Формирование ценностей школьников на уроках литературы
статья по литературе по теме

Колбасова Елена Васильевна

В статье представлена  проблема ценностно-ориентационной работы на уроках литературы и  опыт деятельности в этом направлении, предложены формы работы, направленные  на  формирование ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Формирование   ценностей  школьников на   уроках литературы

Колбасова Е.В., учитель русского языка и литературы,

 заместитель директора по научно-методической работе

Появление новых вызовов времени  порождает принципиально новые требования  к образованию и его результатам, что потребовало разработки нового поколения стандартов.   Фундаментальное ядро общего образования  ФГОС открывается главой «Базовые национальные ценности»,  которая начинается словами: «Важнейшая цель современного образования  и одна  из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Отметим, что первым в этом ряду стоит определение  «нравственный».  В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому  воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

Важной идеей, лежащей в основе перестройки образования, является идея гуманизации  образования, то есть обращение его к человеку, установление связей между всеми  науками и человеком, стремление  интегрировать в какой-то степени все школьные предметы именно этим «очеловечиванием», общими надпредметными и межпредметными целями и компетенциями.   Становление мировоззренческой позиции происходит на основе формирования системы ценностей. «Восстановление разрушенной ценностной вертикали – действительно актуальная задача, без решения которой трудно добиться успеха во всех без исключения сферах жизни, включая экономику… Ценностный подход сегодня не менее важен, чем компетентностный.  Он – наша страховка от безумия нынешнего века с его утилитарной близорукостью, стремлением всё привязать к столбу пользы».  

  Первостепенную важность ценностно-ориентационной работы в школе  признают и сами педагоги, и видные ученые, и правительство.

      Сегодня задача ценностной ориентации личности, если и реализуется школой, то во внеурочной, внеклассной, внешкольной работе или в рамках каких-либо факультативов и курсов. Но урок – основная  форма организации образовательного процесса, и ученик посещает порядка 12000 уроков за все школьные годы, поэтому неразумно не использовать урок для реализации этой цели.   Роль уроков русского языка и литературы в формировании мировоззренческой  позиции учащихся особенно велика.

Роль уроков литературы в формировании мировоззренческой позиции учащихся особенно велика. Поиск и утверждение определенной системы целей и ценностей образования очень затруднителен.   «Искать методические рекомендации по формированию ценностей бесполезно: их нет. Каждому учителю необходимо изучать аксиологию (теорию ценностей), выстроить и осмыслить свою шкалу ценностей, заниматься самообразованием в этом направлении».    

Ситуация  парадоксальна: уроки литературы являются обязательными, преподаются на протяжении всех учебных лет,  в программных произведениях, изучаемых в школе, заложен огромный воспитательный потенциал, но уровень нравственности и духовности в современном мире вызывает если не страх, то, по крайней мере, тревогу

Почему же, имея в арсенале такое мощное средство, как русская классическая литература, учителя-словесники, даже опытные профессионалы, владеющие технологиями, оказываются бессильными в решении задачи воспитания талантливого читателя, любящего книгу, думающего, рассуждающего, самостоятельно мыслящего? К сожалению, в последнее время телевидение, интернет всё более укрепляют свои позиции в деле «воспитания» личности, формирования системы ценностей подростков и  молодёжи.

Анализ ситуации, наблюдения, посещение уроков,   проведённое анкетирование, опросы, методы ранжирования, «недописанного тезиса»    позволили выявить противоречия:

-    литература призвана способствовать формированию  нравственной личности, приобщать к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, воплощенным в художественных произведениях, но интерес к книге катастрофически падает, классическая литература воспринимается большинством школьников как нечто оторванное от реальности, не имеющее отношения к жизни;

- уроки литературы являются обязательными, изучение  художественных произведений  осуществляется в рамках школьной программы, но учащиеся в лучшем случае читают произведения с целью получения хорошей оценки и большинство из них не возвращается к классике  уже никогда. Более того, у них вообще не формируется «вкус» к хорошей книге, и чтение воспринимается ими как развлечение, что и объясняет выбор книг для чтения (триллеры, детективы, любовные романы);

- формирование ценностей возможно лишь при условии личного, добровольного выбора, но на уроках литературы они «провозглашаются» учителем как некие аксиомы.

       В результате     размышлений над этими противоречиями, анализа уроков и результатов собственных и  своих коллег, изучения  литературы по данной проблеме,   экспериментирования в применении различных технологий  я пришла  к пониманию проблемы, подтверждение которой нашла в замечательной книге  Л. С. Айзермана. Он считает, что самый страшный враг уроков литературы - формализм в преподавании предмета, стремление «дать ученикам хорошие знания по предмету», уже сформулированные истины, которые они должны запомнить. При таком подходе школьники за сюжетами, образами, за композицией и стилистическими особенностями не видят реальные явления жизни, не находят связи с современностью, не испытывают личной заинтересованности.  

