Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Кадиева Ирина Константиновна

Прошлое и настоящее в рассказе   В.П.Астафьева                                 «Фотография, на которой  меня нет».

Тип урока  - урок-размышление.

Цели урока:

Образовательная – провести анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать художественную литературу.

Развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прошлое и настоящее в рассказе   В.П.Астафьева                                 «Фотография, на которой  меня нет».

Тип урока  - урок-размышление.

Цели урока:

Образовательная – провести анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать художественную литературу.

Развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

                                                            Ход урока.

                                                                   Память моя память, что ты делаешь со    

                                                        мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, и

                                                        каждая дальняя вершина чудится часовенкой,

                                                        сулящей успокоение…

                                                                    Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними

                                                     с души тревогу, тупой гнёт усталости,    

                                                    побудившей угрюмость и отравляющую сладость

                                                    одиночества. И воскреси, - слышишь, - воскреси

                                                    во мне мальчика, дай успокоиться и

                                                    очиститься возле него…  

                                                                                                     В. Астафьев

  1. Вступительное слово учителя.

           Человеческая память. Она хранит то, что было самым важным, то, что обрадовало или огорчило больше всего, будь то великая победа или первая потеря близкого человека.

         Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

         Я хочу, чтобы на уроке сегодня мы вернулись с вами в прошлое. Запечатлёнными мгновениями жизни по праву можно считать фотографии в семейных альбомах. Особое место в них занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

                                 2.   Просмотр старых семейных фотографий.

            - Какие чувства у вас возникли?

              -На что вы обратили внимание?

              Итак, разговор сегодня на уроке у нас пойдёт о памяти, памяти человеческой, помогающей жить в настоящем.

     

               - Прочитайте, пожалуйста, эпиграф, записанный на доске.

               -Почему же нам так важно помнить о близких и родных? На этот вопрос вам поможет ответить В.П.Астафьев. ( Чтение 2-го эпиграфа).

                  (Прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогаю оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных).

                 Не потому ли так дорога старая фотография и автору повести «Последний поклон» Виктору Астафьеву?

                         3.   Рассказ о писателе. Презентация.

             Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянке Красноярского края. Детство его - труднее не придумать. Мальчику было +семь лет, когда мать его Лидия Ильинична утонула в Енисее. Уже будучи известным писателем, он скажет: «Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостреннеё видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не  хватало всю жизнь…» к счастью, был в детстве мальчика и добрый ангел – его бабушка Екатерина Петровна.

              Однако детство скоро кончилось: с отцом и мачехой Виктор переехал в заполярную  Игарку. Вскоре мальчик оказался предоставленным самому себе. Отец мытарствовал в поисках заработка, а мачехе до пасынка и дела не было.

             После поры бродяжничества Виктор оказался в детдоме – интернате, где учителем был известный в Сибири поэт Игнатий Рождественский. Он заметил у мальчика литературные способности и стал помогать ему в творческих попытках. Так, в школьном журнале появилось сочинение Астафьева, впоследствии положенное в основу рассказа «Васюткино озеро».

           Окончив школу – интернат и ФЗУ (фабрично – заводское ученичество) в Красноярске, Астафьев работает составителем поездов, а осенью 1942 года уходит добровольцем в армию. Служил в артиллерии и в связи, несколько раз был тяжело ранен.

          Осенью 1945 года вместе с женой Марией Семёновной Корякиной  Астафьев приезжает на её родину – в уральский город Чусовой.

         В 1951 году Виктор Астафьев становится сотрудником газеты « Чусовской рабочий» и пишет рассказ « Гражданский человек». В 1953 году выходит первая книга  Астафьева – сборник рассказов для детей.

          Затем он два года учится в Москве на высших литературных курсах. Появившиеся в печати повести « Перевал»,  « Стародуб»,  «Звездопад» приносят Астафьеву признание читателей.      

           В шестидесятые годы Астафьев становится одним из признанных писателей: за повести «Перевал», « Последний поклон», « Пастух и пастушка» ему присуждается Государственная премия РСФСР, затем были Государственные премии СССР (1978, 1991), Государственная премия России (1995).

         В 1980 году Астафьев переезжает в Красноярск, живёт в деревне Овсянка, пишет романы « Печальный детектив», « Прокляты и убиты».

        Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. Он умер в ноябре 2001года и похоронен в родном селе Овсянка.

         Особое место в его творчестве рассказы о детстве, составившие единую и целостную книгу « Последний поклон». На протяжении 20 лет создавалась эта его    « сокровенная книга», в которой « образ неведомой страны счастья и справедливости замрёт, остановится, закаменеет, чтобы через годы, может быть, через столетия, ожить в другом человеке, и увидит он её своими глазами, полюбит моей любовью»…

                                          4  . Беседа по рассказу.

             Остановимся мы на одном из рассказов – « Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

        - Какие чувства вызвал рассказ?

