Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок построен в форме составления программы поэтического концерта. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова и презентацией о художнике Левитане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по лирике в 5 классе | 54.5 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала: Малинина Нина Владимировна
Идентификатор: 229-414-714
Урок по литературе в 5-ом классе
Тема: Составление программы поэтического концерта «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин, А. Н. Плещеев,
А. Н. Майков, И. З. Суриков».
Цель: обучить пятиклассников составлению алгоритма программы поэтического концерта
(с подробным объяснением выбора автора и стихотворения).
Оформление: Презентация (4-5 слайдов) «Певец родной природы» (портрет И. Левитана, краткая биографическая справка, репродукции картин художника о весне); диск CD-RW с классической музыкой П. И. Чайковского «Времена года»).
Словарная работа: программа, импрессионизм, образ, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись, ритм.
Задание к уроку: 1.Индивидуальные сообщения 2-х учащихся о поэтах XIX века: Ф. И. Тютчеве и А. А. Фете (по 2-3 минуты).
2. Остальная часть класса: сообщения о своих любимых поэтах, строчки их стихов (по 1-ой минуте).
Используемые технологии:
1. Технология педагогических мастерских.
2. Технология развития критического мышления.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
Ход урока
Эпиграф
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
К.Паустовский.
(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла «Времена года»- весенний цикл)
1. Учитель.
-Любите ли вы стихи?
-Что ближе каждому из вас: стихи или проза? Почему?
-Ваши любимые стихи?
-Есть ли у вас любимый поэт? Прочитайте его строки.
2. Спасибо вам! Я рада, что среди вас есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора.
-Ваше любимое время года? Попробуйте рассказать о нём одним-двумя предложениями, но так проникновенно, чтобы и другие полюбили это время года. (Рассказы ребят)
3. Тема природы - вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников. Древний человек ощущал себя частью природы, но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась. Человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится [1].
Сегодня на уроке мы с вами тоже поучимся отзываться на слово, образ, ритм через знакомство с произведениями поэтов XIX века для того, чтобы решить, понравится ли оно любителям поэзии, пришедшим на поэтический концерт.
- Что обозначает слово «программа»? (Мнения пятиклассников. Работа со словарём)
- А что такое программа поэтического концерта? (Мнения ребят)
Цель нашего урока - научиться составлять алгоритм программы поэтического концерта с подробным объяснением выбора автора и стихотворения.
4. Работа в тетрадях. Программа поэтического концерта на тему «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе» (запись темы урока)
I. Ребята, как можно настроить на восприятие лирики тех, кто пришёл на концерт? А что вам помогает расслабиться, почувствовать себя уютно в чужом доме, например? (Музыка)
Ставьте в тетради цифру №1: музыка. Я предлагаю музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Запись. А теперь пропустите одну - две строчки, поставьте № 2. Потом поймёте, для чего это нужно.
II. Откройте учебник «Литература» на стр. 239.
Первое имя - Фёдор Иванович Тютчев. Слышали ли вы его?
(Сообщение подготовленного ученика)
III. Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды» [2].
Чтение учителем. Школьники перечитывают.
- Какое настроение передаёт это стихотворение?
(Радости)
- Какое слово, какие предложения тому подтверждение?
(Восклицательные предложения, а в последней строке слово «весело»)
- А что вызывает эту радость?
(Наступление весны, пробуждение природы весной)
- Как это выражено в передаче движения весенних вод, весны, ручьёв?
(Весенние воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят.
Весна идёт.
Выслала гонцов – быстрые ручьи)
- А какие звуковые повторы подтверждают это?
(«ш», «ж», «г», «д», «с», «л»)
- Зачем Тютчев повторяет некоторые слова?
(Бегут – бегут, весна идёт – весна идёт, и – и. Поэт показывает, что весну уже ничто не остановит).
- Определите способ рифмовки стихотворения. Как она помогает прочитать строки Тютчева?
(Перекрёстная. Как бы передаёт движение, радость)
- Прочтите с радостной интонацией.
- Можно это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)
(Ученики в тетрадях делают запись под № 3: Ф.И.Тютчев «Весенние воды»).
IV. Презентация «Певец родной природы».
- Какие мотивы стихотворения Ф.И. Тютчева нашли отражение на картинах И. Левитана «Весна – большая вода» и «Март»? ( Мнения ребят)
- Ребята, нужно ли оформлять концертный зал? - Как бы вы его оформили, если концерт у нас поэтический? (Мнения учащихся)
Делаем запись в тетради под № 2 «Оформление» (см. пропущенная строка):
1. Название поэтического концерта.
2. Презентация «Певец родной природы».
(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла «Времена года» - весенний цикл)
V. Ещё одна пленительная встреча – А. А. Фет.
Сообщение подготовленного ученика.
Стихотворение «Весенний дождь» [3] (Учебник, стр. 240). Чтение стихотворения учителем, перечитывание его учащимися (про себя).
- Почему эти строки особенно завораживают?
(Потому, что они передают эмоции человека от почувствованного)
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
( Сиюминутное настроение. Остановись мгновение – ты прекрасно. Какое появилось сейчас. Живопись мгновения. Поэзию можно увидеть везде и всегда. Уметь увидеть своё, выхватить. Воплощение красоты жизни)
- Какими способами поэт создаёт это настроение? Назовите ключевые слова, которые создают это настроение?
(солнце, свет, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, запахи. Это эмоциональный фон стихотворения)
- Какие цвета вы бы выбрали для иллюстрирования этого стихотворения?
- Что в тексте стихотворения помогло вам выбрать именно эти цвета?
- Какие звуки помогают поэту создать настроение?
- А запахи?
- Каково построение предложений?
( ССП с союзом «и», БСП – чтобы предать настроение. Строки коротки, мгновенны. В этом неповторимость Фета)
- Как вы будете читать Фета?
(Так, чтобы ощутить прекрасную мгновенность происходящего!) Повторите фразу: «Стоп, мгновение! Ты прекрасно!». Чтение.
-Это была ваша первая встреча с искусством импрессионизма, пока поэтического, словесного. Повторите это слово и фразу: «Стоп, мгновение! Ты прекрасно!»
- Можно ли это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)
(Ученики делают запись в тетрадях под № 4: А. А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь»).
VI. Почему к уроку предложен такой эпиграф?
(Ф. И. Тютчев и А. А. Фет прибавили нам поэтической зоркости, мы пополнили свой словарный запас терминологической и оценочно-эмоциональной лексикой, привыкли к ней. Убедились, что их стихи показывают читателям и слушателям не только пейзаж, но и передают настроение автора, мироощущение поэта).
(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - весенний цикл)
VII. Вывод.
- Перечислите последовательность составления программы поэтического концерта.
- Почему важен и текстологический анализ стихотворения при составлении программы?
VIII. Домашняя работа
- Продолжите составление программы поэтического концерта со страницы 239 по страницу 251 под № 5 и № 6: прочитайте тексты стихотворений, выберите 1-2 понравившихся стихотворения, подготовьте их для выразительного чтения на следующем уроке, найдите сведения об их авторах (запишите их фамилию и инициалы, а также название наиболее понравившегося стихотворения в программу поэтического концерта, выучите его наизусть для чтения на поэтическом концерте).
Список литературы
[1] - Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд.3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, с. 319-320.
[2] - Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002, с.51-52.
[3] - Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя / И. И. Аркин.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2001, с.143.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
“Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе” урок литературы в 5 классе.
Урок литературы в 5 классе с использованием НРК....
Урок по литературе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе." (5 класс)
Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе". Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв...
Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс
Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....
5 класс «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
5 класс«Русские поэты 20 века о родине и родной природе»...