню Победы, поэтому все стихотворения приводятся полностью, а не в виде цитат....

    Сценарий литературно-музыкальной композиции «120-летию Сергея Есенина посвящается…»

    Литературно-музыкальная композиция  «120-летию Сергея Есенина посвящается…» была представлена студентам и преподавателям ГАПОУ КамСК им. Е.Н.Батенчука в рамках "Декады краеведения" в октябре...