"Формирование УУД на уроках литературы"
опыты и эксперименты по литературе на тему

Артёменко Марина Николаевна

Произведения литературы, влияющие на формирование УУД у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы46.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Основная общеобразовательная школа №3»/Педчтения

Тема: «Формирование личностных УУД на уроках литературы».

Подготовила: Артёменко М.Н.,

                                                                       учитель русского языка и

                                                                            литературы, педагогический  

                                                стаж 18 лет



          В соответствии с системно-деятельностным подходом именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий (УУД).
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
         Универсальные учебные действия  разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Остановимся на личностных УУД.   
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к разным сторонам окружающего мира (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


1

Выделяют 3 группы личностных УУД:

  1. Самоопределение:

формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России);

формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

* развитие «Я» концепции и самооценка личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия).

2. Смыслообразование:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

* развития познавательных интересов, учебных мотивов;

* формирования мотивов достижения и социального признания;

* формирование границ собственного «знания» и «незнания».

3. Морально-этическая ориентация:

* знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность и др.);

* ориентация на выполнение моральных норм;

* способность к решению моральных проблем на основе децентрации;

* оценка своих поступков.

       Каждый учебный предмет в зависимости от его предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных

действий. Предметы гуманитарного цикла, в особенности литература, наиболее благоприятны для формирования личностных УУД.

2

            Художественные произведения, изучаемые на уроках литературы,

представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширения жизненного опыта ученика, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. Знакомясь с художественными произведениями, учащиеся усваивают такие понятия как патриотизм, гражданский долг, добро, справедливость, совесть, честь, ответственность, смелость, гордость, трудолюбие и другие. Здесь формируется гражданская и морально-ценностная позиция ученика, поэтому важно специально организовать его ориентацию на поступки героев и их нравственное содержание. Анализируя и оценивания поведение героев, дети учатся преодолевать свои собственные слабости. Исследуя поступки героев, оценивая их нравственные качества, ученики отвечают на вопрос: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?». Активная деятельность учащихся позволяет осознать аспекты нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию и взаимопониманию, то есть социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста.
        Первое звено в личностных учебных действиях - самоопределение, т.е. формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России).

         Перечислим основные разделы и литературные произведения из списка для обязательного изучения в 5-9 классах, которые, на наш взгляд, более всего могут содействовать формированию и развитию данного типа универсальных учебных действий:

- Русский фольклор (малые жанры: пословицы и поговорки, загадки; сказки; былины; народные песни и частушки.

- Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве».

- Литература 19 века (1-ая половина)

* В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».

* И.С. Никитин. Стихотворение «Русь».

* А.С. Пушкин. Пейзажная лирика. Баллада «Песнь о вещем Олеге». Романы «Дубровский» и «Капитанская дочка». Роман в стихах « Евгений Онегин».

* М. Ю. Лермонтов. Стихотворения « Родина», «Бородино». Поэма «Песня про купца Калашникова…»)

* Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Поэма «Мёртвые души».

- Русская литература 19 века (2-ая половина)

* И.С.Тургенев. Повесть «Муму», рассказы «Бежин луг», «Певцы».

* Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».

- Русская литература 20 века

3

* И.С.Шмелёв. Роман «Лето господне» (фрагменты)

* А.А.Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом», « Родина».

* С.А.Есенин. «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

* А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».

* М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

* А.И.Солженицын Рассказ «Матрёнин двор».

           При изучении данных произведений необходимо направлять внимание обучающихся на то, как авторы изображают нашу Родину – Русь или Россию, её своеобразную, но такую близкую русскому сердцу природу, её бескрайние просторы и неповторимую красоту, людей, живущих на ней, с их особым складом ума и речи, неповторимыми чертами характера, их любовью к родной земле. Необходимо так организовать изучение этого материала, чтобы дети постепенно проникались чувством сопричастности к своей Родине, начинали ощущать себя русскими, гражданами великой страны, кровно связанными с русской историей и самобытной культурой.

          Задачи, конечно, грандиозные. Какие же методы и приёмы помогут нам сформировать, опираясь на великую русскую литературу, такую личность?

Время требует, отказавшись от традиционного способа получения готового знания, сделать приоритетными активные формы и методы добывания знаний, а учитывая психологические особенности подросткового возраста (это как раз контингент основной школы), стремление подростков к общению, к самовыражению и самоутверждению, отдавать предпочтение коллективным, групповым формам работы. Хотя, конечно, не всегда это целесообразно; не следует полностью отказываться и от традиционных форм работы, если они дают результат. Остановимся на изучении отдельных тем и произведений русской литературы, которые, на наш взгляд, лучше всего подходят для формирования личностных УУД.

         Малые жанры русского фольклора – пословицы, поговорки, загадки – это величайшее богатство народа, воплощение житейской мудрости, отражение несметных сокровищ человеческой мысли и народного опыта. Через знакомство с ними дети изнутри постигают взгляд на жизнь, душевный склад русского человека, его глазами смотрят на мир, его мерками оценивают человека. В русских пословицах – сгустки разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. В них с огромной силой проявляются ум народа, его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение. При изучении пословиц в сознании обучающихся постепенно должна складываться целостная система взглядов русского человека на мир, черты его национального характера, которому присущи

- любовь к Родине, готовность стоять насмерть за родную землю:

«Всякому мила своя сторона», «С родной земли умри – не сходи»;

- утверждение высокой ценности в человеке чести:

4

«За совесть, за честь хоть голову снесть»;

- убеждение в том, что правда-истина победит кривду-ложь:

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»;

- умение метко, остроумно сказать «не в бровь, так в глаз»:

«Умную речь хорошо и слушать», «Слово пуще стрелы разит»;

- понимание ценности труда, мастерства, осуждение лени:

«Всякое дело мастера боится», «Кто не работает, тот не ест»;

- уважение учёности, просвещения:

«Ученье – свет, а не ученье – тьма», «За учёного двух неучёных дают»;

- чувство товарищества, коллективизм:

«Все за одного и один за всех», «Согласного стада и волк не берёт»;

- юмор, насмешка над трусостью, неумелостью, болтливостью, зазнайством:

«Он воин: сидит под кустом и воет», «Хорошо бьёт ружьё: с полки упало – семь горшков разбило»; «И по рылу знать, что не простых виней», «Говорит – хорошо, а замолчит – ещё лучше»;

- осуждение зависти, жадности, корыстолюбия, других мелких страстей и пороков:

«За чужим погонишься – своё потеряешь», «Раз украл – на век вором стал».

На уроках по фольклору в 7 классе дети восхищаются красотой, меткостью, юмором русского народа, у них рождается гордость за свою принадлежность к русской нации, ощущение себя частью народа, патриотические чувства, потребность говорить так же живописно, метко, остроумно, используя пословицы и поговорки.

Приёмы работы:

- подбор из сборников пословиц определённой тематики, толкование их значений;

- придумывание ситуаций, которые можно проиллюстрировать той или иной пословицей;

- создание рисунков к пословицам;

- угадывание по рисунку известной пословицы или поговорки;

- подбор к небольшим текстам поучительного характера пословиц, иллюстрирующих их смысл;

- придумывание рассказов по данной пословице;

- подбор пословиц из словаря В.И.Даля, в которых проявляется юмор, остроумие, ирония.

Виды работы – групповые и индивидуальные.

Русские былины. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Русские былины – это народный героический эпос, главным героем которого является богатырь, плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа. Изучая былины, школьники постигают, каким русский народ представлял идеального человека. В образе Ильи Муромца, главного русского богатыря, воплощены лучшие черты

5

национального характера: сила и мужество, справедливость, нравственное достоинство, а главное – бескорыстное служение Отечеству.

Былина обязательно должна прозвучать на уроке целиком в исполнении либо учителя, который демонстрирует детям особенности былинного напевного склада, произношения отдельных оборотов речи, либо заранее подготовленного ученика. После чтения в коллективной беседе выясняются основные черты былинного героя. Ставим перед детьми проблемный вопрос: какие черты Ильи Муромца делают его идеалом русского человека? Школьники, перечитывая былину по частям, отмечают следующие черты:

- для него главное дело жизни – служить Отечеству, поэтому он едет в Киев, к князю Владимиру;

- он христианин: с утренней службы спешит поспеть к «обеденке» в Киев: он едет на великие дела, значит надо сначала помолиться Богу;

- Илья не может проехать мимо людской беды, он всегда готов прийти на помощь людям, вступиться за правое дело (освободил Чернигов от «силушки великой»);

- он не корыстолюбив и не честолюбив: не позарился на предложенное ему черниговскими мужичками «тёплое место» воеводы;

- Илья смел, бесстрашен, едет дорогой прямоезжею, а не безопасным окольным путём;

- он сильный и мужественный: одолел Соловья-разбойника в честном бою;

- Илья с достоинством отклоняет обвинения князя Владимира во лжи, не обращает внимания на его грубости в свой адрес («Что ты, мужичище-деревенщина, в глаза мне надлыгаешься?»), он спокоен спокойствием честного и уверенного в себе человека. Морально он превосходит князя Владимира.

- даже враг – Соловей-разбойник оказывает уважение богатырю, а князя Владимира посрамляет: не подчиняется его приказу, а слушает лишь Илью. Князь выглядит униженно: он боится «посвиста звериного», «куньей шубонькой» прикрывается;

- Илья увозит Соловья-разбойника подальше от города, в безопасное для людей место (в чисто поле) и срубает ему голову, произнося свой справедливый приговор. Становится ясно, ради чего он это делает: ради вдов, матерей, малых детушек, ради всей Руси. Илья Муромец – защитник Русской земли.

В результате общей работы обучающиеся составляют в тетрадях кластер:

Илья Муромец

- сильный, смелый, мужественный;

- готов всегда помочь людям, причём бескорыстно, стать за правое дело;

- прямой, бесхитростный, честный;

- чувство человеческого достоинства;

- главное для него – служение Отечеству, русскому народу, защита Руси от врагов.

6

В результате обсуждения дети отвечают на поставленный вначале вопрос: перечисленные черты делают Илью национальным идеалом.

Его можно назвать настоящим гражданином Русской земли.

В качестве домашнего задания предлагаем:

1.Выразительное чтение законченного фрагмента былины. Объяснить свой выбор.

2. Письменный ответ на вопрос: «За что народ любит Илью Муромца?»

3.Составить презентацию «Русские былинные богатыри».

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник литературы Древней Руси. Оно проникнуто патриотическим и гуманистическим пафосом, идеей мира, «собирания» Руси и превращения её в единое и могучее государство. Центральным в поэме неизвестного автора 12 века является величественный образ Руси, объемлющий собой не только природу, но и русских людей, и созданные их неустанным трудом сёла и города. Образ Родины неразрывно связан с размышлениями автора о её славной истории, о её настоящем и будущем. Само народно-патриотическое содержание «Слова…» является благодатным материалом для формирования у обучающихся качеств гражданина: любви к Отечеству, интереса к её истории, культуре, гордости за деяния предков, создавших своим упорным трудом все материальные и духовные ценности и защищавших родную землю от многочисленных врагов.

На уроках, посвящённых «Слову…», читается и комментируется текст в сокращении, например, следующие отрывки: вступление; 2 – 3, 5 – 12 строфы; «золотое слово» Святослава Киевского; обращение автора к русским князьям (например, к Всеволоду Суздальскому и Ярославу Осмомыслу Галицкому); плач Ярославны; побег Игоря из плена; концовка поэмы. Эти эпизоды дают обучающимся первоначальное представление о «Слове…», подготавливая их к домашнему чтению всей поэмы и статьи о ней в учебнике. Некоторые строфы должны прозвучать на древнерусском языке – языке подлинника, к примеру, речь Игоря перед началом похода.

Используем следующие приёмы и формы работы:

- выразительное чтение на уроке фрагментов «Слова…» в переводе на современный русский язык и вольное переложение в стихах Н.Заболоцкого (индивидуальное задание для 2 – 3 обучающихся);

- выявление особенностей композиции и на этой основе составление сложного плана (индивидуальная домашняя работа);

- пересказ-анализ частей поэмы по составленному плану (групповая работа в классе);

- характеристика образов поэмы с опорой на текст (образы князя Игоря, князя Всеволода, князя Святослава, Ярославны, русских князей – из обращения автора к князьям, обобщённый образ Русской земли (работа по группам и по выбору);

7

- рассматривание иллюстраций Фаворского к «Слову…». Выяснение вопроса: с какими эпизодами поэмы они созвучны (презентация «Слово…» в иллюстрациях Фаворского» - индивидуальная работа обучающегося по желанию);

- выявление особенностей поэтического языка памятника. Выписка примеров использования в поэме стилистических средств и художественных приёмов устного народного творчества (домашняя работа по группам):

* постоянных эпитетов;

*отрицательных параллелизмов («То не сороки застрекотали: по следу Игоря едет Гзак с Кончаком»;

*олицетворение природы (картина затмения солнца, предрекающего беды и поражение князю Игорю. В этом эпизоде природа пытается остановить Игоря, заставить его одуматься и отказаться от безрассудного, обречённого на неудачу похода);

*гиперболизация (из былинного эпоса): в описании буй-тура Всеволода, в обращении поэта к могущественным русским князьям.

В результате такой коллективной и групповой работы, подготовленной дома, обучающиеся составляют интеллект-карту: в центре пишут - «Слово о полку Игореве», далее рисуют лучи в 4 стороны от него и подписывают: композиция, образы, язык, главная идея. Под надписью «Композиция» записывают составленный план:

План.

Вступление.

Поход Игоря: а) солнечное затмение; б) первая битва в пятницу; в) разгром войска Игоря и плен.

Сон Святослава и его «золотое слово». Обращение к русским князьям.

Плач Ярославны и возвращение Игоря из плена.

Концовка. Слава князьям.

Под надписью «Образы» дети записывают столбиком:

- князь Игорь;

- князь Всеволод;

- князь Святослав;

- Ярославна;

- русские князья;

- русские женщины;

- образ Русской земли;

- автор.

Под надписью «Язык» записано:

- художественные приёмы устного народного творчества;

8

- соединение языческой и христианской образности;

- элементы книжной культуры 12 века.

А главная идея «Слова…» формулируется так: призыв Руси к миру, единению перед лицом общего врага.

Такая форма работы развивает не только рефлексивные УУД, но и личностные, ведь дети, выявляя средства создания образа Руси, через эмоциональное переживание осознают себя русскими, а рассуждая о мотивах поведения героев, внутренне становятся на точку зрения автора – патриота и гуманиста, защитника общенациональных интересов.

В качестве домашнего задания можно предложить на выбор:

1) рассказ о «Слове…» по составленной в классе интеллект-карте и по учебнику;

2) ответить письменно на один из проблемных вопросов:

*Что в образах русских князей привлекательно, а что вызывает ваше осуждение?

*Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?

*Каким предстаёт в «Слове…» образ Русской земли?

3) выучить наизусть законченный по смыслу отрывок из поэмы и объяснить свой выбор;

4) составить презентацию «Слово…» и древнерусское искусство».

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

Обратившись к прошлому, Гоголь создал широкую панораму истории и жизни народа, как бы вобравшую в себя традиции украинских дум и героических русских былин, исторических свидетельств и преданий. И хотя в повести нет ни одного доподлинного лица – характеры героев, события, конфликты, бытовые жанровые сцены изображены так, что заставляют верить в их реальность. Ибо главное – вечное стремление народной души к Русской земле, сопричастность православной вере, чувство святой верности родной земле, заветам своей Отчизны. Словно высеченные из твёрдой породы, поднялись во весь рост могучие богатыри – Тарас Бульба, Остап, Кукубенко и многие другие казаки Сечи – этого вольного содружества ратников. Здесь лучшие силы народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту своих принципов, веры православной и Русской земли. Ни достаток, ни материальный расчёт не властны над образом мыслей и чувств казаков; лишь духовные начала определяют весь строй жизни казаков. В повести Гоголя вырисовывается высокая духовная общность людей, объединённых сознанием национальной ответственности перед соотечественниками и святою верою. Тарас Бульба называет эти узы – товариществом. Корни таких отношений на Сечи – в православной религии, в духовной связи, выросшей из общности исторической судьбы и национальной идеи, глубоко проникающей в каждого. Многократно повторяемый образ православной Русской земли выражает, по существу, пафос всей повести, идею несокрушимой силы

