Главные вкладки

    Конспект урока "Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Согласова Татьяна Михайловна

    В данной методической разработке рассматриваются нравственные проблемы рассказа Н.Т.эффи "Жизнь и воротник"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока «Проблематика рассказа Н. Тэффи «Жизнь и воротник»

    Цели:

    1.  познакомиться с новым автором Н.А.Тэффи и её рассказом "Жизнь и воротник"; повторить литературоведческие термины (олицетворение, юмор, ирония);
    2. выявить проблематику рассказа "Жизнь и воротник";
    3. развивать устную речь учащихся;
    4. воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.

    Оборудование:

    1. Видеофильм «Биография и творчество Н. Теффи»
    2. Портрет Н.А.Лохвицкой (Тэффи), обложки её книг, текст рассказа;
    3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    2.. Обозначение целей урока.

    - В течение этого года мы знакомились с жизнью и творчеством многих писателей. Большинство из них вам уже знакомо, но есть и такие, художественный мир которых еще не открыт, и вам предстоит это сделать.

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с новыми понятиями при изучении его произведения; постараемся выявить проблематику рассказа через анализ текста; попытаемся понять, как вещи могут влиять на жизнь человека.

    - Итак, перед вами портрет писательницы. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)

    Давайте посмотрим фильм о ней и отметим интересные факты из её биографии, запишем их в тетрадь.

    3. Просмотр фильма (Надежда Тэффи - биография и творчество. "Книжная полка" - выпуск 80.) -5мин. Что получилось?  Какие факты ее биографии вы отметили? Что заинтересовало?

    4. Ответы учащихся.

    • Владела смехом как никто другой.
    • К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну________!"
    • Герои-разные люди.
    • Ее истории, взятые из жизни,-это веселье вперемешку с печалью.
    • Тэффи-псевдоним, связанный с именем слуги Степана, которого все звали Стеффи (была отброшена первая буква).
    • Под псевдонимом была опубликована и первая пьеса.
    • Смех, по ее мнению,-лучшая терапия.
    • Смех помогал ей забыть о страхе смерти и страхе жизни.
    • Эмигрантская жизнь, смерть в Париже в 1952г
    • Жизненное кредо: «В день, когда перестаешь смеяться, начинаешь стареть.»

    Учитель:

    Как видите, ключевое слово в ваших тезисах-смех. Это значит, что рассказы Тэффи юмористические, и мы обращаемся к одному из них. Но вначале постараемся разобраться с незнакомыми словами. Внимание на экран:

    1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

    2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.

    3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.

    4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.

    5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

    6. Профукать – промотать, потратить.

       5. Анализ текста.

    Учитель:

    Все эти слова встретятся вам в рассказе, с которым мы познакомимся. Он называется "Жизнь и воротник". Запишите тему в тетрадь. ( В рассказах Тэффи сравнения часто предопределяют направление развития сюжета: "Легенда и жизнь", "Свои и чужие", "Причины и следствия".)  Как же соединить или сопоставить жизнь с воротником?

    Предположения детей.

    - В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь.

    Учитель:

    Как и для чего делает это автор- нам предстоит выяснить. Обратимся к тексту произведения и прочтем первый абзац. Чем он является в рассказе? Что в нем утверждается?

    Ученик:

    Вступлением. Автор пишет о том, что иногда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека.

    Учитель:

    Иногда… Это когда? Можем ли мы, не зная дальнейшего повествования, ответить на вопрос? Нет. Продолжим чтение, попутно в тетради будем записывать следующие сведения:

    Приобретения Олечки Розовой и ее поведение

    Потери

    Моральное состояние героини

    Воротничок

    Деньги, заработанные мужем

    «Еще что выдумали!»

    Кофточка

    Деньги, отложенные на хозяйственные нужды

    Олечка мучилась всю ночь

    Юбка

    Серебро, браслет

    На душе у нее было беспокойно и жутко

    Башмаки

    Часы

    легла в постель и проплакала весь вечер

    Шляпа, пояс, перчатки

    Деньги, занятые у бабушки обманным путем.

    бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила

    Диван

    Деньги, выклянченные у родных и знакомых обманным путем.

    от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку

    Распутный образ жизни

    Деньги, полученные из ломбарда от заложенных вещей

    опустила руки и поплыла по течению: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу

    -Что приобрела Олечка Розова?

    - Вещи.

     - Почему Олечка купила сначала воротничок (мелочь, аксессуар), а не юбку, туфли или более крупную вещь?

    - Всё начинается с мелочей! Такая мелочь как воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником)

    -К чему это привело?

    -К распутному образу жизни.

    -Что потеряла? Во имя чего?

     -Все. Вещи, деньги, честность, мужа, покой во имя этой отвратительной жизни.

    -Почему?

    -Героиня не смогла, не нашла в себе силы противостоять воротничку. Она стала вести воротничковую жизнь, чужую для неё, но изменить её была уже не в силах)

    - Символом чего выступает воротник?

    -Символом человеческих слабостей, с одной стороны, а с другой-символом роскошной жизни, вседозволенности.

    - Кто виноват в случившемся?

    -Реальна ли ситуация рассказа?

    - Какое средство использует автор, когда наделяет вещь чертами живого человека

    -Олицетворение.   Воротник, основной «герой» рассказа, символизирует роскошную жизнь, вседозволенность, раскрепощенность, распущенность. Он сильно отличается от героини. Можно даже сказать, что воротник в этом рассказе противопоставлен Олечке. Воротничок  “пошло хихикнул”, в то время как Олечка смущается от слова омнибус.

    -Как я уже сказала, этот рассказ юмористический. Одним из способов создания смешного является ирония, т.е. выражение употребленное в смысле противоположном прямому. Она очень широко используется автором в произведении "Жизнь и воротник" . Оленька слабая и бесхарактерная, а Воротничок властный и распутный. Сама ситуация иронична. То, как воротник управляет Оленькой, вызывает и смех, и страх.

     Но произведение написано не только с юмором, в нем есть и сатира, которая направлена на таких людей, как Олечка, инфантильных, лживых, не способных противостоять соблазнам.

    - Современна ли, на ваш взгляд, проблема замещения людей вещами, поднятая Тэффи в начале 20 века?

    - А для нас с вами?

    Заключительное  слово.

    - Произведение направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания её сути как погони за вещами.

    Запишите выводы по уроку в форме синквейна по схеме

    1-я — слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);

     2-я — два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);

    3-я — три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);

    4-я — предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию; 5-я — слово-резюме, которое выражает суть темы.

                          Олечка

     Слабая, бесхарактерная

    Покупает, обманывает, деградирует

    В борьбе с воротничком проигрывает

                            Жертва

                            Воротник

    Наглый, распутный

    Просит, требует, настаивает,

    В борьбе с Олечкой укрепляет свою власть

                            Деспот

    Дом. задание:

    1. Посмотреть кадры современной рекламы.

    1. Подготовить творческий пересказ описания поведения воротника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

    Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

    Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"

    В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....

    Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

    Презентация к уроку по литературе в 9 классе....

    План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

    Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

    Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)

    Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...

    Конспект урока. Рассказ Ф. Абрамова "О чем плачут лошади"

    Конспект урока. Рассказ Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 7 классс. Урок составлен с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...