«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.

1.    Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе переработки реальной формы в декоративную.

2.    Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой, бережного отношения к ней.

3.    Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект411.5 КБ
Office presentation icon презентация429.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Поэтический образ птицы в народном творчестве»

Тип урока: Бинарный урок факультативного курса народной                                                                                                                         культуры (по программе «Народная культура» автор Амосова О.Б.)  и ИЗО

( программа Неменского Б.М.) 5 класс.

Цели и задачи: Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.

  1. Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе переработки реальной формы в декоративную.
  2. Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой, бережного отношения к ней.
  3. Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.

Зрительный ряд: Образцы и репродукции искусства Хохломы с изображением птиц. Учебные таблицы для практической работы учащихся.

Музыкальный ряд: аудиозапись А.Барков «Голоса весеннего леса», русская народная песня «Прилетели к нам все пташечки»

Литературный ряд: русская народная сказка «Суд птиц», старинный сказ «Птицы на море»

Оборудование: гуашь, кисти, заготовки для выполнения росписи.

Ход урока.

Вступительное слово.

Учитель НК (народной культуры): Слетелись в нашу горницу чудо-птицы!

Расселись на золотых ветках, сверкают огненным оперением,

Клюют красну ягоду!

Учитель ИЗО: Чудо-птица, Жар птица нашла своё отражение в искусстве

Хохломских мастеров.

(Обзор представленных изделий хохломских мастеров  - панно, скобкарь, репродукции)

 - Обратите внимание, ребята, в каком месте композиции  находится  изображение птицы?  (в центре, в окружении растительного орнамента)

- Тем самым художники Хохломы хотели подчеркнуть важность и значимость птицы в гармоничном сочетании с окружающей природой.

- Посмотрите на окраску птиц! Какие цветовые оттенки преобладают?

Ответы учащихся: Желтый, оранжевый, красный -теплые тона.

Учитель ИЗО: За что любят птиц народные мастера и уделяют такое большое внимание их изображению в своих росписях?

 Ответы учащихся: За красоту оперения, за звонкие трели, за высоту полёта.

Учитель ИЗО: А какая птица пылает огненным жаром, отличается золотым оперением?

Ответы учащихся: Жар-птица!

Учитель НК: Этим удивительным Жар-птицам мы и посвящаем наш необычный урок народной культуры и ИЗО.

                                Звучат в аудиозаписи голоса птиц весеннего леса.

Учитель НК: (на фоне аудиозаписи) Слетелись птицы и наполнили апрельский лес и дол своим  многоголосным пением. И не случайно. Ведь месяц апрель в народном календаре – птичий месяц. А почему он так назван? 

Ответы учащихся: Апрель - месяц возвращения перелётных птиц на родину.

Учитель НК: Какие птицы прилетают в апреле?

 Ответы учащихся: Трясогузки, журавли, гуси, овсянки, чибисы.

Учитель НК: Какой день апреля в народном календаре связан с образом птиц?

Ответы учащихся: Благовещение. Отпущение птиц на волю.

Учитель НК: Что делают птицы, прилетев на Русь?

Ответы учащихся: Вьют гнёзда, откладывают яйца.

Учитель НК: А вот как об этом рассказывается в русской народной сказке «Суд птиц».

                               

                               Инсценировка русской народной сказки «Суд птиц»    

 Учитель НК: В сказках, песнях народ давал звания птицам. Кем был в сказке Орел? (судьёй)

                       Воробей? (послом)

Учитель НК: Послушайте старинный сказ и обратите внимание как чётко называли наши              предки птиц за их службу, за их характерные особенности.

                                 Звучит старинный сказ «Птицы на море»

Учитель НК: Теперь вы, ребята, знаете кто из птиц за морем больший, кто из птиц за морем меньший, какая птица на море в работе, какая птица на море в прекрасе.

А какая птица пылает огненным жаром, восхищает взор золотым опереньем? (Жар-птица)

Учитель НК: Ведь не зря на Руси считалось поймать Жар-птицу – значит поймать своё счастье.

Учитель ИЗО: «Говорят будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок- 

        умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.

        Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать.

                          Прилетела как-то к его порогу птица Жар.  Он и её угостил. Птица Жар задела  

              золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

        Это, конечно, легенда, сказка. Начала золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масленая плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить».

