Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Гузь Валентина Михайловна

Конспект урока литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский Тема: "Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме

Цель:   вовлечь учащихся в решение поставленных в произведении нравственных проблем.

Задачи:

       Обучающие:  продолжать обучению анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению;

       Развивающие: развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус;

     Воспитательные: продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Оборудование: презентация, фрагмент видеофильма, запись арии Дубровского из оперы

                                                                         Ход урока

І. Организационный момент 

Ребята, вы  уже, наверное, догадались, что наш урок будет немного необычным. К нам пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу.

Послушайте стихотворение. О чём оно? СЛАЙД 1

Родина - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас,
Медленно качается гречиха,
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И серёжки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.

 - А что такое Родина?

Родина – это дорогое место для каждого человека. И если у человека отнимают Родину, он теряет смысл жизни.

Дети садятся.

- Какое произведение мы изучаем?    СЛАЙД 2

ІІ. Постановка проблемы 

                                                              Слайды3,4,5

-Какие эпизоды из романа  изображены на иллюстрациях?

- О ком будем говорить? ( О В.Дубровском) О каком периоде его жизни? (в родительском доме)

Запись темы в тетради: Владимир Дубровский в родительском доме

ІІІ. Знакомство с эпиграфом

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова  немецкого философа и поэта Фридриха Ницше «Родители продолжают жить в детях»                                   СЛАЙД 6

-Как понимаете эти слова?

- Сформулируйте задачу урока?                            СЛАЙД 7

Задачи урока: выяснить, какие нравственные качества проявились у В. Дубровского.

                                            Что повлияло на их формирование.

- Какие эпизоды из романа помогут нам решить задачу урока?

ІV. План урока                                                      СЛАЙД 8

Жизнь Владимира в Петербурге

Приезд Владимира в Кистенёвку

Владимир в Кистенёвской роще

Введение Троекурова во владение

V. Проверка д/з: 

Прежде чем говорить о Владимире Дубровском, вспомним, каким увидели в романе его отца Андрея Гавриловича Дубровского? (сообщение уч-ся)

Вывод: А.Г. Был порядочным человеком, гордым, честным, независимым, прямо высказывал своё мнение, с уважением относился к дворне, хорошим отцом, любящим мужем.

VІ. Анализ 3-5 глав романа

Дома вы прочитали  3,4,5 главы романа

   6.1. Расскажите  о жизни Владимира В Петербурге   (сообщение уч-ся)                                         

Вывод: Живя в  Петербурге, Владимир Дубровский  позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Но в то же время он был нежным и любящим сыном. Он очень боялся потерять отца. Узнав о его болезни, он сразу же отправляется в деревню.

Запись в тетради: сострадание, милосердие, ответственность

6.2.  Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку.

 Выразительное чтение отрывка «Приезд в Кистенёвку», стр.105                  

- Какие чувства испытывает он? Зачитать ( с состраданием неописанным)

 - Почему Пушкин использует этот эпитет? ( чтобы передать состояние героя)

- Какое качество мы можем добавит в нашу запись? (любовь к родному дому)

- Как встретили  в Кистеневке Владимира Дубровского? Зачитать

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

- Почему так радовались крепостные, ведь они не видели Владимира 12 лет? (Крепостные любили А.Г., потому любили и его сына. Они видели в нём защитника, спасителя)    

Физкультминутка: Учащиеся встают, передавая сборник произведений Пушкина, называют слова, имеющие отношение к роману

 6.3. Продолжим наблюдение. Мы знаем: Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Обратимся к 5 главе

6.3 Самостоятельная работа

 Работа по группам. Анализ эпизода.                                  

- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще" , стр.110-111      СЛАЙД 9

           1 группа – Что происходит с человеком? Подчеркнуть с/с, предложения, которые описывают    

           состояние Владимира. Какие средства художественной выразительности использует автор?  

          (Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая  дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.)

               2 группа - Что происходит с природой? Подчеркнуть с/с, предложения, которые описывают  

               состояние природы. Какие средства художественной выразительности использует автор?

      (Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.

выразительное чтение эпизода.

Первая группа зачитывает

- Каково душевное состояние Владимира? ( подавлен, так как не видит будущего)

Вторая группа зачитывает

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удалось описать состояние природы?

- Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой? ( ручеёк одинок и Вл. Один, деревья, полуобнажённые осенью и на душе у Владимира пусто, листья уносит ручей неизвестно куда и будущее Владимира непонятно)

ВЫВОД: Природа отражает душевное состояние героя.  То, что происходит в душе Дубровского, подобно тому, что происходит в природе.

Учитель: А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты.

- Как автор относится к своему герою? (  любит своего героя, сочувствует ему.)

6.4  В подавленном состоянии Владимир  возвращается в Кистеневку, где встречает судейских чиновников, приехавших «вводить во владение» Троекурова.

- Давайте посмотрим отрывок из фильма  режиссёра Ивановского «Дубровский» -                                              

Обратить внимание на игру актёров, костюмы.

 Как ведет себя Владимир? Сравните его со старшим Дубровским на суде.

Как они относятся к присяжным?

Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, обещает просить милости у государя, с презрением смотрит на Шабашкина.

Какие  качества  запишем? (ненависть к богатству и знатному роду, честность, благородство)

VІІ. Прослушивание арии из оперы Эдуарда Направника в исполнении Анатолия Соловьяненко 

 По роману Пушкина сняты фильмы,  написаны оперы, песни. Послушайте арию Дубровского                                                                              
Удалось ли композитору передать душевное состояние Дубровского? (в голосе звучит грусть, разочаро-вание, обида)

VІІІ. Вернёмся к эпиграфу. 

Почему именно слова Ницше я взяла в качестве эпиграфа?

Чем Владимир Дубровский очень похож на своего отца?

Дети зачитывают записи в тетрадях.

Выставление оценок

ІХ. Рефлексия: карточки с нравственными ценностями: выбрать то качество, которое ты хотел бы в себе развить.

ХІ.  Домашнее задание.

           Перечитать 6 – 10 главы, озаглавить.  

Индивидуальные задания «внутренний монолог»

Выразительное чтение начала 6 главы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение романа А.С.Пушкина "Дубровский" (система уроков)

Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев,  понять мотивы их поступ...

Изучение романа А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» — первое крупное эпическое произведение в курсе VI класса. Путь читателя к писателю, который ученики проделают в процессе анализа романа, окажется плодотворным ли...

Инсценировка по отрывку из романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Интерес школьников к произведениям А. С. Пушкина неиссякаем. Для сценического воплощения прозаического произведения мне показался любопытным  опыт создания мини-пьес по мотивам рассказов русского...

Технология проблемного обучения. "Жанровые особенности романа А. С. Пушкина "Дубровский" ".

Тип урока: комбинированный.Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология проблемного обучения...

Фасилитаторская деятельность учителя при организации уроков по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский» (часть 1)

Предлагаемая статья -  опыт по организации работы с учащимися при изучении романа А.С. Пушкина "Дубровский"...

Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"

Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к р...