Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Наталия Щербатенко

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmetnyy_urok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный урок в 10-ом классе по рассказу А.П.Чехова «Студент»

(учитель Щербатенко Н.В.)

Тема урока: Вера. Смысл жизни.

Цели:

  1. Формировать у учащихся представление о вере;
  2. Сформировать представление о философской концепции рассказа «Студент»;
  3. Развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
  4. Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать позицию;
  5. Формировать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, потребность в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Эпиграф к уроку:

Мне кажется, человек должен быть верующим или должен  искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста… (А.П.Чехов)

Ход урока.

Слово учителя.

     Сегодня обращаемся к философской прозе А.П.Чехова. Попробуем осмыслить философскую концепцию рассказа «Студент». По свидетельству близких, это любимый рассказ Чехова. Почему? В нём для Чехова что-то важное? Сокровенное? Результаты напряжённого духовного поиска?

В 1904 году в публичной лекции «Чехов как мыслитель» Сергей Булгаков укажет: «В произведениях Чехова это высшее искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и её больная совесть».

Обратимся к эпиграфу. Сопоставьте слова С.Булгакова со словами героини Чехова. Выделите ключевые слова.

эпиграф

Высказывание С.Булгакова

искать веры, жизнь

искание веры, смысл жизни

Как вы понимаете смысл слов «искание веры»?

Словарная работа:

Вера –

  1. убеждённость, глубокая уверенность в ком-нибудь, в чём-нибудь.
  2. убеждённость в существовании Бога, высших Божественных сил.
  3. то же, что и вероисповедание.

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)

- А для чего нужно человеку «искание веры»? Веры во что?

На какое из значений слова «вера» будем опираться при  анализе рассказа «Студент»?

- Каков сюжет рассказа. Составление по группам сюжетного плана.

Вывод: Перед нами не просто движение, путь героя по тропинке к костру, а затем далее (в гору). Перед нами своеобразный «внутренний» путь героя.

Попробуем доказать, что герой в ситуации «преображения», проанализировав части рассказа. Сколько композиционных частей можно выделить в рассказе?

Задание 1. Выделите ключевые слова, передающие а) пейзаж; б) мироощущение героя.

природа

Мироощущение Ивана Великопольского

Неуютно

Глухо

Нелюдимо

Пронизывающий ветер

Холод

Холод нарушил во всём порядок и согласие;

Чувство голода, невежество, тоска

Холод

Лютая бедность

Пустыня кругом

Не хотелось домой

Выводы: Иван во всём: и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории видит лишь холод, ветер, страдания.

Задание 2. К какому выводу приходит Иван? В чём он уверен? (Жизнь никогда не станет лучше, что бы люди ни делали. Пессимистическое настроение героя)

Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек НЕ ВЕРИТ в будущее, во всём склонен видеть унылое, плохое.

Как вы думаете, какие вопросы возникают в таком психологическом состоянии? (Для чего жить? В чём смысл жизни?)

Чем определяется такое психологическое состояние? (Разлад человека с Богом. Иван – студент духовной академии, идёт домой с тяги (охоты) накануне Пасхи. Домой ему не хотелось, в ту жизнь, где нет веры.)

Задание 3. Выделите ключевые слова, передающие мироощущение Ивана в конце рассказа. (радость, чувство молодости, здоровья, силы, ожидание счастья, жизнь восхитительная, полная высокого смысла, правда и красота)

Задание 4. С чем связаны такие изменения в герое? (Непосредственным толчком к изменению мировосприятия Ивана оказывается реакция его слушательниц. Рассказ тронул Василису и Лукерью, заставил вспомнить о чём-то своём. Иван рассказал библейскую историю об отречении апостола Петра, композиционный приём – рассказ в рассказе).

Чтение библейской истории и сопоставление её с рассказом Ивана (Иисус простил Петра)

Запишите слова, передающие чувства, состояние, поступки Петра: предательство, отступничество, слабость, трусость, страдание, любовь.

Почему Иван рассказал легенду о Петре? (поступки и переживания Петра соотносятся с его собственными поступками и переживаниями)

Почему Василиса заплакала? (Слёзы Василисы – это жалость к Петру, совершившему невольное предательство: испугался за себя, за свою жизнь, то есть струсил. Внимание к чужой душе! Василиса смогла почувствовать боль и вину Петра)

Мгла, холод, ветер, спутники тяжёлого расположения духа героя, сменяются теплотой человеческого участия и сострадания.

В конце рассказа – другой Иван. Жизнь его обрела смысл.

Задание 5. С каким отрывком из романа «Война и мир» Л.Толстого ассоциируется рассказ «Студент»? (Встреча Андрея Болконского с дубом. Герои приходят к мысли: надо жить, надо любить, надо верить, потому что «правда и красота», направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»)

«Правда и красота» - это «правда и красота Христова ученья».

Задание 6. Сравните ключевые фразы романа «Война и мир» и рассказа «Студент». Что общего в восприятии жизни главными героями?

  1. «… так много в себе чувствую силы и молодости… надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него» («Война и мир»)
  2. «… и чувство молодости, здоровья, силы… и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу…» («Студент»

Подведение итогов. Пьер Безухов на вопрос «Зачем жить?» находит ответ: «Затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не упадёт волос с головы человеческой». А что бы ответил Иван Великопольский в конце рассказа?

Эссе. Для чего нужно человеку искание веры? (обращение к эпиграфу) Как вера отражается в характере человека и его поступках?

Домашнее задание.

  1. Почему Чехов изменил первоначальное название рассказа «Вечером»?
  2. Изменилось ли во мне что-то после прочтения рассказа «Студент»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Урок по пьесе "На дне" ( философский смысл пьесы)

Урок литературы в 11 классе  в форме проблемного семинара, рассчитан на 1 час, рекомендуется как один из последних уроков (обобщение), сопровождается презентацией....

Урок "Цель и смысл жизни человека"

Урок с использованием технологии этического диалога на филосовско-этическую тему...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...

Урок литературы "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина «Алеша Бесконвойный»

Урок по рассказу В.М.Шукшина "Алеша Бесконвойный"в 11 классе. В ходе урока дети анализируют рассаказ, отвечают на вопросы, работают над понятием "шукшинские чудики" , готовятся к д...