Урок литературы в 5 классе "Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении "Ты запой мне ту песню, что прежде…"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Толстых Майя Валерьевна

Учащиеся знакомятся с личностью поэта, выясняют, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина, определяют идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…», выявляют, при помощи каких художественных средств создается образ малой Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Учитель: Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Садитесь. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Проверка д/з

Учитель: Хорошо, молодцы! Продолжаем с вами погружение в мир литературы. Посмотрите на доску, я подобрала эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их. Предположите, творчеству какого поэта будет посвящен наш урок, и какова основная тема его стихотворений?

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

С. А Есенин

Люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу…

С. Есенин.

Ответ: О творчестве С. Есенина. (Темы его стихотворений: любовь к Родине и родной природе)

Учитель: Верно. Тема нашего урока: «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Запишите тему. (И понравившийся эпиграф по выбору)

Подумайте и скажите, какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? После обсуждения СЛАЙД: Цели урока

  • Познакомиться с личностью поэта.
  • Уяснить, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина
  • Понять идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…»
  • Выявить, при помощи каких художественных средств создается в нем образ малой Родины.

Итак, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта С. А. Есенина. Знакомо ли вам это имя? Знаете ли вы его стихотворения?

(Ответы детей) (5 минут)

Хорошо. Сейчас мы с вами попытаемся погрузиться в мир детства поэта.

В этом имени — слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет. 
Что-то есть в нем от русских песен :
Поднебесье, тихие веси, 
Сень березы и синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты... 
Только скажут: 
Сергей Есенин — 
Всей России встают черты.

Родина Сергея Есенина - село Константиново, которое раскинулось по правому, высокому холмистому берегу Оки. Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит в Константинове, возвышался на пригорке ветхий двухэтажный дом, построенный дедом поэта - Никитой Осиповичем Есениным (СЛАЙД). В нём и родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года. По-матерински заботилась о внуке бабушка Наталья «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», — признавался поэт. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд. Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». По настоянию деда будущий поэт рано начал одолевать грамоту по церковным книгам. «Читать начал с 5 лет», - отмечал С. А. Есенин. В девять лет Есенин переступил школьный порог сел за парту земского четырехклассного Константиновского училища. Здесь начал учиться Есенин. Окончил школу с похвальным листом. Красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица, песни Кольцова и стихи Лермонтова, частушки и книги — все это способствовало раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте. Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение в своих стихах. . Село Константиново, где прошли годы детства, юности и ранней зрелости поэта с 1910-1918 годы, сейчас Государственный музей-заповедник, В 1965 г. дом родителей поэта стал мемориальным домом-музеем С. А. Есенина. В уютной бревенчатой избе воссоздана атмосфера быта того времени. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича.

В семье Есениных в 1911 г. родилась дочь Александра. Будущий поэт находился тогда довольно далеко от родного дома: он учился в Спас-Клепиках. С огромной нежностью относился к сестре Сергей Есенин, по-отечески заботился о ней, гордился ее успехами, звал ласково Шура, Шуренок. Каждый приезд Сергея домой был праздником для всей семьи, и в особенности для маленькой Шуры. Вечерами все собирались вместе и пели старинные протяжные народные песни. В сентябре 1925 г. Есениным написаны четыре лирических стихотворения, посвященные им «Сестре Шуре». Строки их полны глубокого светлого чувства братской любви и восхищения молодостью, чистотой души.

Сегодня у нас сегодня есть возможность также услышать одно из них. (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Стихотворение проникнуто грустью, волнением, ностальгией).

Какова его тема?

(воспоминание о Родине)

Какие чувства охватывают героя при воспоминании о Родине? Найдите в тексте слова, которыми сам герой характеризует свое состояние.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь —

Ведь моя отрада —

Что вовек я любил не один

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Потому так и сердцу не жёстко

Учитель: Верно, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родному дому.

О чем просит лирический герой? (Лирический герой просит сестру Шуру спеть песню, которую напевала их мать).

С кем в его сознании связан образ родного края? Подтвердите строчками стихотворения.

Ответ: Образ родного края в сознании поэта связан матерью Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Лишь немного глаза прикрою —

Вижу вновь дорогие черты.

Так приятно и так легко мне

Видеть мать.

Учитель: Да, ребята, благотворное влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать. Татьяна Федоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен (и шуточных, и игровых, и обрядовых, и лирических). Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

С какими еще дорогими сердцу образами связан для поэта образ родной стороны и как он говорит об этом в стихотворении, обращенной к сестре?

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

Видеть мать и тоскующих кур

Учитель: Верно, обратимся к последним двум четверостишиям. Какой образ, символ России, встречается во многих стихах Есенина, в том числе и в этом? (Берёза)

Какое средство выразительности использует поэт при создании образа берёзы в этом стихотворении? (олицетворение). Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стихи.

- Какие еще художественные средства использует Есенин, рисуя словами картину родительского дома? Давайте выделим их.(Дети находят)

Учитель: стихотворения Есенина отличаются необыкновенной плавностью, напевностью. Многие из них, в том числе и это, положены на музыку. Как поэт добивается «песенности» своего стихотворения?

(Ребята говорят, что напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов).

Учитель: Запись в тетради: повтор (лексический повтор)– повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой.

Первичное закрепление

- Обобщим сказанное. Какие же черты, свойственные всему творчеству Есенина, проявляются в данном стихотворении? Назовите особенности есенинской лирики. Пожалуйста, ….. (и кто-то один подводит итог). Остальные слушайте внимательно и попытайтесь выделить особенности лирики Есенина.

(В стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде» присутствуют черты, свойственные всему творчеству С.А.Есенина. Стихотворение проникнуто любовью к Родине. Константиново стало для поэта воплощением всего родного, вобрав в себя и красоты природы, и воспоминания о близких людях, и атмосферу деревенской жизни. Своё трепетное отношение и восхищение Есенин передает тем, что одушевляет/одухотворяет природу, наделяет живые и неживые объекты человеческими качествами. Стихотворения поэта очень мелодичны).

Учитель: верно, итак, какие основные черты лирики поэта удалось выделить? Прочитай, что у тебя получилось? (Выводы записываются)

 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Молодцы. Теперь запишем домашнее задание. Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на тему «Это все мне родное и близкое…», где вы можете рассказать о своих родных, дорогих сердцу местах, о близких людях. Постарайтесь передать свои чувства, эмоции. (Объем работы 10-15 предложений). По желанию можете найти и прочитать в классе другие стихотворения поэта, обращенные к сестре.

Урок окончен. Спасибо за работу. Было легко и интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»

Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских  поэтов; закре...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Образ малой родины в духовно-нравственном воспитании учащихся

Данная методическая разработка представляет опыт работы и  преподавателя.  и классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся с использованием краеведческого материала....

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Родное Прибитюжье (образ малой родины в художественных произведениях аннинских писателей и поэтов).

Внеурочное занятие по литературе позволяет познакомиться с историей и культурой родного края через произведения писателей и поэтов Аннинского района...

Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.

Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...