Главные вкладки

    Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Наталия Щербатенко

    Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metapredmetnyy_urok.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метапредметный урок в 10-ом классе по рассказу А.П.Чехова «Студент»

    (учитель Щербатенко Н.В.)

    Тема урока: Вера. Смысл жизни.

    Цели:

    1. Формировать у учащихся представление о вере;
    2. Сформировать представление о философской концепции рассказа «Студент»;
    3. Развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
    4. Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать позицию;
    5. Формировать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, потребность в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

    Эпиграф к уроку:

    Мне кажется, человек должен быть верующим или должен  искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста… (А.П.Чехов)

    Ход урока.

    Слово учителя.

         Сегодня обращаемся к философской прозе А.П.Чехова. Попробуем осмыслить философскую концепцию рассказа «Студент». По свидетельству близких, это любимый рассказ Чехова. Почему? В нём для Чехова что-то важное? Сокровенное? Результаты напряжённого духовного поиска?

    В 1904 году в публичной лекции «Чехов как мыслитель» Сергей Булгаков укажет: «В произведениях Чехова это высшее искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и её больная совесть».

    Обратимся к эпиграфу. Сопоставьте слова С.Булгакова со словами героини Чехова. Выделите ключевые слова.

    эпиграф

    Высказывание С.Булгакова

    искать веры, жизнь

    искание веры, смысл жизни

    Как вы понимаете смысл слов «искание веры»?

    Словарная работа:

    Вера –

    1. убеждённость, глубокая уверенность в ком-нибудь, в чём-нибудь.
    2. убеждённость в существовании Бога, высших Божественных сил.
    3. то же, что и вероисповедание.

    (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)

    - А для чего нужно человеку «искание веры»? Веры во что?

    На какое из значений слова «вера» будем опираться при  анализе рассказа «Студент»?

    - Каков сюжет рассказа. Составление по группам сюжетного плана.

    Вывод: Перед нами не просто движение, путь героя по тропинке к костру, а затем далее (в гору). Перед нами своеобразный «внутренний» путь героя.

    Попробуем доказать, что герой в ситуации «преображения», проанализировав части рассказа. Сколько композиционных частей можно выделить в рассказе?

    Задание 1. Выделите ключевые слова, передающие а) пейзаж; б) мироощущение героя.

    природа

    Мироощущение Ивана Великопольского

    Неуютно

    Глухо

    Нелюдимо

    Пронизывающий ветер

    Холод

    Холод нарушил во всём порядок и согласие;

    Чувство голода, невежество, тоска

    Холод

    Лютая бедность

    Пустыня кругом

    Не хотелось домой

    Выводы: Иван во всём: и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории видит лишь холод, ветер, страдания.

    Задание 2. К какому выводу приходит Иван? В чём он уверен? (Жизнь никогда не станет лучше, что бы люди ни делали. Пессимистическое настроение героя)

    Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек НЕ ВЕРИТ в будущее, во всём склонен видеть унылое, плохое.

    Как вы думаете, какие вопросы возникают в таком психологическом состоянии? (Для чего жить? В чём смысл жизни?)

    Чем определяется такое психологическое состояние? (Разлад человека с Богом. Иван – студент духовной академии, идёт домой с тяги (охоты) накануне Пасхи. Домой ему не хотелось, в ту жизнь, где нет веры.)

    Задание 3. Выделите ключевые слова, передающие мироощущение Ивана в конце рассказа. (радость, чувство молодости, здоровья, силы, ожидание счастья, жизнь восхитительная, полная высокого смысла, правда и красота)

    Задание 4. С чем связаны такие изменения в герое? (Непосредственным толчком к изменению мировосприятия Ивана оказывается реакция его слушательниц. Рассказ тронул Василису и Лукерью, заставил вспомнить о чём-то своём. Иван рассказал библейскую историю об отречении апостола Петра, композиционный приём – рассказ в рассказе).

    Чтение библейской истории и сопоставление её с рассказом Ивана (Иисус простил Петра)

    Запишите слова, передающие чувства, состояние, поступки Петра: предательство, отступничество, слабость, трусость, страдание, любовь.

    Почему Иван рассказал легенду о Петре? (поступки и переживания Петра соотносятся с его собственными поступками и переживаниями)

    Почему Василиса заплакала? (Слёзы Василисы – это жалость к Петру, совершившему невольное предательство: испугался за себя, за свою жизнь, то есть струсил. Внимание к чужой душе! Василиса смогла почувствовать боль и вину Петра)

    Мгла, холод, ветер, спутники тяжёлого расположения духа героя, сменяются теплотой человеческого участия и сострадания.

    В конце рассказа – другой Иван. Жизнь его обрела смысл.

    Задание 5. С каким отрывком из романа «Война и мир» Л.Толстого ассоциируется рассказ «Студент»? (Встреча Андрея Болконского с дубом. Герои приходят к мысли: надо жить, надо любить, надо верить, потому что «правда и красота», направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»)

    «Правда и красота» - это «правда и красота Христова ученья».

    Задание 6. Сравните ключевые фразы романа «Война и мир» и рассказа «Студент». Что общего в восприятии жизни главными героями?

    1. «… так много в себе чувствую силы и молодости… надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него» («Война и мир»)
    2. «… и чувство молодости, здоровья, силы… и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу…» («Студент»

    Подведение итогов. Пьер Безухов на вопрос «Зачем жить?» находит ответ: «Затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не упадёт волос с головы человеческой». А что бы ответил Иван Великопольский в конце рассказа?

    Эссе. Для чего нужно человеку искание веры? (обращение к эпиграфу) Как вера отражается в характере человека и его поступках?

    Домашнее задание.

    1. Почему Чехов изменил первоначальное название рассказа «Вечером»?
    2. Изменилось ли во мне что-то после прочтения рассказа «Студент»?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

    Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

    Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни

    Цели:- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных фило...

    Урок по пьесе "На дне" ( философский смысл пьесы)

    Урок литературы в 11 классе  в форме проблемного семинара, рассчитан на 1 час, рекомендуется как один из последних уроков (обобщение), сопровождается презентацией....

    Урок "Цель и смысл жизни человека"

    Урок с использованием технологии этического диалога на филосовско-этическую тему...

    Открытый урок «Тема времени в жизни героев рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи"». Евдокимов О.В.

    Богатый аналитический материал, положенный на методическую основу, помогает учащимся развить и закрепить понятие "роль времени в художественном произведении", а также осмыслить художественно...

    Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

    Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...