Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к разгадке художественных образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dubrovskiy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         ТЕМА УРОКА:

               Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа

               А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»

                        (Владимир Дубровский в кабинете отца)

                                              в 6 классе.

                                         

                                           

                     

 

                 

                            Урок проблемного анализа

                                литературного текста .

                                   Цели и задачи урока:

  1. обучение медленному вдумчивому чтению;
  2. развитие образного мышления;
  3. определение различия литературы и кино, понимание возможности и предела каждого из этих искусств;
  4. воспитание сопереживания, любви к чтению художественной литературы, интереса к поисковой работе по художественному тексту.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                 Оборудование урока:

  1. портрет А.С. Пушкина;
  2. наглядная мысль:

«Порывы человеческих чувств и власть обстоятельств, воплощенные в романе «Дубровский» А.С. Пушкина».

  1. рабочие листы для каждого ученика, художественный текст эпизода.

 

       

                     Вступительное слово учителя:

В нашей сегодняшней жизни огромную роль играет кино. Когда зритель смотрит фильм, он наблюдает за чувствами героев, живет их проблемами. Так и книга открывает читателю удивительный мир души человека, заставляя его смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, думать и набираться жизненного опыта. Читая книгу, мы можем, благодаря воображению, увидеть, будто на экране, бурю страстей, переживаемых людьми. И это влияние книги  и кино на душу очень ценно, потому что развивает в нас умение СОПЕРЕЖИВАТЬ, то есть жить вместе с героем.

         Определение задач урока перед школьниками:

Сегодня на уроке мы напишем киносценарий эпизода 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский». Для этого мы возьмем эпизод, изображающий героя в родном доме, в кабинете отца незадолго до пожара. Это очень важный эпизод для понимания мотивов, которые побудили Владимира к пожару.

- Трудно ли по-вашему решиться сыну сжечь дом своего детства?

- Для того, чтобы это совершить, нужно сделать выбор?

- А может, нужно что-то пережить?

  • Итак, разберемся в правилах киносценария. Задача сценариста – донести до зрителя настроение героя так, чтобы каждый понял, что движет людьми? Поэтому в кино огромную роль играет смена планов.

     

     - Что такое план? ( Это то же, что и картина, на которой мы рассмотрим что-то крупно и объемно, отчетливо, а что-то послужит фоном).

Смена планов:  (запись на доске) 

Общий

Средний

Крупный

- Почему и когда используется крупный план?

- Какова роль среднего и общего планов?

  • Определим границы эпизода, подумаем над тем, что соединит нашу мысль с идеей, заложенной в романе автором. Перед вами рабочий материал для записи плана киносценария.

 -  В чем состоит горе Владимира Дубровского в данный момент?

Кадр

Место действия

Художественные детали

Смена плана

Звук

 

 1.

 2.

 3.

 4.

 5.

 6.

 7.

 8.

 9.

Кабинет отца

…удалился в комнату отца своего…

… все кончено…

портрет его матери

…страшные мысли рождались…

печальные размышления

… письма моей жены.

Владимир зачитался , погрузился в мир семейного счастья.

Стенные часы пробили одиннадцать.

Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел…  

общий

средний

крупный

крупный

средний

крупный

средний

крупный

крупный

тишина

голос героя

волнующая музыка

тревожная музыка

тишина, треск свечи, шорох бумаги

волнующая музыка

нежная музыка

бой часов

волнующая музыка

  • Учитель направляет творческую деятельность учащихся при помощи наводящих вопросов, заостряет внимание учеников на важных деталях.

В итоге перед школьниками выстраивается цепочка из сильных порывов души героя, которые завладевают его умом:

Портрет (любовь, нежность сына)

                       

письма (любовь, детские мечты)

                       

часы (ход времени, отсчет, решительность, твердость)

                       

    свеча (уверенность в своих действиях)

                             

                        огонь  

                               

                фонарь Архипа

                                 

                    дом в огне

- Так, какую роль играет данный эпизод для понимания описываемых в романе событий?

Заключительное слово учителя:

Составляя киносценарий, стало заметно, что наше читательское впечатление сохранилось и даже усилилось, потому что еще ярче представилась нам трагедия молодого человека, потерявшего все, что было дорого ему, что поддерживало, наполняло душу любовью. Стало ясно, что Дубровский задумал пожар не сразу, а пришел к этому под влиянием чувств. Картина горящего дома как будто отражает нам страсти, кипевшие в сердце героя. Яркий свет, красный дым, искры, огненная метель, угли – это пожар чувств молодого человека.

Домашнее задание:

     составить киносценарий по эпизоду «Француз и медведь»

     пересказ эпизода от лица Дубровского

     пересказ эпизода от третьего лица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме

Конспект урока литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский Тема: "Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме"...

Изучение романа А.С.Пушкина "Дубровский" (система уроков)

Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев,  понять мотивы их поступ...

Разработка урока по литературе Тема: Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Разработка позволит учителю сделать итоговый урок  работы над романом А.С. Пушкина "Дубровский"  ярким и запоминающимся! Разнообразные формы работы с учебным материалом позволят учащимс...

Открытый урок в 6 классе на тему "Составление программ для Черепашки в среде программирования «ЛогоМиры»"

Цели урока:Образовательные: 1. Обеспечить закрепление учащимися понятия «программа».2. Создать условия для усвоения учащимися последовательности составления программ при моделировании движения.Развива...

Урок по литературе в 6 классе «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Цели урока:1    выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.2    закрепить содержание рома...