Урок литературы в 8 классе "Проблема взаимоотношения художника и мира обывателей в романтической новелле Владимира Федоровича Одоевского «Последний квартет Бетховена»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок посвящен романтической новелле В.Одоевского "Последний квартет Бетховена" Цель урока: выявить отношение писателей-романтиков к музыке, раскрыть проблему взаимоотношения искусства и мира обывателей в новелле в рамках изучаемого течения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kvartet_bethovena.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема взаимоотношения художника и мира обывателей в романтической новелле Владимира Федоровича Одоевского «Последний квартет Бетховена»

Цель: выявить отношение писателей-романтиков к музыке, раскрыть проблему взаимоотношения искусства и мира обывателей в  новелле в рамках изучаемого течения.

Термины: новелла, кольцевая композиция.

Лексическая работа: мещане, обыватели, хроматическая мелодия, септим-аккорд.

Ход урока.

1. Слово учителя.  Владимир Федорович Одоевский – личность выдающаяся. Это был философ, глава лит.-философ.общества «Любомудрия», химик, электротехник.Но любимым поприщем оставалась всю жизнь литература. Убежденный романтик, он утверждал мысль об особой роли художника в чел. обществе. С точки зрения романтиков именно музыка являла собой наиболее яркое и полное осуществление концепций романтизма. Именно её они ставили выше др. видов искусств. Музыка влияла на романтическую литературу, способствовала возникновению «поющей прозы», «музыки стиха» и служила темой литер. пр-ний. О музыке и судьбе музыканта новелла Одоевского.

  1. Вы должны был найти определение жанра новеллы. Что т. новелла? (Эпический жанр, близкий рассказу,  отличается от рассказа большей напряженностью сюжета и меньшим объемом).
  2. Докажите, что пр-ие Одоевского – новелла. (Маленький объем, большая эмоциональная напряженность).

Герой новеллы – нем. композитор Бетховен.

     -    Что вы знаете о судьбе и творчестве этого человека? (Последователь Венской классической школы, создал героико-драматические симфонии, сонаты. Оглох в середине творческого пути.) В его тв-ве нашли отражение события Великой Французской революции.

  1. Послушайте отр. из его 5 симфонии и ответьте на вопрос: что вы услышали в этом муз. пр-нии? Какие мысли и чувства захотел выразить Бетховен? (Восторг, бурное приветствие, выразил надежды на лучшее будущее, звучит радость, ожидание перемен).
  2. Напомню, что именно последствия свершившейся революции во Франции стали причиной появления романтизма. Что это были за последствия? (Казалось, незыблемые социальные традиции были сломаны. Власть аристократии и церкви была отменена. В обществе особо  выделилось и стало ведущим  сословие мещан).
  3. Каково ЛЗ слова? (  1) Лицо городского сословия, составлявшегося из мелких торговцев и ремесленников, низших служащих и т.п.; 2) перен. Человек с мелкими интересами и узким кругозором).
  4. Подберите синоним к этому слову. (Обыватель).
  5. Это сословие сразу отказалось от лозунгов Вел. Фран. революции («Свобода, равенство, братство»), идолом мещанства стали не высокие понятия, а деньги, которые связаны с материальным миром. Романтики пытались бороться с представлениями обывателей о счастье.

    Очень часто героями романтических пр-ний становились люди,                      противостоящие миру обывателей. Вспомните и назовите немецкого писателя-романтика, который к тому же являлся композитором. В своих литер. пр-ях он поднимал проблему конфликта искусства и пошлости жизни. Его любимые герои чувствуют разлад между истинным миром гармонии и реальным миром. (Гофман, «Кавалер Глюк», «Золотой горшок»).