      Так как наша школа работает в    режиме эксперимента, одним из направлений   которого является  внедрение  Всероссийского курса «Мой выбор» в воспитательную систему школы, активные и интерактивные формы работы, рекомендуемые в методической литературе по этому курсу, помогли в определении форм работы по данному  направлению. 

          Изучение  литературы по обозначенной теме, собственные наблюдения, анализ ситуации позволили  определить концептуальные основы  ценностно-ориентационной работы на уроках литературы.

      Ценности – это некие лично и добровольно  осознанные или неосознанно выбранные нравственные аксиомы, идеалы, признаваемее культурным сообществом, которые исповедуют и которыми руководствуются в своих поступках, действиях, оценках, решениях. Ключевыми здесь являются слова «лично», «добровольно», «выбранные», т.е. эти ценности должны быть личностно значимыми, осознанными и добровольно выбранными. Их формирование должно происходить не «извне», а «изнутри».  

 Ценностно-ориентационная (или аксиологическая) деятельность   направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, поднимающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений. Субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значимость для себя. Именно это определяет различие познавательной и оценочной деятельности. Человеку для его сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведение. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о "социально полезном", идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться и чего следует избегать.         Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве.
    Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т. п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу новых действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина, здоровье, труд, индивидуальность и т.п.).

  
Внутренней формой ценностно-ориентационной деятельности является ненаблюдаемая оценочная деятельность. Что касается внешних организационных форм, то они бесконечно многообразны – начиная с традиционных классных часов и заканчивая оригинальными формами, которые являются результатом совместного творчества педагогов и воспитанников.
        Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она так же, как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предметного результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным реакциям и высказываниям воспитанников.   Известно, что общественные ценности автоматически не становятся личностными: человек подчас принимает за ценность то, что в действительности таковой не является, и не видит ценности там, где она есть. Задача школы в том и состоит, чтобы научить подрастающее поколение отбирать ценности, которые показали себя важными для общества.

Важным шагом на пути к определению характера педагогического воздействия для воспитания необходимых ценностей у учащихся должно быть выделение тех объектов, к которым нужно формировать ценностное отношение. Для выделения этих объектов необходимы некоторые дидактические основания – ориентиры. Ценности личности должны быть ориентированы на прогресс личности, ее саморазвитие и прогресс общества.  

  В самом содержании произведений русской литературы богатейший материал для размышлений о выборе каждого человека, о его личной ответственности за свои поступки. Начиная с русского фольклора (вспомним былинного богатыря на перепутье) и до современных произведений через нашу литературу проходят образы личностей, сомневающихся, мятущихся, ошибающихся и кающихся, недовольных собой и преодолевающих  собственные пороки.  Чтобы уроки литературы реализовали свой воспитательный потенциал, следует определить  формы работы над художественным произведением, продумать подходы к его изучению и анализу. «Новый подход к осмыслению художественного наследия гениев русской литературы, формирующейся сегодня, - это подход прежде всего ценностный, бытийный, онтологический. Конкретный историзм остаётся нашим руководящим  исследовательским  принципом, но он недостаточен. Аксиология, понимаемая как теория  ценностей, и в первую очередь духовных ценностей, вот то новое в современном научном постижении великого наследия русской литературы, что с особой силой  и отчётливостью проявляет себя в последнее время».  

        Формирование ценностей (как личный, добровольный выбор учащихся) при обращении к произведениям литературы возможно  лишь  при  искренней  заинтересованности  и   «доверии» школьника к книге, желании думать о произведении, рассуждать о героях и авторе, а это возможно только в том случае, если содержание литературных произведений будет восприниматься ими как личностно значимое, жизненно важное.   Самый страшный враг уроков литературы - формализм в преподавании предмета, стремление «дать ученикам хорошие знания по предмету», уже сформулированные истины, которые они должны запомнить. При таком подходе школьники за сюжетами, образами, за композицией и стилистическими особенностями не видят реальные явления жизни, не находят связи с современностью, не испытывают личной заинтересованности.  

