Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Никулина Ирина Геннадиевна

Урок по литературе в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по литературе

на тему:

"Проблематика рассказа Н.Тэффи

"Жизнь и воротник".

Подготовила учитель русского

 языка и литературы

Никулина Ирина Геннадиевна.

Волгоград 2012г.

Подготовка к уроку:

Учащиеся заранее читают текст рассказа "Жизнь и воротник" без указания автора произведения, находят слова, вызвавшие затруднения в понимании, узнают по Толковому словарю лексические значения этих слов.

На доске написана тема урока: Проблематика рассказа "Жизнь и воротник".

Цели урока:

  1. Знакомство с новым автором Н.А.Тэффи и её рассказом "Жизнь и воротник"; повторение литературоведческих терминов (олицетворение, сатира, юмор;
  2. Выявление проблематики рассказа "Жизнь и воротник";
  3. Развивать устную речь учащихся;
  4. Воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.

Оборудование:

Плакаты: художественные средства выразительности, сатира и юмор;

Портрет Н.А.Лохвицкой (Тэффи), обложки её книг;

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Ход урока.

  1. Знакомство с детьми.

Создание микроклимата, делового общения на уроке.

- Я рада видеть вас у себя в кабинете, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Поработаем!

  1. Обозначение целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с новыми понятиями при изучении его произведения; постараемся выявить проблематику рассказа через анализ текста; попытаемся понять, как вещи могут влиять на жизнь человека.

  1. Актуализация знаний по теме.

- Сейчас я перечислю вам некоторые интересные факты из жизни этой писательницы, а вы попытаетесь определить её имя или хотя бы время, в которое она творила.

13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф;

Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин;

К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну________!"

Е.Шварц  называл её "королевой русского юмора";

Саша Чёрный писал: "Аполлон сжалился и послал нам _________. Не женщину – писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного".

- Жаль, что вы не смогли отгадать имя писательницы. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)

                         

Вывесить портрет Н.Тэффи.

- Сейчас вы посмотрите небольшой фильм о ней. Во время просмотра фильма обратите внимание на интересные факты из её биографии.

Просмотр фильма о Тэффи. (4 минуты)

- Затронула вас биография Тэффи? Чем?

IV.   Новая тема.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Н.Тэффи "Жизнь и воротник". Запишите в тетради тему урока.

-Впервые рассказ вошёл в сборник "Тонкая психология", в котором были опубликованы произведения 1904-1911 г.г.

- Давайте попробуем обозначить проблему в рассказе, просмотрев два сходных отрывка: один из фильма "Нос" по Н.В.Гоголю, а другой по сказке Е.Шварца "Тень".

Просмотр двух отрывков.

-Поделитесь своими впечатлениями, чувствами, эмоциями, которые возникли у вас во время просмотра этих отрывков.

-Что объединяет эти два отрывка, какая тема?

- Какую проблему, на ваш взгляд, поставили авторы в этих отрывках?(вещи стали жить отдельно от их хозяев).

- Как называется художественный приём, используемый авторами? (посмотрите на плакат, вспомните, какие бывают худ. приёмы – олицетворение)

V.    Анализ текста.

- Рассказ называется "Жизнь и воротник". В рассказах Тэффи сравнения часто предопределяют направление развития сюжета: "Легенда и жизнь", "Свои и чужие", "Причины и следствия". Наш рассказ "Жизнь и воротник". Как же соединить или сопоставить жизнь с воротником?

Предположения детей.

- В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь.

- В тексте вам встретятся слова, значение которых я хотела бы уточнить:

профукала

Разг. Потеряла, растратила, пустила в трубу, промотала, бросила на ветер.

браслетка

Умен. Знач. От браслета – украшение в виде большого кольца из металла, кости, носимое на запястье или щиколоток ног.

корюшка

Небольшая рыбка длиной 30 см, популярная в северо-западной России; в Петербурге она потребляется в огромном количестве менее зажиточным классом населения.

ухарски

Разг. Лихо, задорно, молодецки, удало, залихватски.

Ломбардная квитанция

Квитанция, выданная в подтверждение заклада. При предъявлении Л.К. и выплате займа вместе с % заклад возвращается.

Прачка

Женщина, занимающаяся стиркой и глажением белья, как профессией.

Омнибус

Многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

Мещанство

Сословие в дореволюционной России

Перен. Мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, безыдейность.

- Читать рассказ нам будет мастер художественного слова Денис Паришков. А вы следите за чтением по вашим текстам и карандашом отмечайте всё, что касается главной героини Олечки Розовой: мысли, слова, поступки.

Чтение 1 части до слов "Из старых ни одна к нему не подходила" (01:11)

- Какое слово может нас подтолкнуть к дальнейшему неотвратимому развитию событий? (версии учащихся)

- Дослушаем рассказ до конца. Не забывайте о задании. (07:04).

IV. Работа с текстом.

-Каким воротничок был сначала?

(просто требовал, требовал---- крахмальная дрянь----укреплялся----властвовал----а потом стал подлым)

- Меняется ли героиня на протяжении рассказа? Как бы вы изобразили жизнь Оли с помощью линии? (по наклонной плоскости)

- Поработаем в группах. Выпишите опорные фразы, характеризующие Олю Розову саму по себе, её чувства, переживания, мысли (1 группа) и поведение, слова под влиянием воротника (2 группа).

Оля Розова сама                                     С воротником

Женщина честная

Было хорошо

На душе беспокойно и жутко

Но не останавливаться же на полпути

Бледная и смущённая

Распутство

Говорила, заикаясь

Только-то?

Рыдала и молилась

Они пили ликёр, говорили пошлости и целовались

Не находила выхода

Где была? Со студентом болталась!

Господи! Куда я попала?

Громко свистнула.

Чуть не заплакала от стыда и обиды

  1. Афиширование.

-Что получилось? (зачитывание записей в тетрадях)

- Какой вывод можно из этого сделать? (героиня не смогла, не нашла в себе силы противостоять воротничку. Она стала вести воротничковую жизнь, чужую для неё, но изменить её была уже не в силах)

- Символом чего выступает воротник? (символ человеческих слабостей)

- Олечка Розова потеряла всё. Во имя чего?

- Почему Олечка купила сначала воротничок (мелочь, аксессуар), а не юбку, туфли или более крупную вещь? (всё начинается с мелочей! Такая мелочь как воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником)

- Кто виноват в случившемся?

-Реальна ли ситуация рассказа?

- Что же связывает воротничок с Гоголевским "Носом" и "Тенью" Шварца? (если человек проявляет слабость вещь начинает управлять жизнью человека)

- Рассказ юмористический или сатирический? (обратитесь к плакату, вспомните).

- Современна ли , на ваш взгляд, проблема замещения людей вещами, поднятая Тэффи в начале 20 века?

- А для нас с вами?

Кадры современной рекламы.

VI.    Итоговое слово.

- Произведение направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания её сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает всё больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется и в обилии глаголов, выражающих волеизъявление.

- Если успеваем: напишите синквейн на выбор:

Жизнь                        Воротник

VII.    Д.З. подготовить творческий пересказ описания поведения воротника.

VIII.    Итог урока.

- Что вы открыли сегодня в себе? В тексте? В окружающих?

- Чего не поняли?

- Что бы вы изменили в уроке?

IX.   Оценки за урок.

- Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

Презентация к уроку по литературе в 9 классе....

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

Конспект урока "Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

В данной методической разработке рассматриваются нравственные проблемы рассказа Н.Т.эффи "Жизнь и воротник"...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....