Урок литературы в 6 классе. Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Гладкая Наталья Викторовна

Урок ориентирован на обучающихся 6 класса. 

Цель урока: показать обучающимся взаимосвязь человека и природы, выявить роль пейзажа в произведении.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • владеют изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи;

Метапредметные:

  • умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах;  
  • умеют выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;
  •  уметь определять общую цель и пути её достижения.

Личностные:

  • понимают роль природы в жизни человека, трепетно относятся к ней, уважают.

Оборудование: учебники под ред. Коровиной В.Я., тетради, портрет писателя, презентация, иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turgenev_kartiny_prirody.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Тема урока. Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цель урока: показать обучающимся взаимосвязь человека и природы, выявить роль пейзажа в произведении.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • владеют изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи;

Метапредметные:

  • умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах;  
  • умеют выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;
  •  уметь определять общую цель и пути её достижения.

Личностные: 

  • понимают роль природы в жизни человека, трепетно относятся к ней, уважают.

Оборудование: учебники под ред. Коровиной В.Я., тетради, портрет писателя, презентация, иллюстрации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

- Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки добра загорелись в каждом из нас.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

3. Мотивация к учебной деятельности. Слайд №1.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведением И. С. Тургенева «Бежин луг». Скажите, пожалуйста, с каким местом в среднерусской полосе связано имя И. С. Тургенева? (Спасское-Лутовиново).

Учитель: Спасское – одно из самых привлекательных мест во всей средней России. Окрестности живописны и величавы…. Особенно красива сама усадьба. Память о родовом имении, тайной красоте Спасского запечатлелась в поэтических произведениях Ивана Сергеевича (учитель читает на фоне слайдов природы):

Слайды №№ 2-5.

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой…

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами? (Мы увидели картины природы и услышали стихотворение, в котором автор тоже описывает природу.)

-  Предположите, какова будет  тема нашего урока.  (Природа в рассказе «Бежин луг»)

- А как называется картина природы в художественном произведении? (Пейзаж).

4. Определение и формулировка темы, цели урока обучающимися. Слайд №6.

- Тема нашего урока: «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

- А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:  

          «Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..» Слайд №7.

- Как вы понимаете слова писателя?

- Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?

Слайд №8. (Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа в рассказе, научиться выразительно читать и анализировать текст).

5. Открытие новых знаний.

Работа с текстом. Чтение обучающимися пейзажей, которые они отметили дома.

Обсуждение и комментарии прочитанного. Слайды №№ 9-11.

А) «Прекрасный июльский день»

Б) «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»

В) «У костра: запах русской летней ночи»

Г) «Торжественно и царственно стояла ночь»

Д) «Недолги летние ночи!»

Е) «Утро зачиналось»

Ж) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» - с. 196-197.

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа?  Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня»).

- Дайте название этому пейзажу. («Прекрасный июльский день»)

- Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

- Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

Развитие пейзажа.

- В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

(Чтение уч-ся отрывка).

      -  Итак, на смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

      (Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

      - Какие звуки мы слышим?

      - Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

      - Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

      ( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» - недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

- Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого.

Учитель: В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».  Как вы их понимаете?

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)

Составление таблицы: Слайд №12.

                 Светлая часть дня.

                    Вечер и ночь.

                 Яркий свет, ясность

            Угрюмый мрак, темнота    

                 Покой и кротость души

 Тревога, страх, замирание перед бездной

- Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.

- Возникает вопрос: «Кто же победит в рассказе? Ночной мрак или свет утра?». Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе? Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

- Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа?

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)

- Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).

Физкультминутка.

Работа по картине В. Е. Маковского «В ночном». Слайд №13.

- Полностью ли картина отражает текст рассказа?

- Совпадает ли время суток, изображенное на картине, со временем в рассказе?

(Пейзаж И.С. Тургенева описывает более раннюю картину рассвета, а на картине В.Е. Маковского утро уже полностью вступило в свои права. Изображённому на картине больше соответствует заключительный пейзаж, показанный в рассказе: "…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света".

6. Итог урока. Рефлексия. Слайды №№15-17.

  • Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)

- Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

(На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: «Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало  не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь»).

- Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек».

- Выразите свое отношение к уроку:

Мне было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Оценки за урок. Взаимооценивание.

7. Домашнее задание. Слайд №18.

Подготовить биографию Н. С. Лескова по учебнику, из дополнительной литературы по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента...

Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Мини-проект "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Данная презентация составлена на основе творческих работ обучающихся 6 класса, она иллюстрирует применение мини-проекта на уроках литературы...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".

laquo; Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то...