Солнечная светлость книжной премудрости
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
Данная разработка относится содержит материал к для 1-3 классов по привитию любви к чтению. Вней предложен сценарий праздника книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnechnaya_svetlost_knizhnoy_premudrosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Солнечная светлость книжной премудрости»

Сценарий праздника книги для детей 1-3 классов

Оформление: макет книги с надписью «Книга - наш друг, без нее как без рук», высказывания писателей: С книгой по жизни; Чтение – вот лучшее учение (А.С.Пушкин; Всем хорошим во мне я обязан книгам М.Горький); карточки к лото, костюмы Королевы Книги, Айболита.

1-й ведущий: Семь чудес света создали люди с древности: египетские пирамиды, статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской,

Исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Таликарнасский мавзолей и маяк в Александрии.

2-й ведущий: Но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь: научить, посоветовать, ободрить, рассказать.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь лучше и умней.

О чем эта загадка? (о книге)

1-й ведущий: С момента появления на свет человек начинает учиться всему. Он учится ходить, говорить, понимать мир, людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.

2-й ведущий: Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

1-й ведущий: Книга! Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует на триста лет назад, в историю, и на триста лет вперед, в будущее.

1-й чтец:         Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

                С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть.

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу!

2-й чтец:        Ведь без книги, как без света,

Как без доброго совета,

Мы без книги, как без рук,

Книга – это первый друг!

1-й чтец:         Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает:

Учиться, работать и жить!

2-й чтец:         Мы с книгой умней и богаче,

Нам с ней и расти и дружить,

Она задает нам задачи,

И учит, как думать и жить.

Появляется Королева Книга.

Королева Книга: Здравствуйте, ребята! Я очень рада быть у вас сегодня на празднике. Кто из вас любит читать? А вы знаете, что такое книга? Кто больше назовет книг, названия которых связаны со школой, учебой, учениками.

(дети называют, помощник раздает жетончики)

Королева Книга: продолжим соревнования? Кто знает больше пословиц, загадок, изречений о книге?

(можно: игра-лото по пословицам, пара загадок; помощник раздает жетончики)

Чтение -

вот лучшее учение

Грамоте учиться

всегда пригодится

Не на пользу читать,

коли вершки хватать

Глядит в книгу,

видит фигу

Не красна книга письмом,

красна умом

Королева Книга: А знаете ли вы, какой была наша прапрапрабабушка? Давайте послушаем книжкину историю.

Книга 1: Живет книга уже несколько тысячелетий. Но не всегда она была такой, какой вы видите ее сейчас.

Книга 2:         Печатные книги возникли не сразу.

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука,

И так продолжалась века и века.

Королева Книга: В старину люди очень ценили нас. Книги стоили очень дорого, так как писались от руки, медленно. Летописец от руки переписывал строчку за строчкой. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква даже не писалась, а рисовалась. Использовал писец не шариковую ручку, а гусиные перья или острые палочки. Писал на папирусе, бересте или пергаменте (тонкая телячья кожа).

Книга 1:         Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг –

И глядишь – уже дряхлый старик.

Книга 2: Переписанные листы украшались рисунками, одевались в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На переплетах делалось тиснение. На обложки помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину говорили: «Книжное слово в жемчугах ходит».

Книга 1: Книга стоила очень больших денег. Ее одну можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, на собольи шубы. И все-таки книга ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано.  

Книга 2: Жизнь книги, как жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествии врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближались враги, люди уносили за надежные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги.

Книга 1: Много веков прошло, прежде чем изменился вид книги, и она приобрела привычный для нас облик: с обложкой и страницами. Теперь книги создают печатные машины. Каждую секунду в мире появляется около 45 книг, из них 7-8 для детей.

Королева Книга: Чтобы родилась книга, трудятся лесорубы и сплавщики, писатели и художники, редакторы и корректоры, наборщики и многие другие. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой, интересной и прослужила долго.

Чтец 1-й:                 Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

 Самый лучший друг.

Из нее узнаешь ты

Обо всем на свете.

На любой вопрос она

Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,

Все к твоим услугам!

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом.

Королева Книга: Какой же сегодня замечательный день! В такой день нужно говорить только о хорошем. Но у книжек бывает очень грустная жизнь. И тогда бывшие когда-то красивыми, новыми книги попадают грязными, рваными в книжную больницу. А кто же их лечит, какой сказочный герой? (Айболит)

Появляется Айболит.

Айболит: Здравствуйте, ребята! Извините, что задержался. Я принимал заболевшие книжки. Правда они не чихают, не кашляют. Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают: как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. Но все-таки можно подслушать разговор книг между собой. Не верите? Послушайте.

Сценка.

Автор:         Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Книга 1:         Скажи мне, как твои делишки?

Автор:         Одна спросила у другой.

Книга 2:         Ох, милая, мне стыдно перед классом:

Хозяин мой обложку вырвал с мясом.

Да что обложка! Вырваны листы.

Он делает из них кораблики, плоты…

Боюсь, на змей пойдут последних три листа.

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Книга 1:         Твои мне незнакомы муки –

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Хозяин мой читал меня!

Королева Книга:  Вы убедились, что книга живое существо? Ей нельзя делать больно. Хочу вам прочитать стихотворение о том, как книжки убежали от мальчика Гришки.

Чтец 2-й:               У Скворцова Гришки

Жили-были книжки –

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплеты – как мочала,

На листах – каракули.

Книжки горько плакали.

Дрался Гришка с Мишкой.

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове –

Вместо книжки стало две…

- Как нам быть? – спросили книжки.-

Как избавиться от Гришки?

И сказали братья Гримм:

- Вот что, книжки, убежим!..

- Вперед! – воскликнул Дон Кихот.

И книжки двинулись в поход.

Беспризорные калеки

Входят в зал библиотеки…

Без конца и без начала,

Переплеты – как мочала,

На листах – каракули…

Сторожа заплакали:

- Разнесчастные вы книжки,

Истрепали вас мальчишки!

Отнесем мы вас к врачу,

К Митрофану Кузьмичу.

Он вас, бедных, пожалеет,

И починит, и подклеит,

И обрежет, и сошьет,

И оденет в переплет!..

Вышли книжки из больницы,

Починили им страницы,

Переплеты, корешки,

Налепили ярлыки.

А потом в просторном зале

Каждой полку указали…

Айболит:         Отвечайте ребятишки,

Нет ли среди вас такого Гришки?

Давайте проверим, умеете ли вы обращаться с книжками. (Игра «ДА – НЕТ». Предлагается вам ответить на вопросы. Если согласны – отвечаете ДА, если не согласны- отвечаете НЕТ)

Что любит книжка?

  1. Обложку? – да.
  2. Грязные руки? – нет
  3. Закладку? – да.
  4. Дождик и снег? – нет
  5. Бережное отношение? – да
  6. Ласку? – да
  7. Яичницу? – нет
  8. Чистые руки? – да
  9. Валяться на полу? – нет
  10. Драться? – нет
  11. Жить на книжной полке? – да
  12. Любознательных читателей? – да

Молодцы! (помощники раздают жетоны)

Ведущий 1-й: Королева Книг! Мы удачно зашли в этот класс. Посмотрите, как эти ребятишки любят читать и знают, как правильно обращаться с книгами.

Ведущий 2-й: Мы думаем, что этих ребятишек можно записать в клуб «Любознательных». Но они должны пройти еще одно испытание – викторину по книгам. (К детям) Согласны?

Викторина «Кто живет в комнате сказок?»

1.        А дорога – далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть пирожок. (Маша и медведь)

  1. У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это? (Буратино)

  1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

А однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор (Айболит)

  1. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. (теремок)

  1. Появилась девочка

В чашечке цветка,

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала,

Вот такая девочка,

Как она мала!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку – малышку. (Дюймовочка)

  1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то…

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

  1. Вот человек! Вот это рост!

Рукой достанет он до звезд!

Моряк он, милиционер,

Отваги, доброты пример!

Он тоже в книжке поселился

И всем ребятам полюбился. (Дядя Степа)

8.                Кому надоело

                Сидеть на окошке

                И покатился он

                По дорожке? (колобок)

  1.       Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Славный Гена… (крокодил)

  1. Он и весел, и не злобен –

Этот милый чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх,

Это плюшевый проказник –

Медвежонок… (Вини-пух)

  1. Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

 Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовется… (чебурашка)

(Подсчитываем жетончики, подводим итоги, награждаем победителей)

 Королева Книга: Я очень вами довольна, ребята! Вы много знаете, значит много читаете. Приходите в библиотеку к книгам, они вас очень ждут. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Книжной Премудрости (Праздник для учащихся 6-7 класса)

Готовый материал, который предназначен для проведения внеклассного мероприятия в рамках праздника "День книги", либо Всероссийского урока чтения. Можно использовать на 1 сентября в День Знаний. Матери...

Сценарий спектакля "Василиса Премудрая".

     Сценарий литературно-музыкального спектакля для 5 класса "Василиса Премудрая" создан мною по мотивам русской народной сказки на основе пьесы В. И. Рославцевой "Матушкино бла...

Солнечная светлость книжной премудрости

На доске- макет раскрытой книги, где написаны слова: «Великая польза бывает от книжного учения. Книги- реки, наполняющие вселенную мудростью. В книгах – несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся.» ...

«Есть в светлости осенних вечеров…»

Классный час для 6 класса. Нетрадиционное занятие - ток-шоу.  Основная цель занятия - обобщение и систематизация знаний о времени года осень.  Разнообразный дидактический материал игрового х...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

«Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ»

Центр книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В данной статье даны советы воспитатлям разных возрастных групп по оформлению и содержа...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...