Урок литературы в 8 классе по теме: "Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»."
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Лямзина Полина Николаевна

Урок - размышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologija_lichnostno.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технология урока: Технология личностно ориентированного обучения направлена:

на уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; создание ситуации выбора; доверительная позиция; создание ситуации нравственного выбора; ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только запоминание учебной информации; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; безоценочная позиция − принятии ученика и ситуации как данности;

Примером использования данной технологии я предлагаю урок в 8 классе.

 

Тема урока.

                                          Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Тип урока-урок-размышление.

Цели урока:

Образовательная -  углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П.Астафьева; провести анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать художественную литературу.

Развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков.

Воспитательная - способствовать процессу духовного развития, формированию  нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Формы работы на уроке:  групповая, коллективная, индивидуальная.        

Оборудование: портрет В.П.Астафьева, книга «Последний поклон» и другие, фотографии, раздаточный материал, карточки с заданиями, презентация.

       Оформление доски:

 Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…             (Н. Рубцов)

                             

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

    -    Добрый   день!

Тема нашего урока : «Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». (Портрет писателя).  

Дома вы прочитали этот рассказ.

     -Ранее вы уже знакомились с детством писателя, с началом его литературной деятельности и читали рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой». Сегодня мы познакомимся с рассказом «Фотография, на которой меня нет». Этот рассказ является составной главой из большого автобиографического произведения В.П.Астафьева «Последний поклон». «Последний поклон»- Это воспоминания о близких писателю людях, воспоминания о детстве, о родной Сибири. Вот как сам писатель пишет об этом: «У меня возникло желание рассказать о моей Сибири, доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, непомнящие родства, более того мы тут родством-то связаны, может быть, покрепче, чем где-либо».

      Книга «Последний поклон» сложилась  к 1967 году. Об этом времени Астафьев пишет: «В основном добил «Страницы детства», которые начал ещё в 1956году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

       Начинал В.П.Астафьев как детский писатель. Он об этом писал так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». Об этом же писал другой известный писатель, Е.Носов, сказавший об Астафьеве: «Есть в нём нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник. Но есть, есть у него к людям особое слово и в книгах и изустно».

2.Анализ рассказа.

     -Итак, мы сегодня проанализируем рассказ «Фотография, на которой меня нет». Герои рассказа – это простой мальчик из таёжной деревни – Виктор Потылицын, его бабушка Катерина Петровна, казалось бы, это конкретные люди, реальные судьбы. Но за судьбами этих людей скрывается судьба целого поколения. Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон» писали Астафьеву о том, что «вы пытались написать о себе и своей бабушке, а на самом деле описали всех нас».

        Главная тема «Последнего поклона» - это взросление молодого человека. Становление личности мальчика.

   -Сюжет рассказа очень прост. Повествование ведётся от лица героя. Событие, положенное в основу рассказа, нельзя назвать ярким, необычным.

    -Что же тогда в произведении главное?

   «Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило «неслыханно важное событие».

   -Какое «неслыханно важное событие», ребята, произошло? (Из города на подводе приехал фотограф).

    -Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? (Он не просто так приехал, по делу приехал).

  -Чем вы объясните такое  отношение людей к этому событию? (В30-е годы, в Сибири, в глухой деревне Овсянке приезд фотографа – это большое, очень важное событие).

     -Почему все жители были озабочены вопросом – где поселить фотографа на ночь? (Фотограф – важная персона, которой стараются угодить, расположить его удобно, так чтобы он снимал ребят, как полагается, и снимок всем понравился).

   -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночёвку? (Одна половина «дряхленького домишка»).

   -Куда пристроили гостя? Почему?

    -Как вы объясните троекратное повторение: «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»? (Всем хотелось угодить, и проблема разрешилась.)

