Русское народное творчество на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Жукова Александра Клавдиевна

Русская матрешка. Хохлома. Гжель.Дымковская и Каргопольская игрушка. Жостовские подносы. Что может быть красивее! Наша задача - помочь детям увидеть эту красоту, вызвать желание гордиться русскими умельцами и самим заниматься творчеством.  Об этом данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы53 КБ

Предварительный просмотр:

                 « Русское народное творчество

 на уроках русского языка в 5-7 классах»

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Жуковой Александры Клавдиевны)

Пещерный человек учился рисовать
Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.
Случайный шаг! Опасная стезя!..
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла – от умиленья.
И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал – назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.
Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!..
Он радости был полон неземной,
Что слаще моды и сытнее мяса.
(Евгений Винокуров, 1957 г.)

С этого стихотворения я начинаю разговор о русских народных промыслах. Но сначала

 спрашиваю: О чем  это стихотворение? – О творчестве, о том, что это трудно, но радостно.

 А еще ?  -О том, что  если человек начинает творить, назад уж нет возврата.

К этой теме я  обратилась не сегодня. А когда еще и слова «проект » не было  Заставило

 отсутствие в наших учебниках текстов, которые бы были интересны и мне, и ребятам.

 А ещё -продолжая традиции начальной школы.  

 Кроме того (1Слайд)

Произведения русского народного искусства
могут многое рассказать о русском национальном
характере, об истории России, о народных
идеалах счастья и красоты.
Большинство народных промыслов возникло
в глубокой древности, их корни лежат в
деревенском ремесле.
Сама природа подсказывала человеку и    материалы, и сюжеты.
Как жаль, что наши дети очень мало знают об этом.

(2слайд)Для своего проекта мы взяли эпиграф: Народное искусство- это исток,

к которому русский человек должен обязательно прикоснуться.
Какое пиршество талантов! Испытываешь  восторг, благодарность и надежду

 на сохранение этого чуда.

Цели образовательные: (3)
знакомство  с видами русского народного творчества;
расширение знаний учащихся, их кругозора, лексикона.

Развивающие(4)
развивать навыки работы с дополнительным материалом, умение анализировать

 факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; развивать

 монологическую речь, память, внимание.

Воспитательные(5) воспитывать нравственные, эстетические и

 мировоззренческие принципы, чувство патриотизма,  художественный вкус,

 эмоциональное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства,

 коммуникативные навыки

Медиаобразовательные(6) 

-находить нужную информацию в различных источниках,
формировать умение видоизменять объем,  форму и знаковую систему

информации, умение анализировать информацию, систематизировать

 рабочие материалы, аргументировать  свою точку зрения.  Эта работа

 предполагает проведение интегрированных уроков.

Последовательность  работы.(7)
1.Поиски информации, анализ   и систематизация, оформление в тетради.
2. Выступление с информацией. Выставка изделий и работ
3.География промысла.
4.Иллюстрирование (Рисунки, картинки, презентации).
5.Словарь промысла
6.Работа по  грамматической теме урока.
7.Письменная или устная   работа по развитию речи.
8.«Оживление» презентации.

 Что вы знаете о матрешке?(о гжели, о дымке, о хохломе? (8)

Сообщения  уч-ся, условие – не читать ,а пересказывать отобранный

 материал,  иногда Сообщение иллюстрируется сценкой, стихами или

музыкальным  исполнением.(9)(10)(11)

Затем  материал  оформляется в тетради  по данному плану(12)
1. Из истории.
2.Об имени.
3.Изготовление.
 4.Значение в жизни.
 5.Это интересно.
Продукт данного этапа работы – сочинение: Что я знаю о матрешке.

Анализируя сочинения, останавливаюсь на вопросе: Почему сегодня так много

 матрешек?  Подлинные ли они?(13)

Какими чудесными были первые образцы! Подлинники первой матрешки  находятся

в Музее Игрушки в Сергиевом Посаде. Матрешечка  с петухом, с  черным петухом и

матрешка, которая одета в зимнюю крестьянскую одежду».

  • (14)Китч (нем. Kitsch халтура, безвкусица, «дешевка»), кич — термин, обозначающий
  • одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное
  • внимание уделяется экстравагантности внешнего облика,  крикливости его элементов.
  • Слово относится к явлению в культуре и обозначает ненастоящее искусство,
  • когда акцент сделан на создание внешнего эффекта.
    На самом деле предметы китча являются безвкусными и дешевыми элементами
  • массовой культуры. Для китча характерно то, что он  не  имеет  творческого начала,
  • а  основан лишь на повторении шаблонов.
    В настоящее время существует несколько разновидностей китча: ретрокитч
  • (интерес к историческому китчу), ярмарочный (псевдонародное искусство)

Дается задание: раскрасить матрешку  на альбомном листе, объяснить, почему выбраны такие краски.        ( 15)По этой работе уже видно, к чему стремится ученик, понял ли он, что такое китч.

