Урок литературы в 7 классе "Шарлотта Бронте "Джейн Эйр". Сохраним совесть и достоинство (по учебнику Р.Н.Бунеева).
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse_sharlotta_bronte_dzheyn_eyr.doc71.5 КБ
Файл sharlotta_bronte.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 42»  

Тема: Шарлотта Бронте «Джейн Эйр».

Сохраним совесть и достоинство

Пятникова Марина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

г. Братск

2012 год

Тема: Шарлотта Бронте «Джейн Эйр». Сохраним совесть и достоинство

«Угощение из зелени, но при любви лучше,

нежели откормленный бык, но при нём ненависть»

Соломон

Цели:

1) предметные:  

продолжить знакомство с произведениями, посвящёнными теме детства;

познакомить с краткой историей жизни английской писательницы Шарлотты Бронте;

формировать навыки анализа художественного текста, работы с художественной деталью;

научить видеть проявление характеров героев через их речь и поступки;

2) метапредметные:  

корректировать и развивать

познавательные способности и логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);

умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память эмоциональную сферу учащихся;

развивать коммуникативные качества и умение работать в группах.

3) личностнные:  

формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению литературы;

воспитывать культуру труда.

воспитывать доброе, позитивное отношение к людям, окружающему миру.

Методы обучения: проблемный (изучающая беседа, работа в группах)

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оснащение: мультимедийное оборудование (отрывок из фильма «Джейн Эйр», презентация), карточки с заданиями.

Предварительная работа: чтение текста произведения (в учебнике), выполнение индивидуальных заданий (вопросы на восприятие текста художественного произведения).

Ход урока:

Организационный момент (1 мин).

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала.

1). Вступительное слово учителя (1 мин.).

Сегодня мы познакомимся с произведением зарубежного писателя, классика английской литературы Шарлотты Бронте (1816 – 1855). Её главное произведение – роман «Джейн Эйр» тоже представляет собой мемуары (вопрос учащимся: что такое мемуары?) Но, в отличие от ранее изученных произведений повествование ведётся от имени вымышленной героини. В образе Джейн Эйр нашли своё отражение и автобиографические черты самой писательницы.

2) Сообщение учащегося о биографии Шарлотты Бронте ( 7 мин.). Презентация.

3) Просмотр отрывка из кинофильма «Джейн Эйр» (5 мин.)  (жизнь в Ловуде)

4) Работа в группах с последующим обсуждением (10 мин. + 15 мин.) (после обсуждения и работы с текстом один учащийся из каждой группы представляет связный рассказ; зачитывает отрывки из художественного произведения. Ответ может быть дополнен другими учащимися):

группа

Задание: расскажите о жизни Джейн в Ловуде.

Какие испытания выпали на долю Джейн Эйр в Ловуде до приезда мистера Брокльхерста.

Можно ли сказать, что они сломили дух Джейн?

Чего сумела она добиться до той минуты, как  мистер Брокльхерст объявил её лгуньей?

группа

Задание: каким человеком вам представляется мистер Брокльхерст?

Найдите в тексте описание тех принципов, на каких построена его система воспитания?

Почему он не разрешает девочкам часто менять рюшки на воротничках, считает, что им нужно остричь волосы, а кудрявую Джулию Северн необходимо обрить наголо?

Согласны ли вы, что физические лишения способны «укрепить дух» ребёнка?

Мистер Брокльхерст очень много говорит о Боге, о первых христианах-мучениках, о страданиях и заповедях Иисуса Христа, о смирении, терпении, бессмертности души, призывая задуматься над всем этим воспитанниц Ловуда.

Какую роль играет сцена появления в самый разгар душеспасиетльной беседы его собственной жены и дочерей, разодетых в бархат и меха?

См. иллюстрацию на с.94 – «Молодые дамы начала 19 в.)

Каково значение слов «лицемерие», «ханжество»?

Словарик:

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

ЛИЦЕМЕ́РИЕ. Поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ХА́НЖЕСТВО. Поведение, свойственное ханже.

ХАНЖА́. Лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью.

3 группа.

Задание: расскажите о наказании Джейн мистером Брокльхерстом.

Какому наказанию подверг мистер Брокльхерст саму Джейн?

Почему он избрал именно такую форму наказания?

Какое чувство пробудилось в душе Джейн в ответ на слова и поступки мистера Брокльхерста? («моё сердце забилось от приступа страшного гнева против таких людей»)

Почему Джейн хотела умереть после такого публичного позора, которому подверг её мистер Брокльхерст?

4 группа.

Задание: расскажите об Элен Бернс.

Как удалось Элен поддержать и утешить Джейн?

Нужно ли стремиться любой ценой завоевать любовь окружающих?

Что означают слова Элен Бернс: «Если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдёшь друзей»?

5 группа.

Задание: расскажите о мисс Темпль.

Какой пример подаёт Темпль воспитанницам Ловуда?

Согласна ли она с наставлениями мистера Брокльхерста?

Докажите, что мисс Темпль сочетает в себе твёрдость характера и нежность, способность к практическому действию и чувствительность.

5) Подведение итогов обсуждения.

