Главные вкладки

    Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
    методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

    Полозова Ирина Васильевна

     

    Воротничковая жизнь Олечки Розовой.

    Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»

     

    Предварительная подготовка к уроку

    К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», составить план рассказа. Внимательно прочитать биографию писательницы в учебнике, найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи, найти определения сатиры и юмора.

     

    Цели:

    1) ознакомить учащихся с биографией и творчеством Тэффи;

    2) развивать способности ориентироваться в прочитанном тексте, отвечать на вопросы, разбираться в поэтике произведения;

    3) воспитывать художественное чутье, литературный вкус.

    Оборудование: портреты Тэффи, учебник.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: урок-диалог.

     

    Ход урока

    I.Проверка домашнего задания

    Учитель: Тэффи, писательница, о которой пойдет речь на нашем уроке, - удивительный и неординарный человек. Обратите внимание на доску. (На доске – слова М.М. Зощенко: «Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей, и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов».) Прокомментируйте слова Зощенко.

    Имя Тэффи в свое время было столь популярно, что существовали даже духи и конфеты «Тэффи». Писательница прожила долгую и непростую жизнь. Много лет жила за границей. Но тонкий юмор рассказов Тэффи всегда привлекал внимание к ее творчеству.

    Дома вы ознакомились с биографией писательницы по учебнику. Также вам было дано задание найти  дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи. Пока один из вас пересказывает текст биографии из учебника, другие должны дополнять этот рассказ. (Остальные ученики записывали краткие тезисы в тетради.)

    Ученик 1: Настоящее имя Тэффи (1872-1952)– надежда Александровна Лохвицкая. Ее отец – профессор криминалистики, издатель журнала «Судебный вестник». Сестра Тэффи, Мирра Лохвицкая, была известной поэтессой, ее еще называли «русской Сафо». Интересно, что псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы писательницы, а стихотворения, написанные ею, печатались под ее настоящей фамилией.

    Откуда появился необычный псевдоним, до сих пор точно неясно. Сама Тэффи писала, что псевдоним восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р.Киплинга «Taffywasawalesman / Taffiwasathief».

    Ученик 2: Тэффи постоянно печаталась на страницах журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Она написала несколько сборников: «Юмористические рассказы» (1910), «Карусель», «Дым без огня» (оба 1914), «Неживой зверь» (1916). У читателей Тэффи снискала репутацию наблюдательного, остроумного и беззлобного писателя. Она тонко подмечала человеческие слабости, но отличалась тонким их пониманием, мягкосердечием и состраданием к своим героям.

    Любимым жанром писательницы была миниатюра, построенная на описании комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо»

    Ученик 3:  Тэффи не приняла революции 1917 года. В 1918 году она уехала в Киев, полтора года скиталась по югу России и, наконец, добралась через Константинополь до Парижа. Тэффи всю жизнь скучала по родине, но свое отношение к событиям в России выразила так: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

    В творчестве Тэффи после эмиграции появляются и усиливаются грустные и трагические мотивы.

    Писательница пережила Вторую мировую войну и оккупацию в Париже. За свою долгую жизнь она написала множество рассказов, пьес, стихов, песен, рецензий. В послевоенные годы Тэффи писала очерки о своих современниках-писателях.

    Ученик: Маша рассказывает нам о богатых дамах, которые не умеют вести хозяйство: одна танцами увлекается больше, чем заботой о домашнем хозяйстве, в результате по недосмотру гибнет ее сын. Вторая, пускаясь в неоправданные траты, одевает своего ребенка в обноски.

    Учитель: А как богатые девочки относятся на балу к дочери учителя – Тане?

    Ученик: Таню не принимают в детское общество из-за одежды, старых перчаток и из-за того, что она сама ходит на кухню. Даже Маша сторонится ее. Но после оказывается, что эта небогатая девочка лучше всех играет на фортепиано и мастерица на все руки, очень много знает, и Маше становится стыдно за свое поведение и слова других девочек про Таню.Она даже приглашает дочь учителя в гости.

    Учитель: Чему научилась Маша?

    Ученик: Девочка учится не только правильно вести хозяйство, разумно экономить, но и ценить людей не по красивой одежде и богатству, но по их собственным заслугам и способностям.

