Главные вкладки

    «Есть в светлости осенних вечеров…»
    план-конспект занятия (6 класс) по теме

    Классный час для 6 класса. Нетрадиционное занятие - ток-шоу.  Основная цель занятия - обобщение и систематизация знаний о времени года осень.  Разнообразный дидактический материал игрового характера. Есть задания творческого и поискового характера. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas.docx32.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного мероприятия

    Тема: «Есть в светлости осенних вечеров…»

    Класс: 6 класс

    Цели. 

    Обучающие: учить видеть во всём, что окружает, красоту и добро; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; приобщение учащихся к русской культуре  через народные приметы, пословицы, традиции; познакомить с древнерусским календарём и   понятием «этюд», «пейзаж настроения»

    Воспитывающие: воспитывать   эстетические чувства через музыку, изобразительное   искусство и литературу; отношения к природе своей страны, традициям и обычаям предков.

    Развивающие:  развивать творческие способности учащихся; развить патриотические чувства у учащихся, гордость за свою Родину и сопричастность к истории страны, нашедшие свое отражение в искусстве.

    Оборудование:

    1. Репродукция картины И.И. Левитана «Осенний солнечный день»; 2. Презентация к уроку; 3. Музыкальное оформление: песня группы «ДДТ» «Что такое осень?»; песня из кинофильма «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды»; 4. Конверты для учащихся с отрывками из стихотворений; 5. Кубики в мешке  (большие) с буквами. 6. Костюмы учащихся: а) для И.И. Левитана шарф или платок, рубашка, брюки, шляпа. б) для В.И. Даля пиджак, рубашку и брюки. в) для господина Хмурня венок из осенних цветов, косоворотку, лапти. г) для господина Грязника резиновые сапоги, зонт-трость, шарф. д) для господина Грудня шапку-ушанку, валенки, тёплый жилет. Класс оформляется в виде студии.

    В мероприятии участвуют учащиеся 8-9 классов

    Тип занятия: ток-шоу 

    Ход занятия

    Звучит музыка, выходят ведущий и соведущий. На экране заставка ток-шоу «Красота вокруг нас»

    Ведущий №1:

    -Добрый день, ребята, добрый день уважаемые гости. Нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы начать со строк из стихотворения Василисы Борцовой:

    Я на лесной палитре смешаю чудо-краски,

    Душистый запах хвои и солнца тёплый свет

    И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,

    Багрянцем, позолотой создам её портрет.

    Ведущий №2:

    -Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдёт об осени. Мы отправимся в гости к природе, в прекрасное время года – осень…

    - С вами ток-шоу «Красота вокруг нас». Тема нашего разговора звучит так: «Есть в светлости осенних вечеров…» Мы – начинаем (говорят вместе)

    Звучит отрывок из песни группы «ДДТ» «Что такое осень?»

    Ведущий №1:

    -Что такое осень…? Я хочу задать этот вопрос вам, ребята. Представьте её себе. Какой образ возникает у вас при слове «осень».

            Сейчас я буду вынимать из мешочка буквы алфавита, а вы будете называть мне эпитеты, прилагательные, характеризующие осень, осеннюю природу (игра «Азбука»)

    П – пурпурные; З – золотые, золотистые; К – красные, красивые; О огненные, опалая; Я – яркая, янтарная; Г – густые; М – мокрые и так далее.

    Ведущий №2:

    -Сколько красивых определений нашли вы, ребята! Молодцы!

    Ведущий №1:

    - При слове «осень» возникает у каждого свой образ. Кто-то любит «золотую осень», когда кроны деревьев раскрашиваются разными цветами: от зелёного до пурпурного. Кто-то любит смотреть на пожухлую листву под ногами, а кому-то приятно прогуляться по парку в прохладный осенний вечер. А. Барто говорила: «Любить природу, значит прикоснуться к её красоте сердцем»

    -Ребята, а как вы понимаете выражение: «прикоснуться к красоте природы сердцем»?

    (умение чувствовать красоту в природе, удивляться и радоваться всему, что в ней происходит, беречь её)

    -Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

    Ведущий №2:

    -Действительно, не каждый может прикоснуться к красоте природы сердцем. А вот поэты, музыканты, художники умеют не только прикоснуться к красоте природы сердцем, но и слышат язык природы. Для них осень, осенняя природа – неиссякаемый источник вдохновения. Пусть они сами нам об этом  расскажут. Встречайте гостя нашего ток-шоу художника Исаака Ильича Левитана (выходит И.И. Левитан – учащийся  8-9 класса)

    Ведущий №1:

    -Исаак Ильич, скажите, пожалуйста, в вашем творчестве осенняя тема стоит особо. Вами написано около 100 картин, на которых осень – главное действующее лицо. Вот только некоторые из них: «Золотая осень. Слободка» (1889);  «Октябрь» (1891); «Осень. Усадьба» (1894); «Золотая осень» (1895); «Осень. Охотник» (1880); «Осенний день. Сокольники» (1879)  - данные картинны в виде презентации проецируются на экране

    -Почему Вы так часто обращались к осенней тематике? Осень для Вас  любимое время года?

