Олимпиада по литературе 7-11 класс
методическая разработка по литературе по теме

Любезнова Юлия Викторовна

Материал заданий олимпиады можно использовать для подготовки к олимпиадам по литературе 7-11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literature.docx66.82 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе

  1. класс.

(школьный этап)

1.Анализ  текста.

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не зашелохнет, не прогремит. Глядишь и не знаешь,  идет или не идет его величавая ширина;  И чудится, будто весь вылит он из стекла. И будто голубая, зеркальная дорога,  без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру...  Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться  с вершины  и погрузить лучи в холод стеклянных вод.   И прибрежным лесам ярко отразиться в водах.  Зеленокудрые, они толпятся вместе с полевыми  цветами к водам   и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся,  и не налюбуются светлым своим зраком,  и усмехаются ему,  и приветствуют его, кивая ветвями.  В середину же Днепра они не смеют глянуть. Ничего, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него.  Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный, ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает - и человек, и зверь, и птица.  А Бог один величаво озирает небо и землю  и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром, и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него - разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древлеразломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною  тенью своею. Напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.  Синий, синий, ходит он плавным разливом.  И середь ночи, как середь дня, виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам  от ночного холода. Дает он по себе серебряную струю. И она вспыхивает, будто полоса дамасской стали, a  он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире.

Задания к тексту:

1.Прочитайте. Определите, из какого произведения взят данный пейзаж, кто его автор?

2.С помощью каких образов автор создаёт неповторимый по красоте украинский пейзаж?

3.В каких красках и звуках предстаёт река?

4. Какими средствами художественной выразительности пользуется автор, описывая Днепр?

 

 2. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов

Пейзаж

 3. Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  ниже

1

Летопись

 

А

«Лошадиная фамилия»

2

Басня

 

Б

«Кубок»

3

Баллада

 

В

«Повесть  временных  лет»

4

Сказка

 

Г

«Каша из  топора»

5

Рассказ

 

Д

«Мартышка и очки»

6

Стихотворение

 

Е

«Белая  береза»

4. Действующие лица художественного произведения – это…

главный герой

второстепенные герои

литературный образ

система образов 

5. Узнайте  произведение А.П.Чехова по началу:


«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель  Очумелов…»

«Хамелеон» 

«Хирургия»

"Злоумышленник"

«Толстый и тонкий»

6.  Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный»?

Чаадаеву П.Я

Жуковскому В.А

Кюхельбекеру В.

Пущину И.И. 

7. Выберите  жанр, относящийся к ДРАМЕ:

трагедия 

повесть

стихотворение

эпопея

 

Ответы к олимпиаде по литературе для 7 класса

  1. Максимально -  50  баллов

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» - 2 балла

За правильный ответ №2 – 5 баллов

За правильный  ответ №3 –  5 баллов

За каждое приведённое средство художественной выразительности – по 5 баллов

  1. За правильно оформленную статью – 5 баллов

Пейзаж – изображение природы в литературном произведении.

  1. Максимально – 6 баллов

1-В, 2-Д, 3- Б, 4-Г, 5-А, 6-Е

     4.Система образов -1 балл

     5. «Хамелеон»- 1 балл

     6.И.И.Пущину – 1 балл

     7.Трагедия – 1 балл

Максимально : 65 баллов

Олимпиада по литературе

  1. класс

(школьный этап)

1.Анализ текста.

Голуби

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел — всё прямо, прямо… и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.

Задания к тексту.

1.Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби».

2.Рассмотрите, как проявляется в произведении лирическая направленность.

3.Как выражена в тексте точка зрения лирического субъекта?

4.На какие части можно разделить текст?

5.Какими средствами создаётся образ мира в ожидании грозы?

6.Как отражается в завершающей части текста его художественно – образная цельность и лирическая направленность?

2.«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

 Что имел в виду И.С. Тургенев?

слово

перо

русский язык

     3. В каком жанре древнерусской литературы описывались жизнь и деяния людей, причисленных к лику святых?

повесть

сказание

летопись

житие

     4.Выражение “говорящая фамилия” обозначает…

фамилия характеризует героя

название повести

псевдоним

автор даёт герою фамилию прототипа

    5. Под каким названием объединены драматические произведения А.С.Пушкина: «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери»?

