Олимпиада по литературе 7-11 классы
олимпиадные задания по литературе по теме

Воловатова  Валентина Ивановна

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году

Вопросы и задания олимпиады по литературе (2012)

9 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1. Определите героя, произведение и его автора по приведенным ниже репликам:

1) Петрушка, вечно ты с обновкой,

 С разодранным локтем. Достань-ка календарь;

 Читай не так, как пономарь, 

 А с чувством, с толком, с расстановкой.

 Постой же. – На листе черкни на записном,

 Противу будущей недели:

 К Прасковье Федоровне в дом

 Во вторник зван я на форели.

 Куда как чуден создан свет!

 Пофилософствуй – ум вскружится;

 То бережешься, то обед:

 Ешь три часа, а в три дни не сварится!

2) «На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…» Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто'ит… А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр… Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? — я спрашиваю. «Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» И точно: бывало, как прохожу через департамент, — просто землетрясенье, все дрожит и трясется как лист. О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам.» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…»

3) «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц, и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимания на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду.)

2. Восполните пропуски, вставив необходимые детали портрета. Назовите героиню, произведение и автора.

1) «Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, [?] лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и [?], светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она [?] на своего брата».

Для справок: продолговатого, круглого (лица); черными, голубыми, карими, зелеными (глазами);  нисколько не походила, была очень похожа, в чем-то напоминала  (брата).

2) «…она, с стаканом в руке, пустилась карабкаться о развалинам, изредка останавливаясь, наклоняясь и с забавной [?] роняя несколько капель воды, ярко блестевших на солнце. Ее движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и [?]. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала… Мне стало еще досаднее.

– Да она [?] лазит, – пробормотала себе под нос старушка, оторвавшись на мгновенье от своего чулка».

Для справок: важностью, небрежностью; ловкостью, грацией, гибкостью; как коза, как обезьяна.

3. Соотнесите строки произведений с именем автора, укажите название произведения:

1) Раз в крещенский вечерок девушки гадали:                а) Г.Р. Державин

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…

2) Так! – весь я не умру, но часть меня большая,                б) А.С. Грибоедов

От лена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь Славянов род вселена будет чтить.

3) Царей и царств земных отрада,                                 в) М.В. Ломоносов

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

4) Вкус, батюшка, отменная манера;                         г) В.А. Жуковский

На все свои законы есть:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь…

II. Знание истории литературы. Общая культура чтения

1. Соотнесите приведенные ниже строки с периодом жизни и творчества А.С. Пушкина, о которых поэт пишет в романе «Евгений Онегин».

1) И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил.

И, в гроб сходя, благословил.

2) И, позабыв столицы дальной

И блеск, и шумные пиры,

В глуши Молдавии печальной

Она смиренные шатры

Племен бродящих посещала

3) Досугам посвятясь невинным,

Брожу над озером пустынным,

Читаю мало, долго сплю,

Летучей славы не ловлю.

2. Заполните пробелы ([?]) в таблице:

Имя действующего лица

Дата

Событие

[?] выполнил подготовку текста

1800 г.

выход первого издания «Слова о полку Игореве»

А.С. Пушкин

[?]

Дуэль с [?]

М.Ю. Лермонтов и [?]

15 июля (27 июля) 1841 года.

[?]

3. Составьте комментарий к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Дайте определение персонажу по приведенному значению:

  1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе.
  2. Слуга, ухаживающий за лошадью.
  3. Слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье.
  4. Военнослужащий, состарившийся на военной службе.

4. О чем и о ком идет речь в следующих отрывках?

а) О признанном московском «тузе» Кузьме Петровиче Фамусов говорит с восхищением:

Покойный был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат…

О каком ключе идет речь?

б) «…Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана». – «Что везете?» - «Грибоеда».

Так встретились два Александра. О ком идет речь? Когда состоялась эта встреча?

III. Знание теории литературы

1. Составьте словарную статью «ямб» для словаря юного литературоведа. Выберите верный иллюстративный материал, характеризующий это явление:

1) Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил.

И лучше выдумать не мог (А.С. Пушкин)

2) Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя... (М.Ю. Лермонтов)

2. Установите, о каких литературных понятиях идет речь?

  1. троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов;
  2. образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения;
  3. способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп.