- А теперь посмотрите, ребята, на эти произведения мастеров Хохломы.

Здесь вы видите различную утварь: чашки, солонки, поставцы, супницу, ложки. Все эти предметы украшены прекрасной росписью, своеобразной и неповторимой. Это – растительный орнамент. Из чего он состоит?

 Ответы учащихся: состоит из изображения трав, листьев, ягод, цветов. 

Учитель ИЗО: Часто художники вводили в роспись и декоративных рыб, насекомых и птиц.

Но основной элемент хохломской росписи – это «травка» (травный узор), к нему присоединяются все остальные изображения.

   Главные виды росписи – «поверх фона» и «под фон» основаны на противоположных приёмах использования золотого фона (показ плаката)

-Какие основные краски используют в данной росписи?

Ответы учащихся: золотая, черная, красная.

Учитель ИЗО: Давайте и мы превратимся в мастеров-живописцев и выполним изображение Жар птицы в стиле хохломской росписи.

(По учебной таблице учитель объясняет последовательность выполнения практической работы)

  • На первом этапе выполняем рисунок травного орнамента черной гуашью по желтому фону.
  • Затем приступаем к изображению птицы красной краской, передаём общую форму.
  • И в конце работы завершаем роспись, изображая детали: ягоды, веточки и листочки, рисуем у птицы глаза, клюв, хохолок, крылья и хвост, используя красную и черную краски, характерные для хохломской росписи.

(После объяснения последовательности выполнения задания учитель отвечает на вопросы учащихся. Затем дети приступают к индивидуальной практической работе. Особое внимание обращается на то, как дети применяют основные формы работы кистью, тонким концом кисти и всей её поверхностью. В конце работы учитель проводит анализ 2-3х рисунков, указывая на достоинства в работе, и не забывая о недостатках).

Учитель ИЗО: Покажите, ребята, какие у вас получились птицы?

Я благодарю всех вас за добросовестную работу и желаю дальнейших успехов в изучении народного декоративно-прикладного искусства.

 Учитель НК: А сейчас со своими Жар-птицами сядьте поближе, поднимите их повыше!

- А не хотите ли поиграть в игру с птичкой-невеличкой?

                                  Игра «Ай-да, птица! Что за птица?»

 Учитель НК:  Прилетели к нам все пташечки и позвали нас в хоровод. Саша, заводи!

                Русская народная песня «Прилетели к нам все пташечки» 

Учитель НК: Ребята, что нового вы узнали на уроке и что особенно запомнилось?

Учитель ИЗО: Да, к нам сегодня хохломские Жар-птицы прилетали,

                       В травном узоре порхали, красну ягоду клевали.

Учитель НК: С нами в игру играли, сказкой забавляли,

                        В хоровод песней зазывали!

Учитель Изо:  Прозвенит сейчас звонок,

                        И окончится урок…

Учитель ИЗО:А мы желаем, чтобы каждый из вас Жар-птицу поймал,

                         И счастье свое не потерял (не растерял)!

Литература:

1. Русская народная живопись. Жегалова С.К. М.,Просвещение.1984

2.Хрестоматия к программе «Преображение». Владимир.1994

4. От зимы до осени. Фольклорный праздник в школе. Составитель Г.Науменко.М.,1979

5.Золотая хохлома. Лыкова И.А.,Карапуз,2009

6.Золотая хохлома. Емельянова Т.М. «ИнтерБук».2001

7. Веселое слово ХОХЛОМА. Яхнин Л.Л. М.,1987

8. Ресурсы интернет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»

Цели: Расширить представления учащихся о  русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...

Русское народное творчество на уроках русского языка

Русская матрешка. Хохлома. Гжель.Дымковская и Каргопольская игрушка. Жостовские подносы. Что может быть красивее! Наша задача - помочь детям увидеть эту красоту, вызвать желание гордиться русскими уме...

Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы

Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...

Конспект с презентацией бинарного урока по курсу русский язык и обж по ФГОС с использованием РНС

Урок интересен по содержанию. Много загадок. Материал по ОБЖ "Пожар" изучают в игровой форме. По русскому языку повторяют тему "Синтаксис". Все ответы проверяются по образцам презентации - анимации. У...

Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"

Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"...

Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.

Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...