Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.
план-конспект урока (5, 6 класс)
Цели:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Родина - что это значит?”
- Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
- Создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков.
- Обеспечить закрепление понятий: малая Родина, большая Родина, краса родного края, музейный предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Конспект урока факультативного курса «Истоки»
“Слово и образ малой родины”.
6 класс
Цели:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Родина - что это значит?”
- Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
- Создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков.
- Обеспечить закрепление понятий: малая Родина, большая Родина, краса родного края, музейный предмет.
Оборудование:
- учебник “Истоки”, 6 класс. Автор А.В.Камкин;
- тексты с информацией о г.п.Федоровский, о школе;
- карточки с заданием;
- толковый словарь С.И. Ожегова;
- физическая карта России;
- музейные предметы: подлинный рушник, коромысло, прялка и т.д.;
- виды орнаментов;
- заготовки рушников;
- магнитофон, запись;
- клей, кисточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
- Правила поведения в музее.
- Вступительное слово учителя. Ребята, урок у нас сегодня необычный. Он проходит в школьном музее. Музей – это место, где хранятся предметы старины. Они нам будут помогать сегодня в работе. Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сегодня сопутствует удача.
Мы продолжаем работу над поставленным на прошлом уроке вопросом: (Дети читают)
Родина – что это значит? Что же для вас значат слова: Большая Родина? (Вывешивается табличка, ответ детей)
2. Проверка домашнего задания. Существует много слов, которые являются родственниками слову – Родина. Откуда произошло само слово? На сегодняшний урок вы готовили задание вместе с родителями по толковому словарю С.И.Ожегова. Давайте послушаем, что же вам удалось узнать. (Слово “Родина” произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду. Слова, близкие по значению слову Родина: родить, родители, родич, родня, родословная, народ).
Вы так же подготовили творческое задание - стихи о Родине. (Выступление детей)
3. Актуализация субъектного опыта.
Учитель: Итак, ребята, мы продолжаем поисковую работу: “Родина – что это значит?”
Проблемная ситуация: Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: “ Как вы думаете, что это такое?” (земля)
- Как вы думаете, откуда эта земля? (Ответы детей)
Учитель: Да, это земля наша, федоровская. Человек, уезжая навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей)
Учитель: Существует такое выражение: “Мать - родна земля”.
Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек.
Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и как мать защищает нас от врагов. В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните их? (Ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, о чём речь пойдёт на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)
Правильно, мы будем говорить о нашей малой родине, о родном крае. (Вывешивается табличка: малая Родина)
4. Изучение новых знаний и способов деятельности. Работа по учебнику. (Чтение и обсуждение статьи)
Творческая работа: Представьте себе, что к нам приехали иностранцы и спрашивают: “Что значит для вас Федоровка?” Постарайтесь им объяснить, как можно короче. Им некогда, они скоро улетают. (Ответы детей: поселок, храм, школа, родители, дом.)
- Давайте обобщим.
Ученик: Федоровка – это поселок с храмом, со школой и домом, где я живу с родителями.
- А если иностранцам захочется узнать подробнее о нашем поселке? Давайте подготовимся основательно.
Работа в группах (детям раздаются заранее подготовленные тексты о поселке, школе):
- Дети по группам читают тексты.
- Выступление по 1 человеку от группы.
Работа по школьному стенду: “Моя тихая Родина”.
Каждый край чем-то знаменит. Наш поселок может гордиться не только храмом, школой, красивыми домами. Главная ценность – это люди, которые здесь проживают.
(Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, о выпускнике школы Валерии Лаба).
Любой край, область, даже небольшой поселок, как наш, по своему неповторимы. В каждом месте - своеобразная природа, красота. Что такое красота? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)
Учитель: Красота – это не только природа, музыка, но и вещи, созданные руками человека. Память о людях – умельцах хранится в музее. У нас тоже имеются предметы старины. Краса родного края может быть запечатлена в разных предметах:
(Фото – рисунок – поэт. Образ – музыкальный образ - предметы быта)
Работа с экспозицией “История русского быта”.
- Вы уже знакомы с этой экспозицией. Здесь мы видим предметы быта крестьян. Все они сделаны руками человека. Мы можем гордиться своими предками. (Работа с экспонатами)
- Ребята, а есть ещё один музейный предмет, в котором люди выражали свою любовь к родному краю.
Послушайте загадку и отгадайте, что это:
Топили, колотили, мяли,
Трепали, рвали, крушили,
Ткали, на стол послали. (Полотенце, рушник)
Рушник – так говорили наши предки. Раньше его называли утиральник. В словаре В.И. Даля он называется так: полотнище для утирания лица и рук.