    И.И. Левитан:

    -Не только осень является героиней моих картин. Я очень люблю русскую природу. Мне нравится в ней всё: реки и озёра, дубравы и рощи, бездорожье и лесные тропы. Осень для меня – пора красивого цветения природы. Мне всегда хочется уловить мимолётность осеннего пейзажа.

    Ведущий №1:

    - Исаак Ильич, а есть ли у Вас любимая картина, которая посвящена осенней тематике?

    И.И. Левитан:

    Мне нравятся этюды. Они помогают передать правдивое, живое воплощение природы в живописи.  Этюд -  средство изучения природы.

    Ведущий №1:

    Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения.

    Ведущий №2:

    -Ребята, поговорим об одной картине нашего гостя «Осенний солнечный день» (Государственная Третьяковская галерея). Художник её написал в 1898   году.  Это этюд. Посмотрите внимательно на репродукцию картины.

    - Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?

    - Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?

    - Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

    -Перед нами особый пейзаж – рисующий образ; и совсем не случайно то, что он создаёт у каждого из вас определённое настроение. Пейзаж здесь можно рассматривать не только как образ природы, но и как выражение душевного состояния. Такой пейзаж называется пейзажем настроения

    Ведущий №1:

    -Ребята, сейчас соведущий раздаст вам конвертики. В них вы найдёте 3 отрывка из разных стихотворений классиков русской литературы. Прочитайте их внимательно. Какое из них, по вашему мнению, подходит к картине художника И.И. Левитана? Почему?

    Унылая пора! очей очарованье! 

    Приятна мне твоя прощальная краса —

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

                                  А.С. Пушкин

    Листопад

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой...
                                           Иван Бунин


    Как осень хороша! как чисты небеса!

    Как блещут и горят янтарные леса

    В оттенках золотых, в багряных переливах!

    Как солнце светится в волнах, на свежих нивах!

    Как сердцу радостно раскрыться и дышать,

    Любуяся кругом на божью благодать.

                                                              П. Вяземский

    Звучит песня из кинофильма «Служебный роман» «У природы не плохой погоды»

    Ведущий №2:

    - Говорят, осень – погод восемь. Поговорим о погоде, осенних приметах Осень в разгаре. Облетают последние листья. А так хочется продлить её очарование!  Я хочу представить вам наших следующих гостей: господин Хмурень, господин Грязник, господин Грудень.

    -Ребята,  как вы думаете, кто они?

    -А почему у них такие интересные названия?

    Спросим у нашего эксперта. А эксперт сегодня Владимир Иванович Даль. Он всё знает о словах и понятиях.

    - Владимир Иванович, поясните нам, почему осенние месяцы так называются.

    В.И. Даль:

    Названия осенних месяцев  пришло к нам из Византии и означали порядковые номера месяцев. Так, сентябрь - седьмой (год тогда начинался с 1 марта). Октябрь – восьмой, соответственно ноябрь был девятым.

    Славяне называли сентябрь «листопроводцем», «ревуном», «хмурнем». Хмурнем сентябрь назвали из-за того, что он несёт первые проливные, холодные дожди.

    Октябрь – «грязник». Такое название он получил из-за того, что дожди вперемежку со снегом превращают дорогу в бездорожье, в грязное месиво.

    Ноябрь – «грудень», «листогной», «полузимник».

     В старину месяц этот назывался собственно грудным, от груд замерзшей земли со снегом. Вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.

    Ведущий №1:

    -Пусть они сами сами о себе расскажут.

    -Встречайте – господин Хмурень

    Господин Хмурень:

    -Русский народ так говорил о сентябре: «Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. В сентябре огонь и в поле, и в избе»

    - А почему в сентябре огонь и в поле, и в избе? – обращается к зрителям в студии

    - Сентябрь знаменит двумя днями:

    23 сентября – день осеннего равноденствия. По продолжительности день становится равен ночи, а, начиная с 23 сентября, его продолжительность будет убывать.