«Маленькие трагедии»

«Южные поэмы»

«Повести Белкина»

«Евгений Онегин»

       6.Какое средство звукописи использует К.Бальмонт в стихотворении «Камыши»?


Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

сравнение

эпитет

аллитерация

метафора

         7 . Прочитайте стихотворение К.Д. Бальмонта:

На иве распустились почки,

Береза слабые листочки

Раскрыла – больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему поэт называет листочки «слабыми»?
  2. Какой смысл вкладывает поэт в выражение «больше снег не враг»?
  3. Как вы понимаете выражение «заизумрудился овраг»?


8. З  

 8. Определите жанр следующих произведений:

  1. «Мороз, Красный нос» (Н.А. Некрасов)

                             2.«Илья Муромец и Святогор»

                             3.«Волк и Ягненок» (И.А. Крылов)

                             4.«Светлана» (В.А. Жуковский)

5.«Зима недаром злится…» (Ф.И. Тютчев)

                             6.«Кладовая солнца» (М.М. Пришвин)

                             7.«Перышко Финиста-Ясна сокола»

                             8.«Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)

                             9.«Воробей» (И.С. Тургенев)

                            10. «Левша» (Н.С. Лесков)

Ответы к олимпиаде по литературе

8 класс

1.Максимально – 50 баллов

2.Русский язык – 1балл

3.Житие – 1 балл

4.Фамилия характеризует героя – 1 балл

5. «Маленькие трагедии» - 1 балл

6.Аллитерация – 1 балл

7.Максимальное количество  – 6 баллов ( за каждый правильный ответ на вопрос  - 2 бала)

8.Максимальное количество  – 10 баллов:

1 – поэма

2 – былина

3 – басня

4 – баллада

5 – стихотворение

6 – сказка –быль

7 – сказка

8 - рассказ

9 – стихотворение в прозе

10 - сказ

Максимально : 71 балл

Олимпиада по литературе

  1. класс

(школьный этап)

1.Интепретация поэтического текста.

Перед вами стихотворения Е.А.Баратынского и И.С.Тургенева. Чем близки и чем разнятся переживания лирических героев этих стихотворений? Почему эти произведения стали популярными романсами?

Е.А.Баратынский «Разуверение»

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей;
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье,
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

И.С.Тургенев «В дороге»

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

2. Определите писателя по биографическим фактам.

А)

Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!». Он был крупнейшим представителем русского классицизма. Его оды воспевают науку, национальную культуру России.

Б)

В 1795 году он получает грамоту на дворянское достоинство, которая позволяет ему получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Известность в литературных кругах ему принесла элегия «Сельское кладбище». Много времени посвящал переводам эпических поэм на античные, средневековые, восточные сюжеты.

В)

Под псевдонимом В.Алов издаёт романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», носившую подражательный характер. Печатается в журнале «Отечественные записки». В 1831 году состоялось его знакомство с А.С.Пушкиным.

     3. Назовите русских поэтов 18 - 19 в., писавших комедии.

     4. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов

Пословицы и поговорки

     5. Какое из этих слов является фамилией литературного героя? Укажите автора и название произведения.

1) Черника

2) Голубика

3) Клубника

4) Земляника

5) Ежевика

     6. Перепутались названия пушкинских произведений. Восстановите их  первоначальный вид и запишите через запятую по алфавиту

(ориентируясь на первое слово):

Кавказский смотритель, Медный гость, Скупой пленник,

Пиковая дочка, Станционный всадник, Каменный рыцарь,

Капитанская дама.

 7. Назовите литературные произведения, в которых присутствуют музыкальные темы, мотивы, образы и др.

  8. Прочитайте стихотворение А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы». Какие средства художественной выразительности использует автор?

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию  дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Ответы  олимпиаде по литературе

  1. класс

(школьный этап)

1.Максимально – 50 баллов

2.М.В.Ломоносов – 1балл

   В.А. Жуковский   – 1 балл

   Н.В. Гоголь  -1 балл

3.По 1 баллу за каждый правильный ответ ( Д.И.Фонвизин, А.П.Сумароков, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь и др)

4.За правильно составленную статью – 5 баллов

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

5.Земляника – 1 балл, Н.В.Гоголь «Ревизор» - 1 балл

6.Максимальное количество баллов – 7 б

«Кавказский пленник», «Медный всадник», «Скупой рыцарь», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Каменный гость», «Капитанская дочка».