Следующий  урок  по данной теме  посвящается ГЖЕЛИ.

(16)Знакомясь с гжелью,  рабочая группа  делает небольшую выставку. Несколько  человек

 рассказывают о промысле.

1-2 уч-ся  показывают презентации.(16) (17) Но чаще всего эти   презентации

–набор картинок, поэтому родилась такая форма работы – «оживить» презентацию.(18)

Вот примеры таких «оживлений».

  • (19)Свинка-копилка похожа на маленький раскрашенный  под  гжель мячик.
  • У нее очень грустные глаза, а пятачок как будто принюхивается: не идет
  • ли кто за деньгами. Она сразу подаст знак : «Хрю-хрю».
  • 2.У свинки грустный вид. Может, у нее только что отняли деньги.
  • Ее хочется пожалеть и погладить, потому что она блестящая.
  • 3.Мне нравится, как она улыбается.  Гжельский мастер проявил фантазию,
  • ведь свинья не бывает синей, а получилось красиво.

     4. У нее забавная прическа. Свинка аккуратная. Она не грязнуля.

  • Копилки разбивают, но такую красоту надо хранить как сувенир.

Что значит  работа по грамматической теме?(20)
Например, в  тексте о народном промысле найти причастия и деепричастия,

причастные и деепричастные обороты, определить их роль.

Объяснить орфограммы и пунктограммы.

География промыслов - Это нахождение на карте местоположения промысла .  Здесь наша работа перекликается  с  уроками  географии.

Третья тема – Дымковская  игрушка.

 (23)Разговор об игрушках, наверное ,самый интересный.  Мы используем  

 для выставки  работы учащихся нашего школьного кружка керамики,

который  работает с 1978 года. Бессменный  руководитель  кружка Людмила

 Алексеевна и сегодня радует нас работами своих подопечных.

Мы записываем тексты, анализируем , повторяем орфограммы и в то же

 время знакомимся с игрушками : Дымковскими,(24) Богородскими,  Каргопольскими,  Филимоновскими. (25) И появляется новый вид работы - сравнение.(26)Интересно,

как по-разному воспринимают дети информацию. И в  результате убеждаешься,

что каждый - личность, и нельзя  ко всем подходить  с одной меркой.  Согласитесь,

что вряд ли заметишь   это при всеобщем переписывании упражнений.

Богато  представляют  дети   Хохлому. (27)

           Поскольку просто презентацией  никого не удивишь, был объявлен конкурс на самый необычный    

Предмет,расписанный  под  хохлому. (28)

Этот вид народного творчества  – благодатный материал для работы по

развитию речи. Так в программе  6 класса есть сочинение   - описание действий .

Как пример, берем процесс изготовления  хохломских  изделий.  Для  описания

 в художественном  стиле даю сначала  образец.

  • 1.Работа с текстом «Легенда о Хохломе»
  •  (Определить тему, главную мысль, тип и стиль речи, найти
  •  художественные выразительные средства)
  • 2.Словарная работа
  • 3.Подготовка к сочинению- описанию действий
  • 4.Описание предмета в художественном стиле
  • Рефлексия. Предлагаю послушать образцы отзывов, а потом написать свои.
  • С  большой радостью и волнением,  интересом  и  восхищением
  •   знакомились   с мастерами- художниками.
  • Когда мне будет плохо или просто устану от суеты,вспомню
  • вашу  игрушку, и уйдет из души все ненастоящее,останется
  •  вечный праздник, созданный вами для  людей.
  • Ваши  игрушки напомнили мне детство, светлое и чистое,
  • яркое и неповторимое.
  • Отзывы учащихся.
  • Познакомившись  с народными промыслами,  я узнала много нового и интересного.
  • Я восхищаюсь разнообразием красок, оригинальностью многих изделий.
  • Мы узнали много новых слов: братина, кумган, кудрина, майолика…
  • Я удивлена, что в некоторых игрушках есть философский смысл.
  • Как много талантов на русской земле!
  • У меня дома есть гжель и хохлома. Но я не знал, что  они так называются.
  • Эти отзывы  оформляются  в виде  таблицы в конце тетради.(21)(22) В результате работы  у нас получилась  18 – листовая  тетрадь  с рисунками, картинками, сочинениями и отзывами
  • Наступает момент, когда мне кажется, что детям надоела эта тема.
  • Да и обильная информация начинает путаться.  Поэтому мы переходим
  • к новому проекту.   При изучении темы «Имя числительное» это будет
  •  «Петербург в цифрах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"

Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговор...

Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы

Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....

конспект урока в 5 классе, Тема урока « Кукла-оберег в русском народном творчестве»

laquo;Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства»(СЛАЙД) . Эта  тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует не...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

Обобщение знаний о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов;  закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», бы...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

laquo;Героический эпос – духовное наследие народа», открытый урок, проведённый в рамках районного конкурса открытых уроков, посвященных Году литературы...