Главные вкладки

    «Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
    план-конспект занятия (5 класс) по теме

    Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.

    1.    Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе переработки реальной формы в декоративную.

    2.    Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой, бережного отношения к ней.

    3.    Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект411.5 КБ
    Office presentation icon презентация429.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Поэтический образ птицы в народном творчестве»

    Тип урока: Бинарный урок факультативного курса народной                                                                                                                         культуры (по программе «Народная культура» автор Амосова О.Б.)  и ИЗО

    ( программа Неменского Б.М.) 5 класс.

    Цели и задачи: Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.

    1. Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе переработки реальной формы в декоративную.
    2. Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой, бережного отношения к ней.
    3. Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.

    Зрительный ряд: Образцы и репродукции искусства Хохломы с изображением птиц. Учебные таблицы для практической работы учащихся.

    Музыкальный ряд: аудиозапись А.Барков «Голоса весеннего леса», русская народная песня «Прилетели к нам все пташечки»

    Литературный ряд: русская народная сказка «Суд птиц», старинный сказ «Птицы на море»

    Оборудование: гуашь, кисти, заготовки для выполнения росписи.

    Ход урока.

    Вступительное слово.

    Учитель НК (народной культуры): Слетелись в нашу горницу чудо-птицы!

    Расселись на золотых ветках, сверкают огненным оперением,

    Клюют красну ягоду!

    Учитель ИЗО: Чудо-птица, Жар птица нашла своё отражение в искусстве

    Хохломских мастеров.

    (Обзор представленных изделий хохломских мастеров  - панно, скобкарь, репродукции)

     - Обратите внимание, ребята, в каком месте композиции  находится  изображение птицы?  (в центре, в окружении растительного орнамента)

    - Тем самым художники Хохломы хотели подчеркнуть важность и значимость птицы в гармоничном сочетании с окружающей природой.

    - Посмотрите на окраску птиц! Какие цветовые оттенки преобладают?

    Ответы учащихся: Желтый, оранжевый, красный -теплые тона.

    Учитель ИЗО: За что любят птиц народные мастера и уделяют такое большое внимание их изображению в своих росписях?

     Ответы учащихся: За красоту оперения, за звонкие трели, за высоту полёта.

    Учитель ИЗО: А какая птица пылает огненным жаром, отличается золотым оперением?

    Ответы учащихся: Жар-птица!

    Учитель НК: Этим удивительным Жар-птицам мы и посвящаем наш необычный урок народной культуры и ИЗО.

                                    Звучат в аудиозаписи голоса птиц весеннего леса.

    Учитель НК: (на фоне аудиозаписи) Слетелись птицы и наполнили апрельский лес и дол своим  многоголосным пением. И не случайно. Ведь месяц апрель в народном календаре – птичий месяц. А почему он так назван? 

    Ответы учащихся: Апрель - месяц возвращения перелётных птиц на родину.

    Учитель НК: Какие птицы прилетают в апреле?

     Ответы учащихся: Трясогузки, журавли, гуси, овсянки, чибисы.

    Учитель НК: Какой день апреля в народном календаре связан с образом птиц?

    Ответы учащихся: Благовещение. Отпущение птиц на волю.

    Учитель НК: Что делают птицы, прилетев на Русь?

    Ответы учащихся: Вьют гнёзда, откладывают яйца.

    Учитель НК: А вот как об этом рассказывается в русской народной сказке «Суд птиц».

                                   

                                   Инсценировка русской народной сказки «Суд птиц»    

     Учитель НК: В сказках, песнях народ давал звания птицам. Кем был в сказке Орел? (судьёй)

                           Воробей? (послом)

    Учитель НК: Послушайте старинный сказ и обратите внимание как чётко называли наши              предки птиц за их службу, за их характерные особенности.

                                     Звучит старинный сказ «Птицы на море»

    Учитель НК: Теперь вы, ребята, знаете кто из птиц за морем больший, кто из птиц за морем меньший, какая птица на море в работе, какая птица на море в прекрасе.

    А какая птица пылает огненным жаром, восхищает взор золотым опереньем? (Жар-птица)

    Учитель НК: Ведь не зря на Руси считалось поймать Жар-птицу – значит поймать своё счастье.

    Учитель ИЗО: «Говорят будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок- 

            умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.

            Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать.

                              Прилетела как-то к его порогу птица Жар.  Он и её угостил. Птица Жар задела  

                  золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

            Это, конечно, легенда, сказка. Начала золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масленая плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить».

    - А теперь посмотрите, ребята, на эти произведения мастеров Хохломы.