         -Над чем заставил задуматься?

         - О чём этот рассказ?

           - Какова его идея?

              Перед нами короткий незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами. Но в этом рассказе, проникнутом тёплым юмором и лиризмом, глубокое содержание. Речь идёт о 30-х годах, времени трудном и сложном. Писатель деталями, штрихами восстанавливает эти годы. И от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.

           Обратимся к этой памяти, вернёмся вместе с Астафьевым в 30-е годы, перечитывая рассказ и обращая внимание на детали, штрихи этой жизни.

               5.    Беседа с элементами комментированного чтения.

          - В какое время и где происходят события в рассказе?  ( Из текста мы узнаём, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка).

         - Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?          ( Мы узнаём о трудной, полной лишений жизни деревни).

            - Какие детали указывают на бедность жителей деревни?        ( В деревне единственный, кто может принять постороннего человека у себя в доме  – Илья Иванович Чехов,  у которого гостя  могут хорошо накормить, водочкой городской угостить, книжку из шкафа достанут почитать, да и спать на мягком уложат. Детям, чтобы их сфотографировать, женщины собирают по всему селу у соседей да у родственников шубёнки, телогрейки,  но и в этом случае  дети выглядят бедновато).

           - Чем же по-настоящему богата жизнь деревенских жителей?                                 ( Комментированное чтение текста – от слов « Деревенское окно, заделанное на зиму…» до  «… порадовать людей надеждами на близкое лето»).

              Вот они, радости деревни, - народные приметы, для мальчика  же – «Какая тоска!»  Но и он приобщается к постижению смысла жизни. « Люблю я смотреть на оживающие цветы». Ход жизни, течение времени ничто не может остановить, а потому, как только «на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице»,  бабушка достанет из подполья чугунок, из которого через 3-4 дня «из тёмной нежилой земли проткнутся побеги». А  ещё есть мечта  у мальчишки – подкараулить то мгновенье, миг свершающегося таинства – расцветания.  И уже  улыбается ему яркогубый цветок. Умение  чувствовать, говорить по душам с цветами, природой – вот что характеризует не только бабушку, но и других жителей деревни).

          - Как воспринимают жители деревни приезд фотографа?         ( 1 предложение).

         - Чем вы объясните такое отношение людей  к этому событию?

         - Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом  - где поселить фотографа на ночь?           ( Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят «как полагается, хорошо снимал». Проявление человеческой заботы – естественное состояние деревенских людей, чему примеров в рассказе достаточно: и помощь семье учителя, дрова, оставленные у его дома, желание накормить гостя всем, что есть вкусного в доме. Деревня живёт одной дружной семьёй).

            - Как характеризует ребят их поведение?  Представьте, что вы Витя , и попробуйте рассказать эту историю от его лица.          

             ( « Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Решили садиться следующим образом : хорошие ученики – впереди, средние – в середине, плохие – назад, где их, может быть, будет и не разглядеть. Поняв, что Витя с Санькой явно попадут на задние ряды, они полезли в драку, а затем ушли кататься на обрыв, гикая, ругаясь, почти на погибель несутся они с горы, так захлестнула их обида. Но обида не лучший советчик в таком деле).

          - Прочитайте, какой оказалась «расплата за отчаянный поступок»?                        ( Чтение от слов «… у меня заболели ноги…» до «Спи, пташка малая…»). Всю ночь провозилась с ним бабушка: сначала ругает, потом же – только жалеет. Среди ночи поднимает она деда – топить баню. К утру боль отступает и Витя засыпает.

              - Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии? Представьте, что вы Санька, и передайте рассказ от его лица.                ( Витя не смог идти, а Санька, который долго уговаривал бабушку отпустить друга, поняв, что Витя и шагу ступить не может, сам отказывается фотографироваться. Нелегко ему даётся это решение. Он чувствует свою вину, ведь с горы катались они с Витей  вместе).

                                           Работа над образом бабушки.

             Центральным образом всей книги является образ бабушки. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьёт земной поклон автор книги. Главный смысл своего произведения В.Астафьев объясняет так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа…  Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта»…

            Перед читателем встаёт правдивый портрет старой деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство через житейские передряги и исторические перевалы, выпавшие на долю нашему народу ( вместе с дедом они были раскулачены и сосланы, у неё погибла дочь (мать Вити), сын отправлялся на заработки, но чаще пропивал всё и возвращался ни с чем). Память писателя и его воображение вызвали к жизни и внешний облик, и отчётливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то ворчливый, то напевный. Астафьев мастерски сохранил в литературном произведении непринуждённость живых интонаций народной русской речи, передал пестроту живого, ничем не стеснённого словаря человека, без смущения и оглядки черпающего словарные краски для выражения своих вдохновенных чувств.

               - Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, составьте её речевую характеристику.  Почему писатель воспроизводит речь бабушки так точно?                     ( Автору дорого в ней всё, в том числе и её речь. При помощи речевых особенностей он восстанавливает именно своё детское восприятие бабушки, оживляет его.  Наверное, он хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека).  

            - Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?

( Она научила его жить по совести. Рядом с ними живёт многочисленное семейство Левонтия, в доме у них  вместо стёкол – фанерка прибита, где тряпками заткнуто, в одной створке торчит красным пузом подушка. В этой семье нет взаимопонимания: дети не ухожены, грязны, вечно голодны (за исключением дня получки), у них нет моральных запретов, они обманывают, крадут, жадничают. Не такое воспитание получил Витя: он не может обманывать бабушку, он добр и отзывчив. Её трудолюбием, оптимизмом, верой в лучшее покорён внук.

                                       Работа над образом учителя.

                 - Кто навестил героя во время болезни?        (Учитель)

                Обратимся к тексту. Прочитайте, каким предстаёт в описании рассказчика учитель.                   ( От слов «Лицо учителя, хотя и мало примечательное…»

до  конца абзаца).

              - Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

(Это были ещё молодые муж и жена, приехавшие в деревню учить детей в начальной школе. Жили они в одной половине  дряхленького  домишка,  причём настолько бедно, что даже фотографа на ночь оставить у себя не могут).

               В какой школе они начали работать?             (Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!»)

               - Что они сделали для односельчан? Могли ли они этого не делать?

                - Как относились к учителям в деревне?                  (От слов «»Уважение к нашему учителю…» до «..,в гулянке народ выпивкой их не неволит…»)

                - Как учил их преподаватель, когда к весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались?                        (Он стал водить их в лес, рассказывать обо всём, что знал. Но и дети могли научить его многому, ведь они родились в этих местах, а значит, многое знали лучше учителя, приехавшего из города.

                 - С какой целью автор вводит эпизод со змеёй?                     (Эта история показывает, что учитель был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи. И вообще их жизнь можно назвать подвигом: они приехали в глубокую сибирскую деревню из города, они молоды, у них маленький больной ребёнок, но они не побоялись трудностей ( нечем топить зимой, некому присматривать за ребёнком, не хватает денег, чтобы кормить ребёнка, подшить валенки, а на магарыч учитель не жалеет денег, ведь скамейки и столы нужны детям, чтобы не писали дети на подоконниках).  

                - Почему рассказчик  не забыл ни лица, ни человека до конца жизни?  

( От слов «Прошли годы»» и до конца абзаца. –« А ещё улыбка!»   - Учитель и учительница смогли жить жизнью народа, потому и «растворились», как пишет Астафьев, в его памяти).

                                                6 . Итог работы в классе.

                  Итак, заканчивая работу над рассказом, давайте подумаем, какие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далёкие годы своего детства?                    (Комментированное чтение отрывка «Школьная фотография» и до конца рассказа).

                 - Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает у рассказчика смеха? Какие чувства она вызывает?

                 - Чем особенно дорого автору ушедшее время?           (Это время его детства, пусть нелёгкого, но такого важного в его жизни. В этом прошлом была его бабушка, его учителя, друзья, многие из которых полегли в войну. Это всё то, что безвозвратно ушло в прошлое и живо только в его воспоминаниях).    

                    - Что из запомнившегося автор считает самым важным и стремится донести до читателя?                           (Второй раз он рассматривает фотографию взрослым человеком и видит всё те же лица, но мысли у него сейчас другие: о свойствах человеческой памяти и шире – о памяти исторической. Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своебычная летопись народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения, но не отрицания и осмеяния).

                      - Каким предстаёт перед читателями лирический герой В.Астафьева?

 (Благодарным за светлые мгновения жизни и людскую любовь, человеком, для которого память – способ постижения многотрудной жизни людей).

                                       7.  Заключительное слово учителя.   

                       Закончить урок сегодня мне хочется двумя высказываниями. Одно из них принадлежит замечательному человеку, академику Д.С.Лихачёву:

                         «Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.  Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.

                            Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

                            И ещё, с высоты своих лет могу сказать, что совершенно согласна со словами Ф.М.Достоевского: «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное, светлое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание…может послужить вам во спасение».

                                          8.    Обратная связь.   

                                    Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я понял…, узнал…, задумался…, почувствовал…, открыл (для себя, в себе)… и т. д.          

       9.  Дом. Задание.  Напишите, пожалуйста, рассказ на одну из тем: «Фото в семейном альбоме», «О чём рассказала старая фотография»

                                                     10.  Послесловие.

            Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то приобщение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть»

                 Спасибо за творческое участие и взаимопонимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный практикум по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". 6 класс

Вопросы практикума позволяют выявить степень усвоения учащимися содержания текста, особенностей композиции, авторского замысла, понимания художественного  своеобразия рассказа....

Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Данный урок ставит своей целью вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать форм...

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...