Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Смирнова Оксана Сергеевна

Проблемный урок по теме «Люди и вещи»

(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Цель: формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни через философское осмысление художественных произведений.

Задачи:

·        Проанализировать жизненную ситуацию героев произведений

·        Определить нравственные проблемы, поднятые в произведениях

·        Сформировать личное отношение к обозначенным проблемам

·        Показать актуальность произведений для нашего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по теме «Люди и вещи»

(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Цель: формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни через философское осмысление художественных произведений.

Задачи:

  • Проанализировать жизненную ситуацию героев произведений
  • Определить нравственные проблемы, поднятые в произведениях
  • Сформировать личное отношение к обозначенным проблемам
  • Показать актуальность произведений для нашего времени.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Великий мыслитель эпохи Возрождения Англии Френсис Бэкон сказал: «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

- Какой «драгоценный груз»  имел в виду философ? (жизненный опыт, умение учиться на чужих ошибках,  помогают сформировать жизненные ценности)

Предлагаю сегодня обратиться к этим кораблям мыслей и взять их драгоценный груз в свою дальнейшую жизнь.

В этом нам поможет набор кейсов, то есть заданий и ситуаций, которые лежат на ваших столах. Для организации работы в группе выберите капитанов,  обозначьте их бейджиками. Капитаны руководят работой групп и отслеживают коэффициент полезного действия каждого члена группы. В конце урока  они заполнят табличку, определив КПД каждого по пятибалльной системе. Это и будет ваша отметка за урок.

3. Актуализация знаний.

Кейс №1. (2мин)

Ознакомьтесь с заданием 1-го кейса и прочтите инструкцию для его выполнения. 1)Восстановите коммуникативный замысел и соберите высказывание.

2)Закрепите части листа полосками скотча

3) Проверьте правильность работы по контрольному рисунку или контрольной записи на обратной стороне листа

4) Познакомьте с получившимся высказыванием окружающих.

(дубликаты закрепляются на доске)

Итог: данные высказывания станут помощниками на сегодняшнем уроке. Мы будем обращаться к ним в нашей работе. (закрепить на доске)

4. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Побуждающий диалог.

- Обратим внимание на контрольные рисунки и надписи (изображение шинели, имя АКАКИЙ, изображение воротничка, имя ОЛЕЧКА)

- Какие ассоциации вызвали эти предметы и имена? (Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» и рассказ Тэффи «Жизнь и воротник)

- Что объединяет эти произведения? (в обоих произведениях вещи взяли власть над людьми, изменили их жизнь)

- Попробуйте сформулировать тему урока.  (ЛЮДИ И ВЕЩИ)

- Определите цель своей деятельности (проанализировав произведения, определить место вещей в жизни человека)

Задачи урока:

  • Проанализировать эпизоды произведения
  • Обсудить ситуации и сделать выводы
  • Сформировать своё отношение к миру вещей

4. Творческое применение и добывание знаний и умений в новой ситуации.

- Обратите внимание на заглавия произведений. Что вас заинтересовало в них? Что в них общего? (в заглавие вынесены не имена героев, а названия вещей)

- Почему? ( сыграли  важную  и даже роковую роль в их жизни)

Кейс №2 ( 3 мин)

Ознакомьтесь с заданием второго кейса и с инструкцией.

1. Составьте синквейн, охарактеризовав вещь, обозначенную на первой строке, или названного персонажа произведения.

2. Запишите синквейн на бланке.

3. Представьте результаты аудитории. (закрепить на доске)

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль,  а также кратко выражать её.

Итог: во всех синквейнах прозвучала мысль о том, что вещь стала играть слишком большую роль в жизни героев, повлияла на их жизнь, заставив их измениться,

- какую проблему увидели авторы? (Проблема безвольных, слабохарактерных людей, не имеющих «стержня», четкой жизненной позиции, «маленький человек» ограниченный)

- Как о таких людях сказал Смайлс Самюэль?

«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» Смайлс Самюэль

 Кейс №3 (6 мин)

Ознакомьтесь с заданием третьего кейса.

Используя метод фишбоун (метод структурного анализа причинно-следственных связей) расскажите, КАК изменили вещи жизнь героев. Приведите аргументы, подтвердите цитатами из теста.

- Какую проблему вынесем в голову нашей схемы? (вещь изменила жизнь человека, изменила его самого)

Итог: выводы в каждой из работ созвучны в том, что вещи захватили всё существование своих хозяев, подчинили себе их мысли, чувства и мечты. И хоть мы отметили положительные изменения в Башмачкине, НО все они ради ВЕЩИ!

- Как можно назвать таких людей? (Раб – человек, превращенный в чью-либо собственность, находящийся в полной его власти, безответное и бесправное существо, полная собственность своего господина)

Мир вещей обманчивый и предательский. Он втягивает человека и не выпускает его обратно, заставляя служить вещам.

Обратимся к высказыванию Иоганна Гёте: «Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора»

- Какова развязка повести «Шинель»? рассказа «Жизнь и воротник»?