  Учитель должен ставить перед учеником не только конкретную учебную задачу, но и проблему жизни, приобщая к сложному искусству «думать о жизни», оснащая детей привычкой и умением размышлять о жизни как таковой.  Если читатель (ребенок, подросток, юноша)  внутренне ощутил свою причастность к художественному тексту и  разговор о произведении  стал разговором о жизни, о нем самом,   о проблемах,  личностно значимых для него. Здесь важно обращаться к жизненному опыту старшеклассников, актуализировать знания из других областей науки.  Поэтому изучение художественной литературы предполагает обобщения широкого мировоззренческого плана, выходящие далеко за рамки конкретного произведения. Этот уровень анализа требует от  учителя широкой эрудиции, осведомленности в вопросах эстетики, этики, истории и философии.

       Главный враг развития – это принуждение, которое вызывает у ребёнка интуитивный, неосознанный протест. Ребёнок не может развиваться в репрессивной обстановке, развитие происходит только в процессе собственной жизни. Поэтому говорить о ценностно-ориентационной работе в условиях «знаниевого» подхода, при котором профессиональной ценностью становится объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику, некорректно.

       Идея формирования ценностей  очень чувствительна к форме, в которую её отливают. Возьмите самые высокие намерения, придайте им форму нотации, лозунга, и вы не узнаете их ни в анфас, ни в профиль в итоговом «продукте» - внутреннем мире вашего ученика. Возьмите любую, самую изящную личностно ориентированную методику, соедините ее с авторитарным, жестко ориентированным на знаниевый результат сознанием конкретного педагога, и вы получите тот же плачевный результат.

        Классическая литература должна изучаться  с применением человеческого, проблемно-исследовательского подхода, рассчитанного на психологию подростка и юноши.    Формирование ценностей  возможно лишь  на уроке,  который построен  по принципу диалога (полилога). Здесь не может быть однозначной нормативной истины, она всегда множественна. В связи с этим и результат информационного общения (обмена) оценивается в системе «да – да». Диалоговые, интерактивные, проектные, исследовательские технологии  используют языки естественного общения людей. Все они имеют в своей основе проблемный метод и ориентированы  на деятельностный  подход.

Изучая произведения классиков и современной литературы, ребята оказываются в поле ценностного напряжения противоположных идей.  Они должны сами производить выбор, а учитель управляет этим процессом, не навязывает своего решения проблемы и не критикует «неверные», на его взгляд, ответы учащихся. Роль учителя – в подборе и постановке вопросов, обеспечивающих ученику  право выбора и возможность высказывать собственное мнение по данному вопросу, аргументировать его. Таким образом, на уроке литературы должна производиться не только интеллектуальная, но и ценностно-ориетационная деятельность, когда ученик осуществляет какие-то духовные усилия, находится в напряжении, сконцентрирован на своих мыслях, чувствах, на своем внутреннем мире, и результатом этих усилий является, пусть небольшой, но все-таки шаг на пути к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. Необходимо   поощрять ситуации, когда ученики задают вопросы учителю или друг другу, создают проблемные ситуации, выход из которых требует от них проявления интеллектуальной активности, показывает самостоятельность работы над текстом, его осмысление.  Необходимо предлагать учащимся самим выделять проблемы,   определить систему ценностей со своей точки зрения, предоставить  возможность сопоставлять различные точки зрения на художественное произведение, высказывать и аргументировать собственное мнение. При оценивании работы    важно учитывать степень аргументированности суждений (конечно, исходя из знания и понимания художественного произведения), умение слушать, понимать и принимать другую точку зрения, вести диалог.

 При такой организации уроков литературы  книга  активизирует  ценностно-ориентационную деятельность, становится главным помощником в формировании нравственной,   диалогичной личности, готовой к самопознанию и саморазвитию.

               Одна из проблем современной школы – в бессмысленности для учеников сообщаемых им знаний, так как смысл может быть только личностным, а большинство школьных знаний обезличенно-нормативные. Поэтому важно каждому учителю найти такой способ преподавания своего предмета, чтобы его изучение осознавалось как личностно важное, значимое.

              Гениальный Эйнштейн признавался: «Достоевский дал мне больше, чем математика». Поэт Н. Заболоцкий писал свои замечательные философские стихи о природе и человеке под воздействием идей Вернадского. Д. С. Лихачев сказал в одном из интервью, что «XXI век должен быть гуманитарным, а иначе…конец всему».  А как же определить гуманитарность, если не сформированной шкалой ценностей, где самыми значимыми становятся гуманистические: добро, милосердие, любовь к своей семье, к Родине, долг и ответственность… Необходимо объединить  все предметы одной общей гуманистической идеей: «Мы изучаем не предметы, мы постигаем мир, в котором мы живем. И только определив место человека (а значит, и свое) в этом мире, обозначив для себя важнейшие ценности, мы можем жить достойно и осмысленно».