Что привело к духовному расцвету Джейн Эйр?

Объясните значение изречения царя Соломона «Угощение из зелени, но при любви лучше,

нежели откормленный бык, но при нём ненависть», которое мы взяли в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.

Почему эта мудрость в устах Джейн не звучит так лицемерно и неестественно, как звучат подобные фразы в устах мистера Брокльхерста?

Как вы думаете, по какому пути пойдёт дальше Джейн Эйр? Какие жизненные уроки она вынесет из жизни в Ловуде?  Не ожесточат ли её перенесённые в детстве испытания?

Обоснуйте свою точку зрения.

Какие идеи сближают роман английской писательниц 19 века Ш.Бронте и книги русских писателей 19 – 20 веков, с которыми вы познакомились в первом разделе учебника?

6) Рефлексия (1 мин.).

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Что особенно вам понравилось?

Как оцениваете свою работу и работу вашей группы?

7). Домашнее задание (1 мин.).

Произведение «Джейн Эйр» является последним произведением раздела «Я и моё детство».

Прочитать статью на с. 101.

2 группа: Ответить на вопросы (с. 100)

1 группа: написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (с.101)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шарлотта Бронте (1816 -1855) МБОУ Иркутской области «СОШ № 42» г.Братска Учитель I квалификационной категории Пятникова Марина Геннадьевна

Слайд 2

СЕМЬЯ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ Родилась в семье сельского священника. Мать умерла рано и шестеро детей остались на попечении отца, сурового и честного человека. Он сумел внушить своим детям понятие о справедливости и порядочности. Сестры Бронте : Шарлотта, Эмили и Энн

Слайд 3

Местечко Хауорд Родное местечко Бронте — Хауорт , находится в Йоркшире, там и располагается тот самый домик приходского священника, где жила и творила писательница большую часть своей жизни.

Слайд 4

Дом , в котором жила семья священника.

Слайд 5

Природа тех мест не отличалась особым многообразием и красотой, была сурова.

Слайд 6

Школа в Кован-Бридж Патрик Бронте решил отправить своих дочерей в эту недавно открывшуюся школу, в которой готовили гувернанток. Мария Бронте , в возрасте десяти лет, Элизабет в возрасте девяти поступили туда в июле 1824 года. Восьмилетняя Шарлотта была зачислена в августе, а шестилетняя Эмили в ноябре.

Слайд 7

НАДПИСЬ НА СТЕНЕ ШКОЛЫ Мария, Элизабет, Шарлотта и Эмили Бронте Находились здесь в качестве учениц школы в 1824-25 годах, 1833

Слайд 8

КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «ДЖЕН ЭЙР» Порядки в школе были суровыми, в ней практиковалось публичное битье и ношение таблички с надписью « неряха ». Пища зачастую была несвежая и зараженная, и однажды это привело к вспышке эпидемии тифа.

Слайд 9

РОМАН «ДЖЕН ЭЙР» Потеря сестер сильно повлияла на Шарлотту. Ловудская школа в ее романе «Джейн Эйр» — это отражение того, что ей и ее сестрам пришлось испытать в школе Кован-Бридж .

Слайд 10

Роман " Джен Эйр" привлек и поразил читателей образом главной герои несмелой и чистой девушки, одиноко ведущей тяжкую борьбу за существование и за свое человеческое достоинство.

Слайд 11

Какие жизненные уроки вынесла Джен Эйр из своего детства? Как события детства повлияли на формирование качеств её характера? ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

Слайд 12

Что привело к духовному расцвету Джейн Эйр? Объясните значение изречения царя Соломона, которое мы взяли в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Почему эта мудрость в устах Джейн не звучит так лицемерно и неестественно, как звучат подобные фразы в устах мистера Брокльхерста ? ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Слайд 13

Как вы думаете, по какому пути пойдёт дальше Джейн Эйр? Не ожесточат ли её перенесённые в детстве испытания? Какие жизненные уроки она вынесет из жизни в Ловуде ? обоснуйте свою точку зрения. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Слайд 14

Какие идеи сближают роман английской писательниц 19 века Ш.Бронте и книги русских писателей 19 – 20 веков, с которыми вы познакомились в первом разделе учебника? ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Слайд 15

ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО

Слайд 16

1) Прочитать статью на с. 101. 2) 2 группа: Ответить на вопросы (с. 100) 1 группа: написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (с.101) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).

Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....

Урок литературы в 7 классе М.И.Цветаева "Воспоминания". Отец и его музей (по учебнику Р.Н.Бунеева).

Методическая разработка урока литературы в 7 классе с использование структурно-логических схем  (литература Р.Н. Бунеев)...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой .

Рабочая программа по литературе для шестого класса к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой .

Рабочая программа по литературе для шестого класса к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....

РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова), 3 часа в неделю. ФГОС

Планирование содержит названия разделов (с количеством часов), темы уроков, типы уроков, виды деятельности и элементы содержания, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....

Конспект урока "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой...

Конспект урока "Употребление и разграничение на письме частиц не и ни", 7 класс, к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

"Употребление и разграничение на письме частиц не и ни", 7 класс, к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой...