урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Пушкарева Татьяна Павловна

Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ БИЙСКОГО РАЙНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шебалинская средняя общеобразовательная  школа имени братьев Кравченко»

Бийского  района    Алтайского  края

Роль картин природы

 в рассказе И.С.Тургенева
   «Бежин луг»

        

Урок литературы в 6 классе

   Пушкарева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и  литературы

МБОУ «Шебалинская СОШ им. братьев Кравченко»

с.Шебалино

2012

       

                                               

Тип урока: урок решения учебной задачи

По целеполаганию – урок «открытия» нового знания;

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи 

  1. Образовательные:
  2. познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
  3. определить роль пейзажа в рассказе;
  4. проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
  5. Воспитательные: 
  6. воспитывать уважение к художественному слову.
  7. воспитывать чувство патриотизма.
  8. Развивающие: 
  9. формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;
  10. совершенствовать выразительное чтение учащихся.

Оборудование: презентация к уроку «Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», аудиозапись «П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола», учебник «Литература. 6 класс» под ред. В.Я.Коровиной – часть 1

Ход урока

Что делают

Учитель

Ученики

Этапы урока

I.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;





 II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 4-5 минут;

















III. Постановка учебной задачи.

Цель:  проговаривание цели урока в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Метод постановки учебной задачи:  подводящий к теме диалог








«IV. «Открытие нового знания»

Цель: решение УЗ (устных задач)

• 7-8 мин;




























V. Самостоятельная работа








VI. Реализация построенного проекта.  Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях

• 4-5 минут;        

• Способы: фронтальная работа, работа в группах;
































































































VII. Обобщение нового знания







































VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;
















- Присмотритесь внимательно,  узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

(1,2 слайды)


- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

- Вы любите свое село?


- Я приглашаю вас прочитать строфы из своих стихов, посвященных Шебалино

(слайды 3,4,5,6)



- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?

- Кому посвящен рассказ?





- Чем интересны изображенные автором мальчики?



- Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?

- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор

(слайды 7,8,9,10).

Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.


- О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока



- Какие цели поставим?






- И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, оставил нам изумительные пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

1. Анализ пейзажей (слайд 12)

– С чего начинается рассказ?

 

– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).



– Какое настроение создаётся при чтении?



– В какой части рассказа ещё создается  жизнеутверждающее настроение?


– В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?

– Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?


2. Работа над художественно-изобразительными средствами

–  У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные  средства.  У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?


- Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.


- Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?








 – Но на смену дню приходит ночь (слайды 13,14). Изменился ли тон рассказа?
– Почему?


-  Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.

- Тургенев в данном случае стремится не столько изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы. Он восхищается величественной красотой русской летней ночи.

- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра (слайд 15). Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?





– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?





– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?


– Итак, рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях — светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?


– Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора.
Утром преобладают краски,  звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие, ночью преобладают зрительные образы.

– Чем вы это объясните?









- Справедливо сказал Л.Н.Толстой (слайд 17): “Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её красок, в движении, в звуках, в запахах.

- Подведем итог.

 – Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?


– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?













- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?


– А почему так много картин природы в произведении?


- В рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей (слайд 18).

– В чём мастерство И.С.Тургенева?


- (слайды 19 – 21) 


 Вопросы:

• Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? Заполните Листы оценки.

-В заключение составьте синквейн:

1. Природа…

2. Два прилагательных или причастия

3. Три глагола

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание

- Это окрестности нашего села Шебалино





Предполагаются утвердительные ответы


Сотникова И., Глебова Д., Синкина К., Размологов С.




- Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева



- Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.






- Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы



- Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева



 






- Роль картин природы

 в рассказе И.С.Тургенева
   «Бежин луг»
 (слайд 11)

- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель  использует выразительные средства языка для создания картин природы





- С описания июльского дня


Чтение под музыку (П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола)



-Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает  радость встречи с природой


-В описании наступления утра, завершающем  рассказ 


-образуют зачин и концовку произведения 



-Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды





- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.




В течение 5минут работают самостоятельно.











Выступление групп:

1 группа. Описание летнего дня (стр. 178-179)

 - В  этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой,  так как он преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал

2 группа. Описание ночи (стр. 181-182, 184, 204)

- Ночь, охотник заблудился

- Картина наступления ночи передана такими изобразительными средствами языка: (приложение 2)






 3 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)

(приложение 3)

- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.



- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны



- Они помогли автору сделать картину утра более наглядной








– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.








- Ночь – это неизвестность, загадка, тайна. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. (Слайд 16)
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.











- Природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища, успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет и автор.

- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.



-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.









- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине 














Один из составленных синквейнов:

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя, его героев и читателей.

Волшебство!



       

Приложение 1

Монтаж из стихотворений учащихся класса о своем селе

Сотникова Ира:

Нет лучше Алтая,

 И я это знаю!

Нет лучше села, чем мое!

То в ярких цветах, то укрыто снегами

Стоишь ты, Шебалино!

 Глебова Диана:

Пестрит оно цветами,

Речушкой под горой.

Здесь солнышко лучами

Играет надо мной.

Приносит легкий ветер

То дождик, то снежок,

Чтоб освежить, украсить,

Принарядить его.

Синкина Ксеня:

Мое село – частичка счастья моего:

Подружка-речка Бехтемирка,

Поля, луга и дом родной

На улочке, от школы близкой.

Размологов Стас:

Любимое мое Шебалино!

Где б ни был, а к тебе лечу я вновь!

Вид сказочный в любое время года.

Ты – дар далеких звезд, ты – волшебство природы!

Я радость встреч с тобою в сердце берегу,

Храню тебя в душе, как яркую звезду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Природа в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг" "

На примере рассказа "Бежин луг" показать роль экспозиции произведения, раскрыть эстетическую функцию пейзажа, помочь учащимся проникнуться поэтической красотой картины....

Конспект урока литературы на тему: "Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»"

Урок литературы в 7 классе. Урок закрепления пройденного материала, нацеленный на развитие у обучающихся умений и навыков анализа, сравнения и обобщения....

Презентация "Картины природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация "Картины природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг". 6 класс....

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".

laquo; Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то...

Урок литературы в 6 классе. Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".

Урок ориентирован на обучающихся 6 класса. Цель урока: показать обучающимся взаимосвязь человека и природы, выявить роль пейзажа в произведении.Планируемые результаты:Предметные:владеют изученной...