Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Урок построен в форме составления программы поэтического концерта. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З.  Сурикова и презентацией о художнике Левитане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по лирике в 5 классе54.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала: Малинина Нина Владимировна

Идентификатор: 229-414-714

Урок по литературе в 5-ом классе

Тема: Составление программы поэтического концерта «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет,  И. С. Никитин, А. Н. Плещеев,

А. Н. Майков, И. З. Суриков».

Цель: обучить пятиклассников составлению алгоритма программы поэтического концерта

(с  подробным объяснением выбора автора и стихотворения).

Оформление: Презентация (4-5 слайдов) «Певец родной природы» (портрет И. Левитана,  краткая биографическая справка, репродукции картин художника о весне); диск CD-RW с классической музыкой П. И. Чайковского «Времена года»).

Словарная работа:  программа, импрессионизм, образ, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись, ритм.

Задание к уроку: 1.Индивидуальные сообщения 2-х учащихся о поэтах XIX века: Ф. И. Тютчеве и А. А. Фете (по 2-3 минуты).  

2. Остальная часть класса: сообщения о своих любимых поэтах, строчки их стихов (по 1-ой минуте).

Используемые технологии:

1. Технология педагогических мастерских.

2. Технология развития критического мышления.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока

Эпиграф

Тот не писатель, кто не  прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

К.Паустовский.

  (Звучит музыка  П. И Чайковского из цикла «Времена года»- весенний цикл)

1. Учитель.

-Любите ли вы стихи?

-Что ближе каждому из вас: стихи или проза? Почему?

-Ваши любимые стихи?

-Есть ли у вас любимый поэт? Прочитайте его строки.

2. Спасибо вам! Я рада, что среди вас есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора.

-Ваше любимое время года? Попробуйте рассказать о нём одним-двумя предложениями, но так проникновенно, чтобы и другие полюбили это время года.                (Рассказы ребят)

3. Тема природы  - вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников. Древний человек ощущал себя частью природы, но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась. Человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится [1].

     Сегодня на уроке мы с вами тоже  поучимся отзываться на слово, образ, ритм через знакомство с произведениями поэтов XIX века для того, чтобы решить, понравится ли оно любителям поэзии, пришедшим на поэтический концерт.  

- Что обозначает слово «программа»? (Мнения пятиклассников. Работа со словарём)

- А что такое  программа поэтического концерта? (Мнения ребят)

      Цель нашего урока - научиться составлять алгоритм программы поэтического концерта с  подробным объяснением выбора автора и стихотворения.

4. Работа в тетрадях. Программа поэтического  концерта на тему «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе» (запись темы урока)

I.   Ребята, как можно настроить на восприятие лирики тех, кто пришёл на концерт?  А что вам помогает расслабиться, почувствовать себя уютно в чужом доме, например?  (Музыка)

Ставьте в тетради цифру №1: музыка. Я предлагаю музыку П. И. Чайковского из цикла  «Времена года». Запись. А теперь пропустите одну - две строчки, поставьте № 2. Потом поймёте, для чего это нужно.

II. Откройте учебник «Литература»  на стр. 239.

Первое имя  - Фёдор Иванович Тютчев.  Слышали ли вы его?

                                                         (Сообщение  подготовленного ученика)

III. Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды» [2].   

Чтение учителем. Школьники перечитывают.

- Какое  настроение передаёт это стихотворение?

(Радости)

- Какое слово,  какие предложения тому подтверждение?

(Восклицательные предложения, а в  последней строке слово «весело»)

- А что вызывает эту радость?

(Наступление весны, пробуждение природы весной)

- Как это выражено в передаче движения весенних вод, весны, ручьёв?

(Весенние воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят.

Весна идёт.

Выслала гонцов – быстрые ручьи)

- А какие звуковые повторы подтверждают это?

(«ш», «ж»,  «г», «д», «с», «л»)

- Зачем Тютчев  повторяет некоторые слова?

(Бегут – бегут, весна идёт – весна идёт, и – и.  Поэт показывает, что весну уже ничто не остановит).

