Технологическая карта урока по литературе: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (5 класс)
методическая разработка по литературе (5 класс)

Юлбердина Эльмира Расуловна

Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Цели: познакомить обучающихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию истолкованию лирического произведения.

Задачи:

обучающие: расширение  знаний о пейзажной лирике, о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности обучающихся; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

Познавательные: расширение представления обучающихся о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь обучающимся «войти» в художественный мир поэтов.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умения видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Организация образовательного пространства:

            Оборудование: учебник литературы для 5 класса, I часть (под редакцией Коровиной В.Я.), презентация по теме, дидактический материал,  ноутбук, мультимедийный проектор.

Методические приемы: слово учителя, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение.

Межпредметные связи: музыка, живопись, русский язык.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе

ОУ: МБОУ СОШ с.Семилетка

Учитель: Юлбердина Эльмира Расуловна

Класс: 5б          

Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Цели: познакомить обучающихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию истолкованию лирического произведения.

Задачи:

обучающие: расширение  знаний о пейзажной лирике, о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности обучающихся; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

Познавательные: расширение представления обучающихся о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь обучающимся «войти» в художественный мир поэтов.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умения видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Организация образовательного пространства:

            Оборудование: учебник литературы для 5 класса, I часть (под редакцией Коровиной В.Я.), презентация по теме, дидактический материал,  ноутбук, мультимедийный проектор.

Методические приемы: слово учителя, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение.

Межпредметные связи: музыка, живопись, русский язык.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап (1-2 мин.)

Приветствует. Доброе утро, ребята!

Какое у вас настроение?

Мотивирует к обучению.

Работа с эпиграфом:

Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. 

Эти слова принадлежат замечательному русскому писателю, описывающему в своем творчестве человека и природу в их взаимосвязи, Михаил Михайлович Пришвину.

- О каких талантах идет речь? (Писатели, поэты, художники, композиторы).

Слушают учителя.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Формулируют тему урока, записывают в тетрадях.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Целеполагание

 (2 мин.)

Организует беседу по постановке целей урока

- Опираясь на тему урока, определите цели нашей работы.

- О чем сегодня будем говорить на уроке? (Познакомимся с произведениями русский поэтов).

- Какой теме будут посвящены стихи? (Теме природы).

- Какова идея этих произведений? (Любовь к Родине, к родной природе).

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

 

К.:  представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Актуализация знаний (2 мин.)

Помогает в формулировании целей обучения.

1) Организует беседу по литературоведческим терминам:

Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.

К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Освоение нового материала

(15 мин.)

Включает обучающихся в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

Слово учителя

Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли,  связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

В русской природе привлекала поэтов милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.

Обратимся к стихотворению Ивана Захаровича Сурикова «Зима» (1880г.).

- Определите тему стихотворения.

- Каково настроение лирического героя?

- Определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении.

Эпитеты – «пушистый», «сердитый», «злой».

Метафоры – «снеговые горы», «сердитый мороз».

Олицетворения – «лес заснул», «морозцы пришли», «ветер не проник».

Сравнения – «поле забелело, точно пеленою, все его одело», «что шапкой».

- Определите идею (главную мысль) стихотворения.

- Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес –

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа березка в шубке стоит,

Слева на нас елка глядит.

В небе снежинки кружатся,

На землю красиво ложатся.

В лесу – красота и покой,

А нам с тобой пора домой!

Слово учителя.

Одним из замечательных поэтов – мастером русского поэтического пейзажа является Иван Саввич Никитин.  Природа в его лирике тесно связана с жизнью крестьян. Доказательством этого факта является стихотворение «Зимняя ночь в деревне» (1853г.).

Организует беседу по прослушанному.

- Какое чувство по отношению к зиме испытывают поэты?

- Какие чувства рождает у вас картина зимы в ночное время?

- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают поэту создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение? 

Метафоры – «весело сияет», «храм облит»

Эпитеты – «синим огоньком», «божий храм», «тишина немая», «тяжелый труд»  

Сравнение – «крест под облаками, как свеча горит», «синим огоньком» (как синий огонек).

-Как можно назвать одним словом описание изображения природы?

«Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.

Слушают, делают записи основных тезисов.  

Выразительно читают и анализируют стихотворение по предложенному плану, защищают проделанную работу.

Выполняют физкультминутку.

Слушают актерское исполнение (аудиозапись), отвечают на вопросы, делают выводы.

Записывают в тетради определение.

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы.

Этап включения в систему знаний и повторения

(5 мин.)

Предлагает задания на применение  способов  действий,  вызвавших  затруднения, повторение  и  закрепление  ранее  изученного  и  подготовку  к  изучению следующих разделов курса.

Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание):

- Почему многие поэты обращались к теме природы? (Природа неразрывно связана с жизнью человека. Восприятие природы поэтом всегда согласуется с его настроением.)

-Какой изображают природу поэты? (Поэты передают красоту природы и многообразие окружающего мира.)

-Что значит для поэтов чувство любви к природе?

(Любовь к природе перерастает в чувство любви к Родине.)

- Таким образом, мы увидели, что поэтов объединяет способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от равнодушного взгляда. Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии.

Выполняют задания, делают выводы.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов, памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии

(5 мин.)

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

Предлагает задание «Неоконченное предложение»:

- Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя ….

Задает домашнее задание:

1.Выучить наизусть и проанализировать стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится».

2.Проектная работа по репродукции картины И.И.Левитана «Деревня. Зима» (1877-1878, 1888).

Фиксируют  степень  соответствия  поставленной  цели  и  результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке.

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов  и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.