Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические тексты и работают над выразительным чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

Тема: Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо

Материальное обеспечение: учебник 5 класса,  тексты о природе, презентация

Цели: познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Методы: словесный, практический, наглядный, исследовательский

                                                      Ход урока.

П/Н

                      Этапы урока

время

Работа суворовцев

1.

Организационный момент:

- Сдача рапорта;

1 мин.

Приветствуют преподавателя

2.

 Артикуляционная разминка

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша

2 мин.

Работают над скороговоркой

3.

Проверка готовности суворовцев к уроку

  1. Беседа по вопросам

- С творчеством каких поэтов мы познакомились на прошлом уроке?

- Что их объединяет?

- Какова тема стихотворений, с которыми мы познакомились?

                        2. Выразительное чтение стихотворения Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»

5 мин.

Отвечают на вопросы.

Читают выразительно стихотворение

3.

Работа с текстами о природе (приложение)

- Выразительное чтение текстов.

- Определите тему данных текстов, о чём они повествуют?

5 мин.

Выразительно читают тексты, работают над техникой чтения

4.

Объявление темы и целей урока.        

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин,  Дон-Аминадо

Что  мы понимаем под словом «Родина»?

1 мин.

Слушают преподавателя, оформляют тетради

5.

 Основная часть.

I. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер»

1. Слово учителя

И.А. Бунин. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.

Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.

Да, именно детство, полное поэзии.

- Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи) от прозы?

Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

2. Установка на прослушивание стихотворения.

- Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

- Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.

3. Чтение стихотворения учителем.

4. Выявление эмоционального впечатления.

- Какая картина возникает в вашем воображении?

- Что вы “видите” в ней?

- Какое настроение поэта она передает вам?

5. Повторное чтение стихотворения учеником.

- Как нужно читать стихотворение?

6. Построчный анализ стихотворения.

- Перечитайте 1 строфу

а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)

б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

- Прочитайте 2 строфу.

Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

- что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства).

б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем).

- Прочитайте 3-4 строфы.

Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры

Словарная работа: межа

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

- Прочитайте 5-6 строфы.

Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

Пунктуация стихотворения:

Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

Второе тире – разделяет реальность и грезы.

Третье тире – переход в другое состояние – сон.

7. Обобщение.

а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)

б) прочитайте стихотворение выразительно.

в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).

- обоснуйте ответ.

г) какие времена года изображаются поэтом?

д) о чем это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о природе, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

II. Дон – Аминадо  «Города и годы»

1. Чтение статьи учебника с. 159

Эмиграция –

Дон-Аминадо не принял Октябрьской революции и в 1920 г. эмигрировал во Францию. Как и большинство эмигрантов, Дон-Аминадо очень переживал расставание с Родиной, и эта боль нашла отражение в его стихах.

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по вопросам.

- Каким чувством  проникнуто стихотворение? (ностальгия – тоска по Родине)

- С чем ассоциируются города  у поэта?

4. Построфное чтение стихотворения

Словарная работа

- С каким запахом связаны воспоминания о Родине?

- Что сообщает читателю предпоследним четверостишием Дон – Аминадо?

Предпоследней строфой своего стихотворения «Города и годы» Дон-Аминадо хочет сказать читателю, что один запах остается для него самым важным, самым главным в мире — «русский запах снега». Он видел много прекрасных городов и стран, но запах Родины остался для него самым дорогим и самым любимым.

- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?

  Жизнь подходит к концу, вот только попытки вспомнить, ощутить , почувствовать  «русский запах снега» тщетны.

5. Выразительное чтение учащимися стихотворения.

18 мин.

10 мин.

Слушают преподавателя

Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы

Суворовец повторно читает стихотворение

Анализируют стихотворение

Работают над стихотворением «Города и годы»

Читают статью учебника

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

5.

Подведение итогов урока:

-Беседа по вопросам на усвоение материала урока.

1. С творчеством  каких поэтов мы познакомились?

2. Какова тема стихотворений поэтов?

3. Какими чувствами проникнуты поэтические произведения?(любовью к родине , к родной природе)

- выставление оценок.

2  мин

Отвечают на вопросы

6.

Задание на с/п:   Выразительное чтение, иллюстрации

1 мин.

Записывают задание с/п.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

Урок по литературе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе." (5 класс)

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе". Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв...

Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс

Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....

Урок литературы в 5 классе. Поэты ХХ века о Родине и родной природе.

Урок литературы в 5 классеТема урока: Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.Тип урока: урок усвоения новых знаний.1. Знакомство с творчеством Ивана Бунина «Помню долгий ...