Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.
план-конспект урока (5, 6 класс)

Горлова Наталья Юрьевна

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.
  2. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Родина - что это значит?”
  3. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
  4. Создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков.
  5. Обеспечить закрепление понятий: малая Родина, большая Родина, краса родного края, музейный предмет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_6_konspekt_uroka_istoki.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6

Конспект урока факультативного курса «Истоки»

“Слово и образ малой родины”.

6 класс

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.
  2. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Родина - что это значит?”
  3. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
  4. Создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков.
  5. Обеспечить закрепление понятий: малая Родина, большая Родина, краса родного края, музейный предмет.

Оборудование:

  • учебник “Истоки”, 6 класс. Автор А.В.Камкин;
  • тексты с информацией о г.п.Федоровский, о школе;
  • карточки с заданием;
  • толковый словарь С.И. Ожегова;
  • физическая карта России;
  • музейные предметы: подлинный рушник, коромысло, прялка и т.д.;
  • виды орнаментов;
  • заготовки рушников;
  • магнитофон, запись;
  • клей, кисточки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Правила поведения в музее.
  3. Вступительное слово учителя. Ребята, урок у нас сегодня необычный. Он проходит в школьном музее. Музей – это место, где хранятся предметы старины. Они нам будут помогать сегодня в работе. Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сегодня сопутствует удача.

Мы продолжаем работу над поставленным на прошлом уроке вопросом:    (Дети читают)

Родина – что это значит? Что же для вас значат слова: Большая Родина? (Вывешивается табличка, ответ детей)

2. Проверка домашнего задания. Существует много слов, которые являются родственниками слову – Родина. Откуда произошло само слово? На сегодняшний урок вы готовили задание вместе с родителями по толковому словарю С.И.Ожегова. Давайте послушаем, что же вам удалось узнать. (Слово “Родина” произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду. Слова, близкие по значению слову Родинародить, родители, родич, родня, родословная, народ).

Вы так же подготовили творческое задание - стихи о Родине.   (Выступление детей)

3. Актуализация субъектного опыта.

Учитель: Итак, ребята, мы продолжаем поисковую работу: “Родина – что это значит?”

Проблемная ситуация: Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: “ Как вы думаете, что это такое?” (земля)

- Как вы думаете, откуда эта земля?    (Ответы детей)

Учитель: Да, это земля наша, федоровская. Человек, уезжая навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего?     (Ответы детей)

Учитель: Существует такое выражение: “Мать - родна земля”.

Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек.

Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и как мать защищает нас от врагов. В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните их?      (Ответы детей)

Учитель: Как вы думаете, о чём речь пойдёт на сегодняшнем уроке?     (Ответы детей)

Правильно, мы будем говорить о нашей малой родине, о родном крае. (Вывешивается табличка: малая Родина)

4. Изучение новых знаний и способов деятельности. Работа по учебнику. (Чтение и обсуждение статьи)

Творческая работа: Представьте себе, что к нам приехали иностранцы и спрашивают: “Что значит для вас Федоровка?” Постарайтесь им объяснить, как можно короче. Им некогда, они скоро улетают.  (Ответы детей: поселок, храм, школа, родители, дом.)

- Давайте обобщим.

Ученик: Федоровка – это поселок с храмом, со школой и домом, где я живу с родителями.

- А если иностранцам захочется узнать подробнее о нашем поселке? Давайте подготовимся основательно.

Работа в группах (детям раздаются заранее подготовленные тексты о поселке, школе):

  • Дети по группам читают тексты.
  • Выступление по 1 человеку от группы.

Работа по школьному стенду: “Моя тихая Родина”.

Каждый край чем-то знаменит. Наш поселок может гордиться не только храмом, школой, красивыми домами. Главная ценность – это люди, которые здесь проживают.

(Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, о выпускнике школы Валерии Лаба).

Любой край, область, даже небольшой поселок, как наш, по своему неповторимы. В каждом месте - своеобразная природа, красота. Что такое красота? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Учитель: Красота – это не только природа, музыка, но и вещи, созданные руками человека. Память о людях – умельцах хранится в музее. У нас тоже имеются предметы старины. Краса родного края может быть запечатлена в разных предметах:

(Фото – рисунок – поэт. Образ – музыкальный образ - предметы быта)

Работа с экспозицией “История русского быта”.

- Вы уже знакомы с этой экспозицией. Здесь мы видим предметы быта крестьян. Все они сделаны руками человека. Мы можем гордиться своими предками.    (Работа с экспонатами)

- Ребята, а есть ещё один музейный предмет, в котором люди выражали свою любовь к родному краю.