- Определите способ рифмовки стихотворения. Как она помогает прочитать строки  Тютчева?

(Перекрёстная. Как бы передаёт движение, радость)

- Прочтите с радостной интонацией.

- Можно это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)

(Ученики в тетрадях делают запись под № 3: Ф.И.Тютчев «Весенние воды»).

IV. Презентация «Певец родной природы».

- Какие мотивы стихотворения Ф.И. Тютчева нашли отражение  на картинах  И. Левитана «Весна – большая вода» и «Март»? ( Мнения ребят)

- Ребята, нужно ли оформлять концертный зал? - Как бы вы его оформили, если  концерт у нас поэтический? (Мнения учащихся)

Делаем запись в тетради  под № 2 «Оформление» (см. пропущенная строка): 

1. Название поэтического концерта.

2. Презентация «Певец родной природы».

  (Звучит музыка  П. И Чайковского из цикла «Времена года» - весенний цикл)

V. Ещё одна пленительная встреча – А. А. Фет.

Сообщение подготовленного ученика.

 Стихотворение «Весенний дождь» [3] (Учебник, стр. 240). Чтение стихотворения учителем, перечитывание его учащимися (про себя).

- Почему эти строки особенно завораживают?

(Потому, что они  передают эмоции  человека от почувствованного)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

( Сиюминутное настроение. Остановись мгновение – ты прекрасно. Какое появилось сейчас. Живопись мгновения. Поэзию можно увидеть везде и всегда. Уметь увидеть своё, выхватить. Воплощение красоты жизни)

- Какими способами поэт создаёт это настроение? Назовите ключевые слова, которые создают это настроение?

 (солнце, свет, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, запахи. Это эмоциональный фон стихотворения)

- Какие цвета вы бы  выбрали для  иллюстрирования  этого стихотворения?

- Что в тексте стихотворения помогло вам выбрать именно эти цвета?

- Какие звуки помогают поэту создать настроение?

- А запахи?

- Каково построение  предложений?

( ССП с союзом «и», БСП – чтобы  предать настроение.  Строки коротки, мгновенны. В этом неповторимость Фета)

- Как вы будете читать Фета?

(Так, чтобы ощутить  прекрасную мгновенность происходящего!) Повторите фразу: «Стоп, мгновение! Ты прекрасно!». Чтение.

-Это была ваша первая встреча с искусством импрессионизма, пока поэтического, словесного. Повторите это слово и фразу: «Стоп, мгновение! Ты прекрасно!»

- Можно ли это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)

(Ученики делают запись в тетрадях под  № 4: А. А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь»).

VI. Почему к уроку предложен такой эпиграф?

 (Ф. И. Тютчев и А. А. Фет прибавили нам поэтической зоркости, мы пополнили свой словарный запас терминологической и оценочно-эмоциональной лексикой, привыкли к ней. Убедились, что их  стихи показывают  читателям и слушателям не только пейзаж, но и передают настроение автора, мироощущение поэта).

(Звучит музыка  П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - весенний цикл)

VII.  Вывод.

- Перечислите последовательность составления программы поэтического концерта.

- Почему важен  и текстологический анализ стихотворения при составлении программы?

VIII. Домашняя работа

-  Продолжите составление программы  поэтического концерта со страницы 239 по страницу 251 под № 5 и № 6: прочитайте тексты стихотворений, выберите 1-2 понравившихся стихотворения, подготовьте их для выразительного чтения на следующем уроке, найдите сведения об их авторах (запишите их фамилию и инициалы, а также название наиболее понравившегося стихотворения в программу поэтического концерта, выучите его наизусть для чтения на поэтическом концерте).

 

Список литературы

[1] - Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд.3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, с. 319-320.

 [2] - Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002, с.51-52.

[3] - Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя / И. И. Аркин.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2001, с.143.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

Урок по литературе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе." (5 класс)

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе". Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв...

Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс

Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....

5 класс «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

5 класс«Русские поэты 20 века о родине и родной природе»...