7.По одному баллу за правильный пример

Например, В.Г.Короленко «Слепой музыкант»,  А.И.Куприн «Тапёр», А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»,К.Г Паустовский « Корзина с еловыми шишками» и др

8 . По 2 балла за каждое выразительное средство

Максимально - 80 – 85  баллов

Олимпиада по литературе

  1. класс

(школьный этап)

1.Прочитайте и проанализируйте рассказ И. А. Бунина «Книга», выполнив данные ниже задания.      

И. А. Бунин

КНИГА

                Лежа на гумне[1] в омете[2], долго читал — и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни  прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?

                Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, — главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах.

                Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, — особенно к югу, — еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. В саду поет одна иволга.

                По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста[3]мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим черноземом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба.

                — На своей девочке куст жасмину посадил![4] — бодро говорит он. — Доброго здоровья. Всё читаете, всё книжки выдумываете?

                Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.

                В саду поет иволга. Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поет — не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения?

                «На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, — для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.

                «Всё читаете, всё книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука — вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!    

                                               Задания к тексту:      

                                                                     

                1) Сформулируйте главную проблему рассказа и выразите свое отношение к ней.

                2) Вычлените все вопросы, поставленные в рассказе. На какие из них нет ответа в тексте? Как бы вы ответили на все эти вопросы?

                3) В первом и втором абзацах рассказа есть два развернутых перечисления. Какова логика сцеплений образов, включенных в каждый однородный ряд, и в чем парадоксальность их соседства? Как эти два предложения заостряют внимание читателя на главной проблеме рассказа?

                4) Какова логика перехода от рассуждений в первом и втором абзацах к пейзажной зарисовке в третьем абзаце? В чем проявилось мастерство Бунина-художника?

                5) С какой целью писатель вводит диалог с мужиком, возвращающимся с кладбища? Почему тема смерти не имеет в рассказе трагического звучания?

                6) Образ поющей иволги является в рассказе ключевым. Какие темы и мотивы связаны с этим образом?

                7) Дайте свою интерпретацию последней фразы рассказа.

[1] Г у м н о — сарай для сжатого хлеба.

[2] Омёт — куча соломы, оставшейся после обмолота.

[3] П о г о с т — кладбище.

[4] Речь идет о могиле дочери.

 

2. Определите писателя по биографическим фактам.

 

А)

Родился в Москве, его  дядя Василий Львович был  известным  поэтом.  В.Жуковский подарил  ему свой портрет с надписью «Победителю  ученику от  побежденного  учителя». В 1818 году становится членом кружка «Зелёная лампа». Кроме множества лирических стихов, создаёт в это время так называемые «южные поэмы».

Б)

Воспитывала его  бабушка, учился в Московском университете, поступил  в школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров, за  одно  свое произведение был  сослан  на Кавказ, погиб  на дуэли.

В)

 Родился в дворянской семье Крапивинского уезда Тульской губернии. Участвовал  в Крымской войне, открыл  школу для крестьянских  ребятишек, про  него  говорят, что он «гордость  русского  народа».

3. Определите, к какому литературному направлению принадлежат следующие произведения:

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»;

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол

 императрицы Елизаветы Петровны»;

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;

Д.И. Фонвизин «Недоросль»;

И.С. Тургенев «Отцы и дети»;

З

3.

        4. В каком из произведений нет героини по имени Софья (София, Соня):

1) «Герой нашего времени»

2) «Недоросль»

3) «Горе от ума»

4) «Война и мир»

5) «Преступление и наказание»

5. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов  Антитеза

  1.  Прочитайте стихотворение И.Северянина «Тишь двоякая». Какие средства художественной выразительности автор использует в своём стихотворении?

Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна -
Архангельская тишина.