Послушайте загадку и отгадайте, что это:

Топили, колотили, мяли,
Трепали, рвали, крушили,
Ткали, на стол послали.
(Полотенце, рушник)

Рушник – так говорили наши предки. Раньше его называли утиральник. В словаре В.И. Даля он называется так: полотнище для утирания лица и рук.

5. Первичная проверка понимания изученного.

На прошлом уроке мы с вами говорили о процессе изготовления ткани. Попробуйте установить очерёдность в работе:

Задание на карточке:

  • ткали холст
  • пряли нитки
  • выдернули лён с корнем
  • отмочили в речке и высушили на лугу
  • сделали полотенце
  • вытрепали лён
  • посеяли льняное семя

Молодцы, ребята. А теперь послушайте мой рассказ. Представьте себе: Длинный зимний вечер. За окном вьюга играет, а в тёплой избе сидит молодая девушка и с любовью, старанием узор к узору вышивает рушник. (Звучит музыка) Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник. Он сопровождал его от рождения до самой смерти. С ним встречали дорогих гостей хлебом-солью. Не менее 40 рушников необходимо было вышить девушке к свадьбе. Их тщательно берегли и передавали по наследству. Женщины проводили долгие часы за этим рукоделием. Вышивать учили с детства. Девочке в 9-10 лет давали аршин (72см) ткани, сотканного из конопли, где очень хорошо видна структура, и на этом куске материала она вышивала свои первые простые узоры. Увидит красивый узор у соседки, подружки – вышьет. Со временем на холсте появлялась целая коллекция образцов вышивки. (Показ) Украшали рушники орнаментом – это специальные знаки, которые отражали уклад жизни крестьян.

Прямая линия

_______________________

Крест

+++++++++++++++++++++

Полукрест

VVVVVVVVVVVVVVVV

Козлик

XXXXXXXXXXXXXXXX

Это образцы шитья, но каждая вышивальщица добавляла что-то от себя, изменяла и усложняла узор. Так из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и техника их исполнения. Вышивка – в основном область женского труда и творчества. А какие вещи украшались вышивкой?

Дети:

  • Одежда: рубахи, кофты, фартуки и т.д.
  • Предметы быта: рушники, занавески и т.д.

Учитель: Внимательно посмотрите на образцы рушников, на их узор. А теперь скажите, что на них изображено? (показ). Цветы, деревья, листья; животные и птицы; фигуры.

  • Первый секрет вышивки – всё, что изображает она, называется орнаментом.
  • Второй секрет – они бывают: растительные, животные, геометрические.

Такие орнаменты встречаются и у местных народов – ханты. Особенность нашего региона – сочетание этих орнаментов, т.е. в одной вышивке встречаются разные орнаменты. Мастерица не просто украшала своё изделие, она высказывала пожелания.  (Знакомство со знаками орнамента)

6. Закрепление и применение изученного. Давайте и мы сейчас, как наши предки, попробуем составить орнамент для украшения рушника. (Предлагается вырезанный рушник, на который дети наклеивают знаки орнамента.)   Показ выполненных работ.

7. Обобщение и систематизация.  Ребята, вы хорошо поработали и много узнали о Большой и малой Родине. Можем ли мы теперь дать ответ на вопрос: “Родина – что это значит?” (Ответ детей) Страна, в которой живём, дом, где родился, берёзка у родного порога, место, где жили предки. Родина – это и Отечество, страна и место рождения человека. Кто-то из вас родился здесь, на Сургутской земле, а кто-то приехал с родителями из других мест. Вам было дано задание: узнать о своих предках: где они жили, чем занимались.

Игра “Географы” (Показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошёл ваш род).

8. Информация о домашнем задании.  Творческое задание: составить родословную своей семьи.

9. Подведение итогов урока.

10. Этап рефлексии.

Использованная литература:

  1. Истоковедение. Том 8.Учебно-методическое пособие. – Издательский дом «Истоки», 2009.
  2. Асмалов А.Г. Психология личности. -М., 1990 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»

Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских  поэтов; закре...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Образ малой родины в духовно-нравственном воспитании учащихся

Данная методическая разработка представляет опыт работы и  преподавателя.  и классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся с использованием краеведческого материала....

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Родное Прибитюжье (образ малой родины в художественных произведениях аннинских писателей и поэтов).

Внеурочное занятие по литературе позволяет познакомиться с историей и культурой родного края через произведения писателей и поэтов Аннинского района...

Урок литературы в 5 классе "Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении "Ты запой мне ту песню, что прежде…"

Учащиеся знакомятся с личностью поэта, выясняют, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина, определяют идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде&he...