Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

И.С. Тургенев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_32_literatura.docx17.02 КБ
Файл urok_32_literatura.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет.

Л.Н.Толстой

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему

- Присмотритесь внимательно,  узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото? (слайд)

- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

- Вы любите свой край?

4. Актуализация знаний

- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?

- Кому посвящен рассказ?

- Чем интересны изображенные автором мальчики?

- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор (слайд)

Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.

- О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока

5. Работа по теме урока

1) - И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, оставил нам изумительные пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

– С чего начинается рассказ?

– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).

– Какое настроение создаётся при чтении?

- Связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?

Эта часть композиции рассказа называется экспозиция.

  - Какую функцию она выполняет в данном рассказе?

(Пейзаж  июльского дня выполняет эстетическую функцию.)

- Какое настроение создает это описание? ( Радостное, бодрое, ясное)

Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке (изобразительный эпитет в сочетании с метафорой).

2) Чтение второго отрывка «Охотник заблудился» ( с.172 – 175) от слов «…вечерняя заря погасла…»  до слов «Этот луг славится …под названием Бежина луга…»  и ответы на вопросы:

- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом? (Тревогу, испуг, страх, томление).

- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги? (Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Подтвердите словами текста (выражения, подчеркнутые -)

- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (выражения, подчеркнутые =). Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

Какую роль играют многоточия?(Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.

3) Чтение третьего отрывка «У костра: запах летней русской ночи» (с.176- 177.) от слов «Картина была чудесная…» до слов « …запах русской летней ночи».

-Как чувствует себя автор у костра? ( он успокоился, наслаждается великолепием русской ночи).

Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.

4) Чтение четвертого отрывка – конец рассказа ( с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».

- Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке ?

( Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).

Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.

6. Обобщение

- Обратите внимание на эпиграф. Справедливо ли сказал Л.Н.Толстой?

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

1.Тургенев  в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает,  не только  замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

2. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

3. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

7. Подведение итогов. Рефлексия

8. Д/з выучить  наизусть отрывок «Был прекрасный июльский  день… Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Роль картин природы в рассказе « Бежин луг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента...

Презентация "Картины природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация "Картины природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг". 6 класс....

Мини-проект "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Данная презентация составлена на основе творческих работ обучающихся 6 класса, она иллюстрирует применение мини-проекта на уроках литературы...

Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".

В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".

laquo; Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то...

Урок литературы в 6 классе. Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".

Урок ориентирован на обучающихся 6 класса. Цель урока: показать обучающимся взаимосвязь человека и природы, выявить роль пейзажа в произведении.Планируемые результаты:Предметные:владеют изученной...