Вхождение в народную культуру
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Беледина Лидия Николаевна

Это эстетический цикл уроков, где отражено "слияние" фольклора и литературы  как культурного пласта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskiy_cikl.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ВСОШ при ИК-1 ГУФСИН РОССИИ

Эстетический цикл уроков

Вхождение в народную культуру и её

постижение через фольклор и

древнюю литературу

Выполнила: учитель русского языка и литературы

высшей категории Беледина Лидия Николаевна.

Домашний адрес:  Нижегородская область,

Семеновский район, п.Сухобезводное, ул.Спортивная, д.1, кв.16. Телефон +79049220318

2010-2012 учебный год

Объяснительная записка

В последние годы заметно оживился интерес к отечественной истории и культуре. К нам возвращаются многие ценности прошлого.

Мы привыкли рассматривать историю как сумму дат, а о культуре научились судить по её высшим достижениям и не можем представить, чем жили, о чём думали люди, трудом и творчеством которых определялся исторический и культурный процесс Отечества нашего.

Структура и содержание программы (курса)

Цель курса: «Истоки народной культуры, духовной и материальной: поиск и постижение».

Данный эстетический цикл уроков состоит из 6 разделов: каждый последующий раздел и предыдущий – это звенья одной цепи. В цикл входят сведения по истории, этнографии, этимологии, истории религии, фольклору, истории культуры (духовной и материальной).

Структура курса

1 цикл

 5–6 классы «Кто мы есть?»

Легенды о происхождении славянских племён.

Древние название славян.

Сведения по этнографии: внешний вид, природные условия, быт, верования древних славян.

Первые русские князья «Предания о русских князьях».

Родное слово:

Систематическая лексическая работа.

Ценность родного слова, его вкус.

Бережное отношение.

Изустное народное творчество как способ самовыражения, сохранения нации, становление и формирование народной морали.

2 цикл

«Русь окрещенная»

Крещение Руси.

Роль христианства в развитии духовной и материальной культуры.

Книжное искусство Древней Руси: первые библиотеки.

Движение отшельников, строительство первых монастырей (Киево-Печерский, Троицко-Сергиевый).

Мощное движение отшельников – вызов насилию.

Рассказы о русских святых (Антоний, Феодосий, Сергий Радонежский).

3 цикл

 7–8 классы

«Возникновение письменности на Руси»

Славянские просветители.

Древнерусская литература – самая древняя из всех европейских литератур.

Жанровое многообразие.

Древнерусские писатели.

Раскол в русской церкви – реакция на насилие; мощное движение старообрядчества.

Художественные тексты:  

«Поучения Владимира Мономаха»

«Наставления отца к сыну»

«О первых святых и блаженных печерских»

«Слово о хмеле»

 «Слово о погибели Земли русской»

«Смерть Авдотьи Рязаночки»

«Евпраксия Рязанская»

«Повесть о Шемякином суде»

«Житие Аввакума, им самим написанное».

4 Цикл

7–9 класс

«Предания и мифы древних славян». «Народная песня»

Миф как жанр народнопоэтического творчества.

Миф как форма мировоззрения наших предков.

Духовность в жизни древних славян.

Славянское язычество. Традиционные образы в народнопоэтическом творчестве.

Солнечные боги древних славян. Верования.

Классификация народной песни.

Речевое своеобразие народных песен. Жанровое многообразие. Поэтика народной песни.

5 цикл 8–9 класс

«Язык и верования древних славян и отражение в традиционных жанрах русского фольклора»

Языческие праздники.

Взаимопроникновение двух религий, языческой и христианской, и отражение в традициях народа.

От былины до баллады; от пословицы до притчи; от сказки до басни. Фольклорные жанры и литературные жанры: процесс взаимопроникновения.

Речевое своеобразие былин.

6 цикл

 10-11 класс

«Народнопоэтические и библейские мотивы в творчестве русских и советских писателей»

Цель курса: создание информационного фона.

«Высвечивание» русского характера.

Тема праведности, земли, назначения человека, установление гармонии между землёй и небом, человеком и Вселенной.

Получение художественной информации определённого уровня через текст (обращение к лингвистическому, стилистическому, филологическому анализу).

Использованная литература

История Осиповского., 1994 г. т №1.

Прозаические жанры русского фольклора.

Очерки истории русской культуры 9-17 в. М.»Просвещение», 1984г.

Изборник «Повести Древней Руси». М. «Художественная литература», 1986 г.

Сумароков Г.Г. «Кто есть кто?», 1983 г.

«Мифы древних славян»,  Саратов «Надежда», 1993 г.

Фольклор и литература (семинарий).  М., «Просвещение», 1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление ростовых кукол, как средство вхождения ребенка в мир русской народной культуры.

Материал может быть использован учителями начальных классов и педагогов дополнительного образования.В работе дано полное описание с приложениями по изготовлению ростовых кукол, используемых в проведен...

«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....