9

русского духовного начала – любви к Отечеству и к православному народу своему. За это умирают казаки с именем святым на устах, за это Тарас как святой христианский мученик горит на костре с последними словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Повесть Гоголя представляет собой великолепный материал для формирования у обучающихся гражданских чувств, осознания себя гражданами Руси - России, гордости за патриотические дела предков и любви к этой земле, за которую так самоотверженно сражались и погибали запорожские казаки.

Один из уроков называется «Быт и нравы Запорожской Сечи». К нему дети перечитывают 2 – 4 главы и готовят по группам пересказы:

- первые впечатления от Запорожской Сечи – конец 2 главы;

- как была построена жизнь на Сечи – начало 3 главы;

-строгие законы Запорожской Сечи;

- как запорожцы избирали атамана – конец 3 главы;

-как запорожцы готовились на войну – 4 глава.

Отвечает один ученик из группы, остальные добавляют, уточняют. Учитель ставит проблемные вопросы, нацеливая на более полное и глубокое освещение темы:

- Что в нравах, обычаях, законах казаков вам нравится? Что кажется жестоким? Чем это можно объяснить? Идеализирует ли Гоголь казаков?

(Свобода, равноправие, товарищество, демократическая форма управлении Сечью, отсутствие материального расчёта, бесшабашность, удаль, широкий размах души, в мирное время – веселье, какая-то вседозволенность («пир души», свобода нравов, а в военное – строгость законов, подчинение приказам атамана. Есть и жестокость – с нашей точки зрения, но сами казаки считают нормой наказать тех, кто позорит казацкую честь: убийц, воров, должников. Здесь, на Сечи, собрались не рыцари на показной турнир, не на забаву, а на великое дело – Родину защищать, и поэтому всякое отступление от законов военной организации сурово карается, и прежде всего - предательство).

На других уроках обучающиеся пересказывают эпизоды из 7 и 9 глав на тему «Как сражались и погибали казаки»; выразительно читают фрагменты «Смерть Остапа», «Гибель Тараса». Все эти эпизоды не требуют подробного комментария, тут главное - эмоциональный настрой, передающий героизм, самоотверженность, верность православной вере и Русской земле. Обучающиеся объясняют мотивы поступков героев, высказывают своё отношение к ним.

Говоря об образе Тараса Бульбы, школьники читают наизусть «речь о товариществе». Урок строим как коллективное обсуждение понятия «товарищество». Ребята говорят о своём понимании слов Тараса – в результате в тетрадях появляется кластер:

10

- единство по духу, а не по крови

- нет таких товарищей, как в Русской земле;

- никто не может так любить, как русская душа;

- осуждение тех, кто предаёт своих товарищей, гнушается своим языком, перенимает чужие (бусурманские) обычаи;

- так умирать, как русские, никто не может.

Вопросом о том, актуальны ли слова Тараса в наше время, переносим обсуждение детей за рамки гоголевского произведения. Школьников восхищает позиция Тараса, его гордость за русского человека. Они приводят в доказательство его слов примеры подвигов русских солдат во время Великой Отечественной войны, на других войнах, когда действовал закон: «Сам погибай, а товарища выручай». Некоторые говорят с сожалением о том, что сейчас ослабело в людях это чувство духовного единства людей, их разделяет как раз материальное неравенство. Такая работа, конечно, не оставляет равнодушными ребят, заставляет ещё раз вспомнить о своей национальной принадлежности, о «крупице русского чувства», о которой говорил Тарас Бульба.

Подобная работа по формированию личностных УУД кропотливо ведётся и на других уроках литературы. Я показала лишь некоторые примеры этой работы, обратив главное внимание на методику развития личностных универсальных учебных действий, причём одной их грани – гражданского самоопределения.

11

Список использованной литературы:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011.

2.      Компетенции в образовании: опыт проектирования / Под ред. А. В. Хуторского. — М., 2007.

3.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
4.    Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации "Школа 2000…" и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.


12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....