5. Первичная проверка понимания изученного.
На прошлом уроке мы с вами говорили о процессе изготовления ткани. Попробуйте установить очерёдность в работе:
Задание на карточке:
- ткали холст
- пряли нитки
- выдернули лён с корнем
- отмочили в речке и высушили на лугу
- сделали полотенце
- вытрепали лён
- посеяли льняное семя
Молодцы, ребята. А теперь послушайте мой рассказ. Представьте себе: Длинный зимний вечер. За окном вьюга играет, а в тёплой избе сидит молодая девушка и с любовью, старанием узор к узору вышивает рушник. (Звучит музыка) Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник. Он сопровождал его от рождения до самой смерти. С ним встречали дорогих гостей хлебом-солью. Не менее 40 рушников необходимо было вышить девушке к свадьбе. Их тщательно берегли и передавали по наследству. Женщины проводили долгие часы за этим рукоделием. Вышивать учили с детства. Девочке в 9-10 лет давали аршин (72см) ткани, сотканного из конопли, где очень хорошо видна структура, и на этом куске материала она вышивала свои первые простые узоры. Увидит красивый узор у соседки, подружки – вышьет. Со временем на холсте появлялась целая коллекция образцов вышивки. (Показ) Украшали рушники орнаментом – это специальные знаки, которые отражали уклад жизни крестьян.
Прямая линия | _______________________ |
Крест | +++++++++++++++++++++ |
Полукрест | VVVVVVVVVVVVVVVV |
Козлик | XXXXXXXXXXXXXXXX |
Это образцы шитья, но каждая вышивальщица добавляла что-то от себя, изменяла и усложняла узор. Так из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и техника их исполнения. Вышивка – в основном область женского труда и творчества. А какие вещи украшались вышивкой?
Дети:
- Одежда: рубахи, кофты, фартуки и т.д.
- Предметы быта: рушники, занавески и т.д.
Учитель: Внимательно посмотрите на образцы рушников, на их узор. А теперь скажите, что на них изображено? (показ). Цветы, деревья, листья; животные и птицы; фигуры.
- Первый секрет вышивки – всё, что изображает она, называется орнаментом.
- Второй секрет – они бывают: растительные, животные, геометрические.
Такие орнаменты встречаются и у местных народов – ханты. Особенность нашего региона – сочетание этих орнаментов, т.е. в одной вышивке встречаются разные орнаменты. Мастерица не просто украшала своё изделие, она высказывала пожелания. (Знакомство со знаками орнамента)
6. Закрепление и применение изученного. Давайте и мы сейчас, как наши предки, попробуем составить орнамент для украшения рушника. (Предлагается вырезанный рушник, на который дети наклеивают знаки орнамента.) Показ выполненных работ.
7. Обобщение и систематизация. Ребята, вы хорошо поработали и много узнали о Большой и малой Родине. Можем ли мы теперь дать ответ на вопрос: “Родина – что это значит?” (Ответ детей) Страна, в которой живём, дом, где родился, берёзка у родного порога, место, где жили предки. Родина – это и Отечество, страна и место рождения человека. Кто-то из вас родился здесь, на Сургутской земле, а кто-то приехал с родителями из других мест. Вам было дано задание: узнать о своих предках: где они жили, чем занимались.
Игра “Географы” (Показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошёл ваш род).
8. Информация о домашнем задании. Творческое задание: составить родословную своей семьи.
9. Подведение итогов урока.
10. Этап рефлексии.
Использованная литература:
- Истоковедение. Том 8.Учебно-методическое пособие. – Издательский дом «Истоки», 2009.
- Асмалов А.Г. Психология личности. -М., 1990 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/05/picture-75143.jpg)
Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»
Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских поэтов; закре...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/29/picture-231983-1364569227.jpg)
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Образ малой родины в духовно-нравственном воспитании учащихся
Данная методическая разработка представляет опыт работы и преподавателя. и классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся с использованием краеведческого материала....
Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).
Урок внеклассного чтения по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...
Родное Прибитюжье (образ малой родины в художественных произведениях аннинских писателей и поэтов).
Внеурочное занятие по литературе позволяет познакомиться с историей и культурой родного края через произведения писателей и поэтов Аннинского района...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-968256-1509712884.jpg)
Урок литературы в 5 классе "Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении "Ты запой мне ту песню, что прежде…"
Учащиеся знакомятся с личностью поэта, выясняют, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина, определяют идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде&he...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
"Жемчужины родного края" (образы "малой" родины в произведениях Самарских поэтов)
Сценарий литературно-музыкальной композиции...