  1. Именно слова этого писателя взяты в качестве эпиграфа к новелле. (чтение).
  2. Как связан эпиграф с содержанием новеллы? Какой период жизни Б. изображен в новелле? (Герой О. показан накануне смерти, когда он уже начал терять рассудок. Это период гибели не только физической, но и гибели таланта).
  3. Давайте прочитаем начало новеллы. Какими увидели обывателей?
  4. А каким мы видим музыканта? Как вы думаете, чем было вызвано сумасшествие Б.? Вспомните историю его жизни.(Писал музыку, но не мог ее слышать). Это закономерный финал , вызванный трагическим разладом мечты и действительности. Чтение с.249.
  5. Каким выглядит Б? Охарактеризовать героя  можно с нескольких позиций. Какие элементы характеристики присутствуют в новелле?
  6. Прочитаем описание внешнего вида героя. С.245-246. Какую деталь во внешности можно особо выделить? О чем говорят его глаза? (О сумасшествии).
  7. Как выглядит жилище Б.? О чем говорит эта деталь? (Не только о безумии, но и о том, что материальный достаток его не интересовал). На что он тратил деньги? («Раздавал встречному-поперечному»). Достоин ли он такого положения?
  8. Почему большую часть новеллы занимает монолог теряющего рассудок и жизнь музыканта? (В монологе он раскрывает свою душу. Именно монолог являет собой яркую характеристику композитора).
  9. Каким видит Б. мир музыкантов, исполняющих его музыку? Понимают они его? Чтение с.246.
  10. Для чего в новеллу вводится образ Луизы? Кто она? Как она заботится о Б? Слышим ли мы ее ответы на вопросы Б? (Б разговаривает с Л. Т.О., высказывает свои мысли, это помогает раскрыть его внутренний мир. Но кроме того, писатель хочет показать, что даже близкий человек, заботясь о Б., сострадая ему, понимала его не до конца).
  11. Какие чувства вызвала у вас мечта Б создать симфонию, в которой ведущими инструментами будут 20 медных тарелок, барабаны, ружья, колокола? Вспомните романтического героя, для которого звук колоколов также был самым гармоничным. (Квазимодо, «Собор Парижской Богоматери»,. Б. пытается придумать музыку, которую смогут услышать глухие. Это вызывает жалость.)
  12. Послушайте отр. из монолога Б. С.248. Словар. работа. Хроматическая мелодия, септим-аккорд. Что чувствует Б.?
  13. Понимают ли окружающие, что заставляло Б создавать «дикую» музыку? Понимают ли его трагедию, чувствуют ли боль?
  14. Как вы думаете, О. ставил перед собой задачу вызвать только жалость к Б., находящемуся в унизительном положении? (Не только сострадание, но осуждение обществу, которое считает себя просвещенным и не замечает положения великого современника, не сострадает ему).
  15. Прочитаем еще один отр. из новеллы. Звучит отр. из сонаты «Патетической».
  16. Чтение последнего эпизода. Какую роль в решении проблемы новеллы сыграла кольцевая композиция? (Завершая новеллу таким образом, О. делает акцент все-таки не на личности композитора, а на отношении общества к нему и к искусству в целом. слушая музыку, обыватели, как правило, отдают дань моде).

Вывод. О., следуя традициям романтизма, исследует проблему трагического разлада личности и окружающего мира. Обыватели, когда-то аплодировавшие музыке Бтховена, не понимали его раньше так же, как не понимают и его последних сочинений. Они ищут в искусстве развлечений, удовольствий, но не хотят чувствовать боль художника, не желают видеть его страданий).

Выставление оценок.

Д\з:  письм. проанализировать сцену игры Б на сломанном рояле. Каково символическое значение этой сцены? Сопоставьте образ сломанного рояля у О. со сценой из рассказа Гофмана «Кавалер Глюк», когда повествователь вместо сочинений Глюка видит пустые нотные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок по новелле Одоевского "Последний квартет Бетховена"

Урок литературы в 8 классе по углубленной программе  изучения по учебнику. М.Б.Ладыгина с применением региональгого компонента....

Урок литературы в 6 классе на тему "Жестокая реальность и романтическая мечта в произведении А. Грина "Алые паруса"

Тип урока: систематизация и обобщение знанийТехнологии: проблемно-исследовательская   Учебник:В. П. Полухина, В.Я. Коровина, Литература, 6 класс...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Технологическая карта урока литературы в 10 классе на тему "Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана "Ожерелье"

Конспект открытого урока по ФГОС в 10 классе. С применением технологий группового обучения, развития критического мышления и проблемного обучения....