Разработка урока по литературе в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Черенкова Елена Григорьевна

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему "Тема природы и Родины в лирике С. Есенина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_literature_v_11_klasse.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе в 11 классе.

Тема урока: Тема природы и Родины в лирике С. Есенина.

   Цель: показать учащимся художественные особенности творчества поэта, своеобразие изображения природы и Родины.

Ход урока.

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

Особенности литературы 20 – х годов.

Биография С. Есенина

Работа по теме урока.

Эпиграф к уроку:                     Есенин – это вечное…

                                                                Н. Тихонов

                                                   Сергей Есенин – то не просто

                                                имя – России стихотворная душа.

                                                               Н. Зубкова

2. Творчество С. Есенина = яркий пример символизма, но символизма особо лирического, эмоционального. Его лирический герой – это сам поэт со своей судьбой, переплетенной очень тесно с судьбой России.

   Один из основных мотивов лирики Есенина – мотив странничества. Чувства ухода и возвращения, утраты и приобретения постоянно переплетаются в его душе. Однако странником он был необычным. Как бы он «ни бегал» «по планете до упаду», всегда рядом была родная земля, которая помогала ему выстоять на всех ветрах времени. Это она, родная земля, была источником творчества.

    В 1924 году он говорил одному из своих знакомых:

- «Знаешь, почему я поэт? У меня Родина есть! У меня – Рязань. Я вышел оттуда, и, какой ни на есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить? Ищи родину! Найдешь – пан! Не найдешь – все псу под хвост пойдет! Нет поэта без родины!»

   Что такое Родина для Есенина? Это в духовном плане прекрасное, идеальное бытие человека, природы, народа – вместе, слитно, в чудесной гармонии. Это одновременно мечта и реальность, живущая в душе поэта воплощенная в судьбах крестьянской России.  Его любовь – несозерцательная, а страдающая, горькая и мучительная.

   Но более всего любовь к родному краю

   Меня томила, мучила и жгла.  

   Поэтому лиризм Есенинской поэзии столько же автобиографичный, личный, сколько и всеобщий, национальный. В лирическом герое миллионы русских людей узнавали не только Есенина, но и себя.

   

   Поэзия Есенина переживала острый перелом. Его крестьянская Русь покидала свою вековую колыбель, рубленную избу и с огромным трудом обживала новую городскую квартиру, часто не слишком гостеприимную. Есенину этот переезд тоже давался нелегко. Он никогда не чувствовал себя здесь по – настоящему «дома». Прожив в Москве много лет, он так и не приобрел постоянной, обжитой, любимой им квартиры.

   «Домом» для Есенина оставалась деревня. И поэтому самые нежные, самые лирические стихи о России наполнены у него именно деревенскими образами – символами: поле, раздолье, клен, яблоня, ива, собака, корова, жеребенок и т.д.

   Его никак не минет судьба революционных переворотов. Он всю жизнь ищет перемен, и поэтому его первые отклики на революционные потрясения были восторженными: «О Русь! Взмахни крылами!».

   В стихотворении «Небесный барабанщик» он провозглашает революцию «на земле и на небесах». Но он уточнял, что принял революцию с крестьянским уклоном. Как это понимать? Ответом стала поэма «Инония», рассказывающая о космической деревне! Космическая деревня – воплощение мечты о царствии мужицком на земле и на небесах. Это конечно же утопия. Но именно такой хотел Есенин видеть революцию.

   Но на самом деле революция была иной. Деревня узнала голод, «продразверстку», никакие удары времени ее не обошли.

   Символичным стал случай, когда однажды из окна вагона Есенин увидел, как жеребенок пытается обогнать поезд. Казалось бы, ничем не примечательный случай, но Есенин сумел увидеть в нем творческий смысл. В одном из писем он писал:

 - Конь стальной победил коня живого. И этот жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни. Она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной. Трогает меня в этом только грусть за уходящее милое звериное родное и незыблемая сила мертвого, механического».

   Именно поэтому Есенина часто упрекали в том, что он защищал деревню от революции.

   В этот период он начинает задумываться наиболее остро над проблемой личности, появляется новый мотив в творчестве – осознанной внутренней борьбы. Наиболее ярко он раскрыт в цикле «Москва кабацкая».

   Есенин много путешествует, много видит, но не все понимает. Ему казалось, что в 20-е годы деревня стала жить как будто лучше, ее перестали трясти классовые неразберихи. но вдуше он понимал, что что-то не так.

   - С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий. 

   И уже с декабря 1924 года вдруг резко меняется у него картина природы:

Облезлый клен

Своей верхушкой черной

Гнусавит хрипло

В небо о былом.

Я не люблю распевы петуха.

Луну наверное,

собаки съели.

И даже мать – как ведьма с Киевской горы».

   Дальше ему жить нечем. И герой видит себя «усопшего в гробу». И Есенин понимает, что нельзя жить только на одну вечную крестьянскую мудрость.

   В герое появляется новое понимание жизни, возвращается полнота чувств, и уже совсем по – иному пишется:

 - Привет тебе,

   Мой бедный клен!

   Прости, что я тебя обидел.

   Есенин впервые предъявляет своему герою требования особой душевной стойкости:

- Гнилых нам нечего жалеть,

  Да и меня жалеть не нужно,

 Коль мог покорно умереть

 Я в этой завирухе вьюжной.

   Особое значение для понимания творчества Есенина имеет цвет. С образом прошлого связаны светлые тона: «роща золотая», «души сиреневая цветь», «ясная весна», «маковая заря».

Домашнее задание.  Стихотворение о любви наизусть, анализ стихов о любви.

Перспективное задание -  «Анна Снегина».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...

Разработка урока по литературе 9 класс

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....

Разработка урока по Литературе 6 класс М.Ю. Лермонтов "Парус"

Материал принимал участие в конкурсе "Территория творчества"...