   Охарактеризуйте поведение ребят по поводу того, кто, где сядет и о распорядках. ( «Весь длинный…»)

    -Верно, ведь наш герой относился не к самым лучшим ученикам в классе. Они с Санькой «Не удивляли мир прилежанием и поведением», им « и на середину рассчитывать было  трудно».

   -Какова была « расплата за отчаянный разгул», из-за которой нашего героя, Виктора Потылицына, не оказалось на фотографии?

    -Здесь мы встречаем людей, к которым герой испытывает душевную привязанность. И в первую очередь, это бабушка, которая сопровождает его всё его детство, которая взяла внука после смерти матери.

3.Работа в группах. (Раздаточный материал).

Задание 1 группе.

    -Расскажите:

   -Как бабушка относится к внуку и как это её характеризует?

Задание 2 группе.

    Расскажите:

   -Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя её правильной литературной речью?

Задание 3 группе.

   -Расскажите:

   -Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует её? (стр.246-247).

Задание 4 группе.

  -Расскажите:

   -Чем бабушка главного героя  напоминает бабушку Алёши Пешкова из повести М.Горького «Детство»?

4.Представление результатов работы в группах.

  Ученики зачитывают свои рассказы.

  -Астафьев показывает её хранительницей семьи, защитницей и бьёт ей земной поклон. Ему всё в ней дорого, в том числе и её эмоциональная разговорная речь. Мудрость бабушки проявляется в разговоре с учителем, в истории с дровами, которые он обнаружил у порога. Катерина Петровна не выдала деда.

   -Скажите, Витя любит свою бабушку?

  -А вы любите своих бабушек?

-Помимо бабушки, её тепла, её внимания к ребёнку, её заботы мы можем говорить о других людях в деревне. Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Ведь именно он навестил Витю первым во время болезни, не считая друга Саньки.

  -Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа. (Рассказ подготовленного ученика).

  -Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение).

 -Я принёс тебе фотографию,- сказал учитель. Как  отреагировал на эту фразу Витя? (Он стал «бегать по фотографии глазами», отыскивать знакомые лица).

   -Но ни Вити, ни его друга Саньки на фотографии не было. Расстроился  Виктор, но ничего не поделаешь. Как успокоил учитель героя?

   - С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучше качества учителя).

  Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок. Нет условий, но они не сдаются.

5.Итог урока.

-Идейным центром рассказа  становятся последние абзацы. «Прошли годы, много, ох много их минуло, а школьная фотография жива до сих пор». Автор вспомнил, как звали учителей, уже работая над книгой. Назовите их имена.

-Давайте прочтём последние абзацы со слов «Школьная фотография жива до сих пор».

-Как вы себе представляете эту фотографию?

-Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?

-Чем особенно дорого Астафьеву ушедшее время?

-Основная мысль автора звучит в самой последней фразе рассказа: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». История – это не только войны, не только перевороты, история страны складывается из судеб отдельных людей, живущих в этой стране.

Показ слайдов. Обратите внимание на слайды, на которых изображены те самые старые фотографии и дом-музей на родине писателя – быт русской деревни.

-Ребята, без памяти о прошлом нет будущего. В нашем школьном музее хранятся классные фотографии ни одного поколения. У каждой из них своя история.

-Закончить сегодняшний урок я хочу словами Николая Рубцова:

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…  

6.Рефлексия. Итог урока.

Продолжите фразу: 

«Сегодня на уроке я понял…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я задумался…»

«Сегодня на уроке я почувствовал…»

«Сегодня на уроке я открыл для себя (в себе)…»

-У вас на столах лежат листочки, закончите предложения.

7.Домашнее задание.

-Прочитайте рассказ В.П.Астафьева «Яшка-лось».

               Я хочу, чтобы наш урок остался в памяти и предлагаю всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши внуки, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и через много лет вы снова переживёте то приобщение ко времени, прошлому, памяти, которое вы испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок: «Фотография, на которой есть я…»           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Данный урок ставит своей целью вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать форм...

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения....