Урок литературы в 5 классе. Поэты ХХ века о Родине и родной природе.
методическая разработка по литературе (5 класс)

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Знакомство с творчеством Ивана Бунина «Помню долгий зимний вечер...».

2. Анализ стихотворения по плану:

1.  Основная тема стихотворения.

 2.  Мысли и чувства автора.

 3.  Главная мысль (идея).

 4.  Художественные средства, использованные автором.

 5.  Какое впечатление произвело стихотворение.

3. Знакомство с творчеством поэтов на страницах 163 – 169:

1.  Н.М. Рубцов «Родная деревня».

2.  Дон-Аминадо «Города и годы».

3.  Д.Б.Кедрин «Аленушка».

4.  А.А.Прокофьев «Аленушка».

4.  Анализ одного понравившегося стихотворения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_25_aprelya.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 25 апреля

Тема урока: Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

  1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем изучать творчество русских поэтов ХХ века. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

 На страницах ваших учебников напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитайте их имена. Какие-то  из них вам знакомы. С кем-то вы познакомитесь сегодня.

  1. Начнем работу со стихотворений Ивана Бунина «Помню долгий зимний вечер...». С биографией поэта вы познакомились ранее.

Напомню, что хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.

  1. Послушайте в аудиозаписи стихотворение «Помню долгий зимний вечер...» и  постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ построения произведения.

https://www.youtube.com/watch?v=1d-JMnKaEJo

          4. Мы выполним анализ стихотворения по плану:

1.  Основная тема стихотворения.

 2.  Мысли и чувства автора.

 3.  Главная мысль (идея).

 4.  Художественные средства, использованные автором.

 5.  Какое впечатление произвело стихотворение.

Прежде чем перейти к анализу стихотворения, вспомним поэтические термины

  • Тема – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  • Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  • Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  • Эпитет – (букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  • Метафора (перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

  1. Тема: стихотворение  Ивана Бунина «Помню долгий зимний вечер...» о детстве, родине, родной природе.
  2. Мысли и чувства автора: поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства.
  3.  Главная мысль (идея):  Родная природа дает человеку силы, успокаивает.
  4.  Художественные средства, использованные автором:

 Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон»

 Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи»

 Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев»

  1. Стихотворение Ивана Бунина «Помню – долгий зимний вечер», рисует для нас картины близкие и понятные каждому из нас.  Воспоминания о маме, отчем доме и детских мечтах навсегда остаются в памяти каждого человека как самые дорогие и нужные.  Они согревают наши души теплом и любовью к близким, становятся нашим последним оплотом в борьбе против самых ненастных жизненных бурь.

5.Познакомьтесь с творчеством поэтов на страницах 163 – 169:

1.  Н.М. Рубцов «Родная деревня».

2.  Дон-Аминадо «Города и годы».

3.  Д.Б.Кедрин «Аленушка».

4.  А.А.Прокофьев «Аленушка».

Послушайте о поэтах и их произведениях:

    https://www.youtube.com/watch?v=NZ7E3WOc2Kc

https://www.youtube.com/watch?v=dFPZ8CpcAXk

6. Выберите одно понравившееся вам стихотворение и проанализируйте его самостоятельно по предложенному плану (письменно).

Высылайте работы к 27 апреля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

Урок по литературе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе." (5 класс)

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе". Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв...

Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс

Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....

Технологическая карта урока по литературе: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (5 класс)

Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.Цели: познакомить обучающихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию истолкованию л...