3. Укажите автора и жанр произведения:

«Горе от ума»

«После бала»

«Лесной царь»

«Фелица»

«Дубровский»

IV. Литература и другие виды искусства

1. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения:

«Слово о полку Игореве», М.Ю. Лермонтов «Демон», Н.В. Гоголь «Мертвые души».

2. Назовите автора памятника Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве.

V. Анализ эпизода

Прочитайте фрагмент из романа Н.В.Гоголя «Мертвые души». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль данного отрывка в тексте произведения; укажите стилистические приемы, использованные автором, раскройте их функции в тексте.

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится чтото восторженночудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и чтото страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнемгладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как чтото пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году

Вопросы и задания олимпиады по литературе (2012)

7 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1. Определите героя, произведение и его автора по приведенным ниже репликам:

1) «Отпусти меня в степи приволжские,

 На жить на вольное, на казацкое,

 Уж сложу я там буйную головушку

 И сложу на копь бусурманское;

 И разделят по себе злы татаровья

 Коня доброго саблю острую

 И седельце бранное черкасское.

 Мои очи слезные коршун выклюет,

 Мои кости сирые дождик вымоет,

 И без похорон горемычный прах

 На четыре стороны развеется!..»

2) «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твоё позлащенное стремя.

Прощай, утешайся – да помни меня.

Вы, отрокидруги, возьмите коня!»

3) «- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»

2. Кто проживает следующим образом?

а) «И вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит. И все думает.

Вышел помещик на балкон, потянул носом и чует: чистый-пречистый во всех его владениях воздух сделался. Натурально, остался доволен. Думает: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!». И начал он жить да поживать и стал думать, чем бы ему свою душу утешить».

б) «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста».

в) «…Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение» (г) «Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами…».

3. Найдите и исправьте ошибку:

1) в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:

«Вот парадный подъезд. 

И по праздничным дням, 

Одержимый холопским недугом, 

Целый город с каким-то испугом 

Подъезжает к заветным дверям...»

2) в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»:

«Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью радостной зелёного листка…».

II. Знание истории литературы. Общая культура чтения

1. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Княгиня Трубецкая» Н.А. Некрасова, «Песнь про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

2. Кому из русских писателей принадлежат следующие псевдонимы:

  1. Козьма Прутков
  2. Николай Щедрин
  3. Максим Горький
  4. Антоша Чехонте

3. Осенью 1830 г. А.С. Пушкин приезжает в имение Большое Болдино, где заканчивает работу над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина», пишет «маленькие трагедии», стихотворная повесть «Домик в Коломне», и около тридцати стихотворений: «Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…»  и др. Как в истории литературы называется этот период творческой активности в жизни поэта?

III. Знание теории литературы

  1. Напишите стихотворение, используя следующие рифмы:

одинок – порог

прощенье – мгновенье

Укажите,  какая это будет рифма.

  1. Выберите правильный вариант рифмовки в отрывке стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

а) неточная, кольцевая;

б) точная, смежная;

в) точная, перекрестная;

г) неточная, перекрестная.

  1. Соотнесите жанры с произведениями русской литературы, фольклора:
  1. «Вольга и Микула Селянинович»                а) историческая баллада
  2. «Поучение Владимира мономаха»                б) историческая повесть
  3. «Тарас Бульба»                                        в) ода
  4. «Ода на день восшествия на престол…»        г) поучение
  5. «Русские женщины»                                д) былина
  6. «Василий Шибанов»                                е) поэма

IV. Литература и другие виды искусства

  1. Укажите имена русских писателей и поэтов, связанные со следующими музеями-заповедниками: «Болдино», «Тарханы», «Михайловское», «Спасское-Лутовиново», «Ясная поляна».
  2. Назовите имя художника, автора полотна «Богатыри».
  3. Назовите поэта, члена «экзаменационной комиссии», изображенного на картине Н.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене 1815 года»?

V. Анализ эпизода

Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон». Какие средства помогают в раскрытии характера героев рассказа.

- По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. - Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал!

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

- Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

- Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. - У генерала таких нет. У него все больше лягавые...

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие...

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

- А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой. - На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видели.

- Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы.

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

 



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году

Вопросы и задания олимпиады по литературе (2012)

8 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1. Определите героя, произведение и его автора по приведенным ниже репликам:

а) «Если когда-нибудь, — сказал он, — сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, — всем, что ни есть святого в жизни, — не откажите мне в моей просьбе! — откройте мне вашу тайну! — что вам в ней?.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором... Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, — я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну. Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...»

