Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Пашкова Татьяна Ивановна

Цели урока:

развитие навыков выразительного чтения стихотворений,

формирование умений анализировать лирические произведения,

воспитание любви к Родине, родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература. 7 класс.

Урок – мастерская

«Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе»

(Стихотворения В.Брюсова, Ф Сологуба, Н.Заболоцкого, С Есенина, Н.Рубцова).

Цели урока:  развитие навыков выразительного  чтения стихотворений,                                 формирование умений  анализировать лирические произведения,  

                 воспитание любви к Родине, родному краю.

Повторение:  лирика как род литературы, изобразительно- выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллитерация и другие.

Эпиграф к уроку:                      « …любовь к родной природе – один из

вернейших  признаков любви к своей стране».

                                                                                      

К.Г. Паустовский

Словарная работа: поэзия, проза.

Оборудование: учебный диск «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7класс», музыка П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Ивана Ивановича Шишкина и других живописцев.

(Звучит музыка Чайковского «Времена года»)

                                         Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

(В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место… Обращение к поэзии реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. С темой родины связаны слова дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений…)

III. Вопросы классу:

- Сегодня мы проанализируем стихи о Родине и родной природе Валерия Брюсова, Федора  Сологуба, Николая Заболоцкого, Сергея Есенина, Николая Рубцова.

- Ребята, а с чем ассоциируется для вас Родина?

- Назовите синонимы слову «Родина».

- Какая картина, на ваш взгляд, больше всего ассоциируется со словом Родина?

IV. Чтение и анализ стихотворений.

 

C:\Users\User\Desktop\200px-Valery_Bryusov_c._1900.jpg

  1. Валерий Брюсов.

Стихотворение «Первый снег».

А) Слушаем актерское чтение (фонохрестоматия)

Б) Беседа по произведению.

- Понравилось ли вам стихотворение?

-  Каким чувством проникнуто оно?

 (Чувством восхищения.  Каждое поэтическое слово в стихотворении предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны)

- Согласны ли вы с актрисой, создавшей атмосферу сказки, волшебного,  полупризрачного мира?

- Испытывали ли вы что-то подобное, видя заснеженную, преображенную снегопадом природу? 

- Какие художественные детали и литературные приемы подчеркивают восхищение красотой природы, первым снегом?

- В каком из перечисленных значений употреблено слово «проза»?

Проза: 1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии.

           2. (Переносное) Будничное, повседневное в жизни.

C:\Users\User\Desktop\sologub_fk.jpg

2. Федор Сологуб (Тетерников).

Стихотворение «Забелелся туман над рекой…»

А) Слушаем актерское чтение (фонохрестоматия)

Б) Выразительное чтение стихотворения.

В) Беседа по произведению.

 _ Помогает ли музыка понять чувства и настроения лирического героя стихотворения? На что настраивает музыка – на воспоминания или мечты о будущем? Как вы думаете, могут ли совпадать воспоминания и мечты в одном настроении?

- Какие события составляют внешний сюжет стихотворения? Но мы знаем, что в лирическом стихотворении важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Одиночества, грусти).

- О чем думает, что чувствует лирический герой?  (Об одиночестве и успокоении, которое дарит природа: лес, костер, речка, ведущая к дому).

Задание.

- Определите стихотворный размер, рифму, вид рифмы.

C:\Users\User\Desktop\Esenin1.jpg

  1. Сергей Есенин.  

Стихотворение «Топи да болота…»

А) Выразительное чтение стихотворения.

Б) Беседа по произведению.

-  Определите тему стихотворения.

- Какова основная мысль, в каких строчках это выражено?

- Как через стихотворение о родной природе автор передает нам свое настроение? Какие литературные приемы помогают ему в этом?

-Почему С. А. Есенин так любил природу средней полосы России?  (Биографические сведения).

- Какие еще стихотворения С. Есенина вы знаете?

(Дети читают «Береза», «Черемуха», «Пороша» и др.)

Физкультминутка «Творческая»

(Устное составление синквейна о родной природе)

C:\Users\User\Desktop\8687_1_max.jpg

  1. Николай Заболоцкий.  

Стихотворение «Я воспитан природой суровой»

А) Слушаем актерское чтение (фонохрестоматия)

Б) Беседа по произведению.

- Это стихотворение Н. А. Заболоцкого вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? «Весна на поэтическом языке есть утро, подобное заре, выводящей ясное солнце из темных затворов ночи».

- Какие приметы весны называет поэт?

- Какие литературные приемы использует Н. Заболоцкий, чтобы передать нам свое настроение, нарисовать картину весеннего леса?

- Почему поэт называет природу родного края «суровой»?

- Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?

Задание.

- Определите стихотворный размер, рифму, вид рифмы.

         

C:\Users\User\Desktop\82491284_2995475_Portret_N_Rybcova_Vladimir_Sergeev_2005.jpg

4. Николай Рубцов. Тихая моя Родина.

 А) Слушаем чтение (запись) автора.

 Б) Беседа по произведению.

- Какая Родина у  поэта Н. Рубцова.

(Деревушка, где он родился, куда вернулся.)

- Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Н. М. Рубцова?  (Биографические сведения).

- Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.

Какие перемены произошли в родном краю?  Нарушили ли они «чувство Родины в душе лирического героя»?

(Нет, глаз отличает перемены, но сердце их не воспринимает «Словно ворона веселая, сяду опять на забор»).

- Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо».  

(Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима)

-  Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? ( Эпитеты -  «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть», аллитерация – «тина теперь и болотины».

- Выделите традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины.  (Тема использована в заглавии)

  Вопросы классу:

- В нашей мастерской мы попробовали проанализировать пять стихотворений, в каких еще, кроме стихотворения «Тихая моя Родина», авторы используют традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины.

- Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных автором, показались вам особенно запоминающимися?

- Согласны ли вы с Паустовским, что «любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране»?

Вывод: при всех индивидуальных различиях и пристрастиях и Н. Рубцова, и Ф. Сологуба, и Н. Заболоцкого, и В. Брюсова, и С. Есенина объединяет любовь к природе родного края, родине, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память.

А теперь обратимся к репродукциям с полотен И.Левитана, И.Шишкина, В.Поленова, В.Сурикова:

- Какое из прочитанных стихотворений родственно по своему настроению данной картине?

- Какие поэтические строчки можно было бы использовать для описания картин?

- Почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки?

     

Домашнее задание.

- Напишите сочинение на тему «Тихая моя Родина» или сочините стихотворение  о родном крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".

Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические...

Урок по литературе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе." (5 класс)

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе". Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв...

Технологическая карта урока по литературе: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (5 класс)

Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.Цели: познакомить обучающихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию истолкованию л...