(В повести «Шинель» Башмачкин, попавший в зависимость от вещей, оказывается беззащитен перед сложным миром и гибнет, не понимая причин происходящего)

- Найдите такую фразу Оленьки в рассказе, фразу, вернее, слово, которое раскрывает суть того, что произошло со всеми ценностями её жизни.

(«Профукала»). Перед нами ничтожное существо, «кроткая Олечка», которая «так скромна, что краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».

Сегодняшний урок – своеобразная прививка от «воротничковой» и «шинельной» жизни, попытка воспитать способность противостоять власти вещей над разумом человека.

Кейс №4 (5 минут)

Ознакомьтесь с заданием четвёртого кейса.

Напишите письмо герою, выскажите своё отношение к ситуации, может быть, вы  дадите совет, выскажете пожелание.

Помните требования к жанру письма (на слайде)

Обсуждение работ (2 работы от групп)

Итог: обратимся к высказыванию Канта «Две вещи меня поражают: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас» Как вы его понимаете?

В высказывании Канта, которое мы взяли к уроку, безусловно, аллегорический смысл. Что означает «звёздное небо над нами»?

- Бог, вечность, память.

- Нравственный закон внутри нас?

- Наша совесть, душа.

В финале повести – Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти, против ничтожного положения человека,

- его протест имел положительные социальные последствия? (Нет, он искал и нашел свою шинель, добился вещи.)

Смысл обоих произведений очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь «маленького человека», против понимания ее сути как погони за вещами.

- Как называется художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности? (Это сатирическое произведение).

Кейс №5

Ознакомьтесь с заданием пятого кейса.

Обратитесь к словарным статьям, определяющим сатирические приёмы

Приведите по одному примеру использования этих приёмов в произведении

Обсуждение ответов

Обратимся к цитате Н.В.Гоголя  «Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила»

- Зачем обращаются к сатире?

Вывод.

Уделяя внимание комической стороне, и Гоголь, и Тэффи хотят не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.

Вернёмся к финалу рассказа.
Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся).

Обратите внимание на даты создания этих произведений:

«Шинель» - 1842г. «Жизнь и воротник» - 1910г.

Почему спустя более 50-ти лет эта тема вновь возникает в литературе? (по-прежнему актуальна)

- Актуальна ли эта тема в наши дни? Приведите примеры.

 Трепетное отношение к вещам формируется в современном обществе. Рекламные ролики, газетные и журнальные статьи, телепередачи формируют культ вещей. Внешний блеск, материальное становится иногда важнее внутреннего содержания.

Стихотворение Э.Асадова «Души и вещи» Читает Зиновьев Григорий.

5. Рефлексия.

 – Скажите, какой «Драгоценный груз» вы сегодня взяли для себя в дальнейшую жизнь?

Достигли ли мы намеченной цели?

6. Домашнее задание. 

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности».

 Сдача листков КПД

Спасибо за урок!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кейс № 1 ИНСТРУКЦИЯ 1)Восстановите коммуникативный замысел и соберите высказывание. 2)Закрепите части листа полосками скотча. 3) Проверьте правильность работы по контрольному рисунку или контрольной записи на обратной стороне листа. 4) Познакомьте с получившимся высказыванием окружающих.

Слайд 3

Люди и вещи

Слайд 4

Кейс № 2 ИНСТРУКЦИЯ 1. Составьте синквейн, охарактеризовав вещь, обозначенную на первой строке, или названного персонажа произведения. 2. Запишите синквейн на бланке. 3. Представьте результаты аудитории. Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, а также кратко выражать её.

Слайд 5

« Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» Смайлс Самюэль

Слайд 6

Кейс № 3 ИНСТРУКЦИЯ Используя метод фишбоун, расскажите, КАК вещи изменили жизнь героев. Приведите аргументы, подтвердите цитатами из теста. 3. Сообщите результаты работы аудитории.

Слайд 7

« Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора» Иоганн Гёте

Слайд 8

Кейс № 4 ИНСТРУКЦИЯ Напишите письмо герою, выскажите своё отношение к ситуации, может быть, вы дадите совет, выскажете пожелание. Соблюдайте требования к жанру письма

Слайд 9

«Две вещи меня поражают: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас» Кант

Слайд 10

Кейс № 5 ИНСТРУКЦИЯ 1 . Обратитесь к словарным статьям, определяющим сатирические приёмы 2. Приведите примеры использования этих приёмов в произведении. 3. Сообщите ваши примеры аудитории.

Слайд 12

«Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила» Н.В.Гоголь

Слайд 13

Памятники вещам

Слайд 14

Памятники вещам

Слайд 15

Памятники вещам

Слайд 16

Памятники вещам

Слайд 17

Памятники вещам

Слайд 18

Памятники вещам

Слайд 19

Памятники вещам

Слайд 20

Памятники вещам

Слайд 21

Памятники вещам

Слайд 22

Памятники вещам

Слайд 23

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока:        обобщение и систематизация знанийФорма поведения:     урок-исследованиеЦел...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....

Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс

Конспект урока литературы, 7 класс  "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения"....