б) «Ты слушать исповедь мою

     Сюда пришел, благодарю.

     Все лучше перед кем-нибудь

     Словами облегчить мне грудь;

     Но людям я не делал зла,

     И потому мои дела

     Немного пользы вам узнать,

     А душу можно ль рассказать?»

в) «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» .

г) «Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает… А видите во эту саблю? Во ваша матерь!».

2. Определите о каком художественном произведении идет речь:

1) рассказ человека о том, что он некогда стал свидетелем наказания; увиденное  привело к тому, что любовь к родственнице «карателя» «сошла на нет»; 

2) повествование о том, как человек из народа не смог справиться со своей привычкой подчиняться вышестоящим, и даже в ситуации выгодной единственно только ему угождал двум особам генеральского чина;

3) история о поре становления характера, о детстве и о том, с какими событиями связано прекращение данного периода в жизни человека;

4) рассказ о желании и приобретении определенного предмета одежды одним мелким чиновником (титулярным советником) со странным именем, данным в честь отца.

3. Соотнесите героя с его  описанием; укажите произведение и его автора:

  1. «я жил недорослем, гоняя голубей и играя                 а) Швабрин

в чехарду с дворовыми мальчишками»;

  1. «он был сорока лет, росту среднего, худощав                 б) Маша Миронова

и широкоплеч. в черной бороде его

показывалась проседь»;

  1. «девушка лет осьмнадцати, круглолицая,                 в) Екатерина

румяная, с светло-русыми волосами, гладко

зачесанными за уши, которые у нее так и горели»;

  1. «молодой офицер невысокого роста, с лицом                 г) Гринев

смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно

живым»;

  1. «в белом утреннем платье, в ночном чепце и в                 д) Пугачев

душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное

и румяное, выражало важность и спокойствие, а

голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»

4. Восполните пробел в отрывке повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя:

«И пробились было уже казаки… как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала [?]; не хочу, чтобы и [?] досталась вражьим ляхам!».

II. Знание истории литературы. Общая культура чтения

1. Соотнесите адресата и строки стихотворения. Укажите автора.

1) «К… (Я помню чудное мгновенье…)»                                 а) Е.К. Воронцова

2) «Сожженное письмо»                                                         б) Н.Гончарова

3) «Мадонна (Не множеством картин старинных мастеров…)»        в) А.П. Керн

2. Восполните пробелы в таблице:

Имя писателя

Даты жизни

А.С. Пушкин

1799-[?]

[?]

1814-1841

Н.В.Гоголь

1809-[?]

3. Восстановите пропущенное имя в высказывании М.Ю. Лотмана: «Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия.… Именно то, что в [?], по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность».

4. Н.В. Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дал характеристики героям комедии «Ревизор». Определите, о ком идет речь?

«Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие».

III. Знание теории литературы

  1. К повести «Капитанская дочка» автор выбрал в качестве эпиграфа пословицу «Береги честь смолоду». На основании данного примера напишите словарную статью к словарю юного филолога «эпиграф». Укажите, какую роль в раскрытии авторского замысла играет эпиграф?
  2. Определите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

а) Экспозиция

б) Завязка

в) Развитие действия

г) Кульминация

д) Развязка

1) все похождения Хлестакова в роли ревизора заканчиваются сватовством и отъездом;

2) предложение Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть настоящий ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников;

3) сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять;

4) сообщение о приезде настоящего ревизора;

5) вечер у городничего, чтение письма.

  1. Соотнесите произведение и жанр следующих произведений:
  1. «Шинель»                                         а) рождественская новелла
  2. «Дары волхвов»                                 б) комедия
  3. «Лошадиная фамилия»                         в) повесть в псевдо-автобиографической                                                         трилогии
  4. «Записки охотника»                         г) повесть
  5. «Детство»                                         д) рассказ
  6. «Недоросль»                                е) сборник рассказов

IV. Литература и другие виды искусства

  1. Назовите художников, иллюстрировавших «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина.
  2. Назовите произведения Н.В. Гоголя, по которым были сняты художественные фильмы.
  3. В 1782 г. во время просмотра пьесы А.Н. Оленин, будущий президент Академии художеств, узнал себя в главном герое и решил серьезно взяться за свое образование. Назовите пьесу, ее автора и город, в котором проходила постановка.

V. Анализ эпизода

Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объясните смысл рассказанной Пугачевым сказки об орле и вороне, укажите роль данного эпизода в раскрытии характеров Гринева и Пугачева.

«Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:

— О чем, ваше благородие, изволил задуматься?

— Как не задуматься, — отвечал я ему. — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

— Что ж? — спросил Пугачев. — Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

— И ты прав, ей-богу прав! — сказал самозванец. — Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья.

Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать и не отвечал ни слова.

— Что говорят обо мне в Оренбурге? — спросил Пугачев, помолчав немного.

— Да, говорят, что с тобою сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать.

Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие.

— Да! — сказал он с веселым видом. — Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон. Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мною потягаться?

Хвастливость разбойника показалась мне забавна.

— Сам как ты думаешь? — сказал я ему, — управился ли бы ты с Фридериком?

— С Федор Федоровичем? А как же нет? С вашими енаралами ведь я же управляюсь; а они его бивали. Доселе оружие мое было счастливо. Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву.

— А ты полагаешь идти на Москву?

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

— Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачев горько усмехнулся.

— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

— А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути... Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика, с частоколом и с колокольней — и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость».

 



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году

Вопросы и задания олимпиады по литературе (2012)

10 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1. Определите, из какого произведения взяты следующие пейзажные зарисовки:

а) «Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело, величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кроткости».

б) «В лесу те же деревья, но в шуме их явился особенный смысл: между ими и ею водворилось живое согласие. Птицы не просто трещат и щебечут, а все что-то говорят между собой; и все говорит вокруг, все отвечает ее настроению; цветок распускается, и она слышит будто его дыхание».

в) «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

г) «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами». 

2. Угадайте по приведенному описанию героев произведений русских писателей XIX века:

а) «Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата».

б) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девушка, с своими детскими открытыми плечиками… сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками».

в) Такой человек «зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

г) «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

д) Он «был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти... Кроме того, он был рассеян».

е) «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

3. Восполните пропуски, вставив необходимые слова.

а) В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин дает яркие, меткие характеристики некоторым русским писателям. В пушкинском тексте пропущены эпитеты. Восполните пробелы.

Сатиры [?] властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы.

Так ты, Языков [?],

В порывах сердца своего,

Поешь бог ведает кого.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт [?] слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег.

б) Укажите имена, которые входили в круг чтения автора и главных героев романа «Евгений Онегин»:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно [?],

А [?] не читал…

Бранил [?],[?];

Зато читал [?]

И был глубокий эконом…

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И [?] и [?].

II. Знание истории литературы. Общая культура чтения

1. Кому из русских писателей принадлежат следующие псевдонимы:

В. Алов

Антоша Чехонте

Козьма Прутков

Николай Щедрин

Максим Горький

2. Какой театр в Москве называют «Домом Островского», потому что там были поставлены почти все его пьесы?

3. Кого из писателей второй половины XIX века прозвали «Колумбом Замоскворечья» и почему?

4. Соотнесите название критической статьи с именем критика, ее написавшего; укажите, на какое произведение русской литературы была написана данная работа (одно из имен используется дважды).

1) «Асмодей нашего времени»                а) Н.А. Добролюбов

2) «Что такое обломовщина?»                б) М.А. Антонович

3) «Темное царство»                                в) Д.И. Писарев

4) «Базаров»                                        

III. Знание теории литературы

1. Определите, какие стилистические фигуры используются в данных отрывках, дайте их определения:

а) Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!…

(Н.А. Некрасов)

б) Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости...

(А. С. Пушкин)

в) Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А.С. Пушкин)

2. Определите жанр следующих произведений А.С. Пушкина, укажите основные признаки жанра:

а) Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

б) Угрюмых тройка есть певцов –

Шахматов, Шаховской, Шишков,

Уму есть тройка супостатов –

Шишков наш, Шаховской, Шихматов,

Но кто глупей из тройки злой?

Шишков, Шихматов, Шаховской!

3. Назовите основные композиционные элементы художественного произведения. Дайте определение понятию «кульминация», проиллюстрируйте свой ответ (на примере пьесы Н.А. Островского «Гроза»).

IV. Литература и другие виды искусства

1. Назовите автора единственного прижизненного портрета Ф.М. Достоевского.

2. Соотнесите имя художника и писателя, чей портрет он написал (двое художников написали работу с одинаковым названием):

1) О.А. Кипренский                 а) Портрет писателя Л.Н. Толстого

2) В.А. Тропинин                 б) Портрет А.П. Чехова

3) Н.Н. Ге                         в) Портрет Пушкина

4) И. Крамской                 г) Пушкин в селе Михайловском

5) О.Э. Браз                         

3. Назовите театр, в котором впервые была поставлена пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад».