    14 сентября – Семен-листопроводец. На Руси с этого дня (по старому стилю 1 сентября) начинался Новый год. Под Семенов день вечером в печи гасили старый огонь, а утром, как только начинала заниматься заря, разжигали новый, который специально добывали во дворе из сухого дерева. Этим огнем растапливали печь и зажигали свечи и лучину. Угли этого нового огня хранили потом до весны. Время с Семенова дня по 21 сентября называется бабьим летом.

    А ещё  сентябрь – месяц урожая. Заканчивается длинная сельскохозяйственная страда, а в садах поспели поздние сорта яблок. А что за раздолье в лесу для грибников!

    Господин Грязник:

    - Русские поговорки говорят:  «В октябре на одном часу и дождь, и снег. В октябре мужик живёт с оглядкою»

    - Почему живёт с оглядкою?

    День 14 октября имеет свое название – Покров.

    Этот день в народном представлении являлся межевым столбом между осенью и зимой. «До Покрова – осень, за Покровом – зима», «На Покров до обеда осень, после обеда – зимушка-зима», - говорили на Руси.

    По погоде этого дня судили-рядили о предстоящей зиме: «Каков Покров – такова и зима».

    После Покрова в деревнях начинали играть свадьбы. А еще наши предки верили, что с этого дня лесные хозяева – лешие, переставали ходить по лесу и проваливались под землю до весны. Расставаясь с лесом на долгую зиму, лешие ломали деревья, выворачивали их с корнем, разгоняли по норам зверей. Поэтому на Покров в лес никто не ходил, говоря: «Леший не свой брат – переломает все косточки не хуже медведя».

    Господин Грудень:

    - Славяне говорили о ноябре:

    «Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь его перехолодил».

    «Ноябрьским заморозками декабрьский мороз тароват (т.е. щедр)».

    «Ноябрьские ночи до снега темны».

    -Как вы понимаете последнюю пословицу?

    21 ноября – в Михайлов день – в старину судили-рядили о будущей зиме: «Коли иней – ожидай больших снегов, а коли туман – быть оттепелям».

    22 ноября – Матрена – зимняя. Про этот день говорили: «С зимней Матрены зима встает на ноги. Зима встает, которая была убита Михайловскими оттепелями».

    Ведущий №1:

    -Спасибо нашим гостям, сколько интересных осенних примет мы узнали. Теперь проверим, внимательны ли наши ребята. Отгадайте кроссворд,  ключевым словом которого является «Осень»

    о

    к

    т

    я

    б

    р

    ь

    с

    е

    н

    т

    я

    б

    р

    ь

    н

    е

    н

    а

    с

    т

    ь

    е

    н

    о

    я

    б

    р

    ь

    н

    о

    ч

    ь

    Задание:

    ... землю покроет где листком, где снежком.

    2. Август варит, ... - к столу подаёт.

    3. В осеннее ... семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льет и снег метёт.

    4. ... - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

    5. Осенняя ... на 12-ти подводах едет.

    Ведущий №2:

    -Вы все молодцы! Как быстро пролетело время, нам нужно прощаться, но прежде ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов (обращение к ребятам). Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

            сегодня я узнал…

           было интересно…

           я выполнял задания…

           я понял, что…

           я почувствовал, что…

           меня удивило…

           занятие  дало мне для жизни…

           мне захотелось…

           мне понравилось...

           для меня стало новым...

           меня воодушевило…

    Список использованной литературы

    1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Осень и Зима, Волгоград, «Учитель»,2007 г.

     2. Времена года. Стихи русских поэтов о природе. Осень, М., «Экспо», 2007 г.

    3. Коган М.С. Игровая кладовая, Новосибирск, «Сибирское университетское издательство», 2007 г.

    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.,»Русский язык», 1990 г.

    5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки, М, «Просвещение», 1990 г.

    6. Л.А. Ходяков, Е.В. Кабанова, Л.И. Новикова, Т.И. Миронова Сочинение по картине в 7 классе, М., «Астрель»,2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Золотая осень" вечер отдыха

    Задача классного руководителя  в игровой форме довести до ребят основы культуры проведения досуга, привить творческое воображение и умение весело отдыхать....

    Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"

    Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;        ...

    Сценарий "Осенний вечер"

    Внеклассное мероприятие...

    Внеклассное мероприятие "Осенний вечер"

    Вот и осень вернулась к нам снова, Незаметно вошла в отчий край. Все в наряде шитья золотого, Собран весь до зерна урожай.Дорогие друзья! Здравствуйте! Открываем наш осенний вечер. Как ни жалко расста...

    осенний вечер в школе

    Вечер, для учащихся 5-11 классов, посвященный осени. Конкурсная программа....

    Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».

    ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произведения; Развитие умения готовить сообщ...

    Сценарий осеннего вечера

    Сценарий осеннего вечера...