Ответы к олимпиаде

  1. класс

(школьный этап)

1.Максимально – 50 баллов

2.А.Пушкин – 1 балл

 М.Лермонтов – 1 балл

 Л.Толстой  – 1 балл

3. Максимально -  6 баллов

ФМ. Достоевский «Преступление и наказание»- реализм

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» - сентиментализм

МВ. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол

императрицы Елизаветы Петровны» - классицизм

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» - романтизм

Д.И. Фонвизин «Недоросль» - классицизм

И.С. Тургенев «Отцы и дети» - реализм

4. «Герой нашего времени» -1 б

5.Максимальное количество баллов – 2 б

Антитеза – стилистическая фигура, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний.

6. По 2 балла за каждый пример выразительного  средства

Максимально – 75 баллов

Олимпиада по литературе

  1. класс

(школьный этап)

  1. Анализ текста.

Прочитайте и проанализируйте рассказ И. А. Бунина «Волки», выполнив данные ниже задания.      

 И. А. Бунин

ВОЛКИ

                          Тьма теплой августовской ночи; еле видны тусклые звёзды, кое-где мерцающие в облачном небе. Мягкая, неслышная от глубокой пыли дорога в поле, по которой катится тележка с двумя молодыми седоками - мелкопоместной барышней и юношей-гимназистом. Пасмурные зарницы освещают иногда пару ровно бегущих рабочих лошадей - со спутанными гривами, в простой упряжи - и картуз и плечи малого в замашной рубахе на козлах; на мгновение открывают впереди поля, опустевшие после рабочей поры, и дальний печальный лесок.

            Вчера вечером на деревне был шум, крик, трусливый лай и визг собак: с удивительной дерзостью, когда по избам уже ужинали, волк зарезал в одном дворе овцу и едва не унес ее - вовремя выскочили на собачий гам мужики с дубинами и отбили ее, уже околевшую, с разорванным боком. Теперь барышня нервно хохочет, зажигает и бросает в темноту спички, весело крича:

            - Волков боюсь!

            Спички освещают удлиненное грубоватое лицо юноши и ее возбужденное широкоскулое личико. Она кругло, по-малорусски, повязана красным платочком; свободный вырез красного ситцевого платья открывает ее круглую, крепкую шею. Качаясь на бегу тележки, она жжет и бросает в темноту спички, будто не замечая, что гимназист обнимает ее и целует то в шею, то в щеку, ищет ее губы. Она отодвигает его локтем, он намеренно громко и просто, имея в виду малого на козлах, говорит ей:

            - Отдайте спички. Мне закурить нечем будет.

            - Сейчас, сейчас! - кричит она, и опять вспыхивает спичка; потом зарница, и тьма еще гуще слепит теплой чернотой, в которой всё кажется, что тележка катится назад.

            Наконец она уступает ему долгим поцелуем в губы; как вдруг, толчком мотнув их обоих, тележка точно натыкается на что-то - малый круто осаживает лошадей.

            - Волки! - вскрикивает он.

            В глаза бьет зарево пожара вдали направо. Тележка стоит против того леска, что открывался при зарницах. Лесок от зарева стал теперь черным и весь зыбко дрожит, как дрожит и все поле перед ним в сумрачно-красном трепете от того жадно несущегося в небе пламени, которое, несмотря на даль, полыхает с бегущими в нем тенями дыма точно в версте от тележки, разъяряется все жарче и грознее, охватывает горизонт все выше и шире - кажется, что жар его уже доходит до лица, до рук, виден даже над чернотой земли красный переплет какой-то сгоревшей крыши.

            А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка, и в глазах у них мелькает то сквозной зеленый блеск, то красный - прозрачный и яркий, как горячий сироп варенья из красной смородины. И лошади, шумно всхрапнув, вдруг диким галопом ударяют вбок, влево, по пашне; малый на вожжах валится назад, а тележка, со стуком и треском, мотаясь, бьется по взмётам...

            Где-то над оврагом лошади еще раз взметнулись, но она, вскочив, успела вырвать вожжи из рук ошалевшего малого. Гут она с размаху полетела в козлы и рассекла щеку об что-то железное. Так и остался на всю жизнь легкий шрам в уголке ее губ, и, когда у нее спрашивали, отчего это, она с удовольствием улыбалась.

            - Дела давно минувших дней! - говорила она, вспоминая то давнее лето, августовские сухие дни и темные ночи, молотьбу на гумне, омёты новой пахучей соломы - и небритого гимназиста, с которым она лежала в них вечерами, глядя на ярко-мгновенные дуги падающих звёзд.

            - Волки испугали, лошади понесли, - говорила она. - А я была горячая, отчаянная, бросилась останавливать их...

            Те, кого она еще не раз любила в жизни, говорили, что нет ничего милее этого шрама, похожего на тонкую постоянную улыбку.

Задания к тексту:

1)       C какой целью в рассказ вводится образ августовской ночи? К каким средствам прибегает писатель, выстраивая этот образ?

2)       Проанализируйте фразу: «… И опять вспыхивает спичка, потом зарница, и тьма еще гуще слепит теплой чернотой, в которой все кажется, что тележка катится назад». Как в ней проявляется мастерство Бунина-художника?

3)       Какую портретную характеристику дает писатель своим героям?

4)       Как объяснить психологическое состояние барышни? Почему она «бросает в темноту спички»?

5)       Почему в кульминационный момент повествование прерывается описанием пожара? С помощью  каких средств создается это описание?

6)       В чем особенности художественного времени рассказа?

 

 2. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике). Назовите художественные особенности стиля одного из писателей на выбор.

1."А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком..."

М. Горький
"Челкаш"

 

2.Она была далеко не красавица... Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно".

И.А. Бунин
"Чистый понедельник"

 

3."Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал... поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами... Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами".

А.И. Куприн
"Гранатовый браслет"

 

          

3.  В сюжетах русской классики достаточно часто встречается дуэль. Назовите произведение, автора  и участников подобного поединка.

  1. К какому течению в поэзии относится творчество Н.С.Гумилева? Что вы знаете об этом течении?

5. Укажите произведения, которые не принадлежат перу А. Солженицына:

   «Матренин двор»; «Прощание с Матерой»; «Захар Калита»; «Последний поклон»; «Раковый корпус»; «В ту же землю», «Бирюк», «Случай на станции Кочетовка».

6. Что представляет собой трагедия как жанр? Назовите известные вам трагедии. Возможен ли этот жанр в современной литературе? Почему?

7. Литература – «учебник жизни». Литература – самовыражение художника. Литература – игра... Какая позиция вам ближе и почему?

Ответы к олимпиаде по литературе

11 класс

(школьный этап)

1.Максимально – 50 баллов

2. А.Куприн «Гранатовый браслет» - Желтков 1 балл

     И.Бунин  - главный герой – 1 балл

     М.Горький, Челкаш – 1 балл

3.По одному баллу  за правильный ответ

Например, А.С.Пушкин «Евгений Онегин» ( Онегин и Ленский), М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» ( Печорин и Грушницкий), И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Базаров и Кирсанов) и др

4.Максимальное количество баллов – 5 б

(Акмеизм –литературное течение, возникшее в начале 20 века в России. Акмеисты провозглашали  материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Становление акмеизма связано с деятельностью «Цеха поэтов». Центральными фигурами являются Н.С.Гумилёв,

А.А. Ахматова, О.Мандельштам)

5.По одному баллу за правильный ответ

«Прощание с Матёрой», «Последний поклон», «В ту же землю», «Бирюк»

6. Трагедия – жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящий к катастрофическому для персонажей исходу  – 2 балла

Примеры трагедий:

Софокл «Эдип – царь», «Антигона», трагедии У.Шекспира , А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», А.Н.Островский «Гроза» и др

За каждый пример по 1 баллу

7.Максимальное количество баллов за ответ  – 5 б

Максимально - 75  баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе в 8 классе

Задания для школьного тура....

Олимпиада по литературе в 6 классе

Олимпиада содержит задания разного уровня сложности...

олимпиада по литературе 7-11 классы, муниципальный этап

В этой папке находится материал олимпиады по литературе 7-11 классы, 2012 год, ключи...

Олимпиада по литературе 7-11 классы

p { margin-bottom: 0.21cm; } Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году...

Олимпиада по литературе в 5 классе

Олимпиада по литературе в 5 классе...

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2...

Олимпиада по литературе для 5 класса

Олимпиаду можно провести в 5 классе, проверить знания обучающихся, привить интерес к предмету....