V. Анализ эпизода

Прочитайте фрагмент из романа И.А.Гончарова «Обломов» Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

        Слушая жену, Андрей пытался разобраться в ее чувствах к Обломову:        

 -  Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его?»

        Она кивнула в знак согласия головой.

 - За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало сердце его, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая, нарядная ложь, и никто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет, навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал?

        В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая, стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек… ей стало так больно, так жаль его…

 - Ты его не оставишь, не бросишь? – говорила она…

 - Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет…

        Она поцеловала мужа.

 - В Петербург ты возьмешь меня к нему?

        Он нерешительно молчал.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году

Вопросы и задания олимпиады по литературе (2012)

11 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1. Определите, кому из героев принадлежат следующие слова. Назовите также произведение и его автора.

а) «Я с семнадцатого года хожу по кривым дорожкам, как пьяный качаюсь... От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби».

б) «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так вот бы и села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы».

в) «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам».

г) «Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».

2. Назовите авторов приведенных ниже строк:

  1. «И вечный бой! Покой нам только снится!»
  2. «Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают

значит - это кому-нибудь нужно?»

  1. «До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди»

  1. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...»

  1. «Бессоница, Гомер, тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины…»

  1. «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф».

3. Кто и кому посвятил следующие строки?

а) Вы поселились весной в Нидерландах,

Бодро и жизненно пишете мне.

Вы на оплесканных морем верандах,

Я же в колосьях при ветхом гумне.

б) Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

II. Знание истории литературы. Общая культура чтения

1. Как И.А. Бунин озаглавил свой дневник 1917-1918 года?

2. Распределите имена поэтов из приведенного ниже списка в зависимости от того, к какому литературному течению каждый из них он примыкал.

  1. акмеизм
  2. имажинизм
  3. эгофутуризм
  4. символизм
  5. кубофутуризм
  6. центрифуга

Н.С. Гумилев, В.В. Маяковский, И. Северянин, В.Я. Брюсов, А.А. Ахматова, Д. Бурлюк, Ф. Сологуб, Б.Л. Пастернак, О.Э. Мандельштам, С. Есенин

3. Назовите имена русских писателей и поэтов, удостоенных Нобелевской премии по литературе.

III. Знание теории литературы

1. Составьте словарную статью «дактиль» для словаря юного литературоведа. Выберите верный иллюстративный материал, характеризующий это явление:

1) Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла – в башне замка – Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж (И. Северянин)

2) Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта (В.Я. Брюсов)

2. О каких литературных понятиях идет речь?

1) повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;

2) условный образ в лирических и лироэпических произведениях, чьё отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор;

3) один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека и общества. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал

3. Укажите жанр произведения и автора:

«Василий Теркин»

«Тихий Дон»

«Очарованный странник»

«Облако в штанах»

«На дне»

IV. Литература и другие виды искусства

1. Назовите произведения М.А. Булгакова, по которым были сняты кинофильмы.

2. Назовите имена поэтов-художников серебряного века.

V. Анализ эпизода

Дайте сопоставительный анализ данных произведений. Выявите признаки новаторства и традиции, отметьте особенность трансформации образа роз в творчестве Северянина.

1) В. Мятлев, 1843 г.

Розы

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы ещё казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг её вились и радость и любовь.

В её очах –  веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне – роз моих завянувший венок.

2) И.С. Тургенев, 1879

 «Как хороши, как свежи были розы»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы

А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы

2) И. Северянин, 1925

 «Классические розы»

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе в 8 классе

Задания для школьного тура....

Олимпиада по литературе в 6 классе

Олимпиада содержит задания разного уровня сложности...

Олимпиада по литературе 7-11 класс

Материал заданий олимпиады можно использовать для подготовки к олимпиадам по литературе 7-11 кл...

олимпиада по литературе 7-11 классы, муниципальный этап

В этой папке находится материал олимпиады по литературе 7-11 классы, 2012 год, ключи...

Олимпиада по литературе в 5 классе

Олимпиада по литературе в 5 классе...

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2...

Олимпиада по литературе для 5 класса

Олимпиаду можно провести в 5 классе, проверить знания обучающихся, привить интерес к предмету....