    Здесь вы видите различную утварь: чашки, солонки, поставцы, супницу, ложки. Все эти предметы украшены прекрасной росписью, своеобразной и неповторимой. Это – растительный орнамент. Из чего он состоит?

     Ответы учащихся: состоит из изображения трав, листьев, ягод, цветов. 

    Учитель ИЗО: Часто художники вводили в роспись и декоративных рыб, насекомых и птиц.

    Но основной элемент хохломской росписи – это «травка» (травный узор), к нему присоединяются все остальные изображения.

       Главные виды росписи – «поверх фона» и «под фон» основаны на противоположных приёмах использования золотого фона (показ плаката)

    -Какие основные краски используют в данной росписи?

    Ответы учащихся: золотая, черная, красная.

    Учитель ИЗО: Давайте и мы превратимся в мастеров-живописцев и выполним изображение Жар птицы в стиле хохломской росписи.

    (По учебной таблице учитель объясняет последовательность выполнения практической работы)

    • На первом этапе выполняем рисунок травного орнамента черной гуашью по желтому фону.
    • Затем приступаем к изображению птицы красной краской, передаём общую форму.
    • И в конце работы завершаем роспись, изображая детали: ягоды, веточки и листочки, рисуем у птицы глаза, клюв, хохолок, крылья и хвост, используя красную и черную краски, характерные для хохломской росписи.

    (После объяснения последовательности выполнения задания учитель отвечает на вопросы учащихся. Затем дети приступают к индивидуальной практической работе. Особое внимание обращается на то, как дети применяют основные формы работы кистью, тонким концом кисти и всей её поверхностью. В конце работы учитель проводит анализ 2-3х рисунков, указывая на достоинства в работе, и не забывая о недостатках).

    Учитель ИЗО: Покажите, ребята, какие у вас получились птицы?

    Я благодарю всех вас за добросовестную работу и желаю дальнейших успехов в изучении народного декоративно-прикладного искусства.

     Учитель НК: А сейчас со своими Жар-птицами сядьте поближе, поднимите их повыше!

    - А не хотите ли поиграть в игру с птичкой-невеличкой?

                                      Игра «Ай-да, птица! Что за птица?»

     Учитель НК:  Прилетели к нам все пташечки и позвали нас в хоровод. Саша, заводи!

                    Русская народная песня «Прилетели к нам все пташечки» 

    Учитель НК: Ребята, что нового вы узнали на уроке и что особенно запомнилось?

    Учитель ИЗО: Да, к нам сегодня хохломские Жар-птицы прилетали,

                           В травном узоре порхали, красну ягоду клевали.

    Учитель НК: С нами в игру играли, сказкой забавляли,

                            В хоровод песней зазывали!

    Учитель Изо:  Прозвенит сейчас звонок,

                            И окончится урок…

    Учитель ИЗО:А мы желаем, чтобы каждый из вас Жар-птицу поймал,

                             И счастье свое не потерял (не растерял)!

    Литература:

    1. Русская народная живопись. Жегалова С.К. М.,Просвещение.1984

    2.Хрестоматия к программе «Преображение». Владимир.1994

    4. От зимы до осени. Фольклорный праздник в школе. Составитель Г.Науменко.М.,1979

    5.Золотая хохлома. Лыкова И.А.,Карапуз,2009

    6.Золотая хохлома. Емельянова Т.М. «ИнтерБук».2001

    7. Веселое слово ХОХЛОМА. Яхнин Л.Л. М.,1987

    8. Ресурсы интернет.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование устного народного творчества на уроках биологии.

    В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

    Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»

    Цели: Расширить представления учащихся о  русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...

    Русское народное творчество на уроках русского языка

    Русская матрешка. Хохлома. Гжель.Дымковская и Каргопольская игрушка. Жостовские подносы. Что может быть красивее! Наша задача - помочь детям увидеть эту красоту, вызвать желание гордиться русскими уме...

    Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы

    Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...

    Презентация к уроку факультативного курса «Введение в основы сельскохозяйственного труда» Тема "Хранение семян"

    В презентации представлены материалы для урока по теме "Хранение семян" факультативного курса "Ввведение в основы сельскозяйственного труда" для начальных классов....

    Конспект с презентацией бинарного урока по курсу русский язык и обж по ФГОС с использованием РНС

    Урок интересен по содержанию. Много загадок. Материал по ОБЖ "Пожар" изучают в игровой форме. По русскому языку повторяют тему "Синтаксис". Все ответы проверяются по образцам презентации - анимации. У...

    Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"

    Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"...