     

     

    II. Работа над новым материалом

    Учитель: Обратимся к тексту рассказа «Жизнь и воротник».

    - Какими словами начинается произведение? («Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».)

    - Как вы можете прокомментировать эти слова?

    - Как они связаны с содержанием рассказа?

    - Какая была Олечка Розова до «встречи» с воротником? (Она была скромной и бережливой женой.)

    - Зачитайте описание воротничка.(«... Крахмальный дамский воротничок с продернутой в него желтой ленточкой».)

    - Как вы думаете, почему она купила воротник?

    - Что потребовал воротничок в первую очередь? (Новую кофту.)

    - Как поступила Олечка, когда денег больше не осталось? (Она заложила серебро и браслетку.)

    - Что потребовал воротничок после новой кофточки? ( Юбку, новые башмаки, шляпку, пояс, перчатки, полосатый диван.)

    - Как изменилась Олечка, угождая воротнику? (Она постриглась, стала курить и хохотать над пошлыми шутками.)

    - Понял ли героиню ее муж, когда она открылась ему? ( Нет, он решил, что она пошутила.)

    - Почему Олечка не выбросила воротник? Выскажите свое мнение.

    - Как объясняет это Тэффи? («Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)

    - Что произошло на вечере? (Она изменила мужу.)

    - Зачитайте, что ответил воротник на вопросы мужа о том, где была Олечка и где деньги?

    - Куда делся воротник после отъезда мужа? (Потерялся в стирке.)

    - Что случилось с Олечкой потом? ( Она опять стала скромной и работает в банке.)

    Учитель: Теперь посмотрим какой у вас получился план рассказа.

     

    Примерный план

     

    1.      Олечка – честная жена.

    2.      Встреча с роковым воротничком.

    3.      Покупки воротничка:

       а) кофточка;

       б) башмаки;

       в) шляпа, пояс и перчатки;

       г) диван.

    4.  Власть воротничка усиливается.

    5.  Олечка и воротничок на вечере.

    6.  Выяснение отношений с мужем.

    7.  Олечка без воротничка.

     

    - Выскажите свое мнение об этом рассказе Тэффи. Понравился ли он вам?

    Учитель: Вспомним, что такое сатира и юмор.

    Ученик: Сатира – острое, беспощадное обличение и высмеивание человеческих пороков, негативных явлений общественной жизни.

    Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

    - Как вы думаете, юмор или сатиру мы можем наблюдать в рассказе?

    - Кто же виноват в бедах Олечки: она сама или воротник?

    - Что хочет сказать автор своим рассказом?

     

    III. Подведение итогов

    Сегодня мы много говорили о биографии прекрасной русской писательницы Тэффи. Обсуждали ее рассказ «Жизнь и воротник». Узнали, как ничтожная вещь может изменить характер человека, поняли, как пуста жизнь человека, придающего большое значение несуществующим мелочам.

     

     

    IV. Анализ и оценка итогов работы.

     

     

    V. Домашнее задание

             Подготовить художественный пересказ рассказа Тэффи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tzffi_.pptx1.58 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»

    Слайд 2

    «Жизнь и воротник»

    Слайд 3

    М.М.Зощенко: «Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов» 28 июля (9 августа) 1895 - 22 июля 1958 (62 года)

    Слайд 4

    Н.А.Тэффи (24 апреля (6 мая) 1872 - 6 октября 1952 80 лет)

    Слайд 6

    Примерный план Олечка – честная жена. Встреча с роковым воротничком. Покупки воротничка: Кофточка; Башмаки Шляпка, пояс и перчатки; Диван. Власть воротничка усиливается. Олечка и воротничок на вечере. Выяснение отношений с мужем. Олечка без воротничка.

    Слайд 7

    Сатира (лат. satira ) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

    Слайд 8

    Домашнее задание Подготовить художественный пересказ рассказа Тэффи .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"

    В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....

    Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

    Презентация к уроку по литературе в 9 классе....

    План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

    Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

    Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)

    Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...

    Конспект урока "Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

    В данной методической разработке рассматриваются нравственные проблемы рассказа Н.Т.эффи "Жизнь и воротник"...