Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»
классный час по литературе на тему

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchit_muzyka.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Звучит музыка.

Звучит громко, затем идет фоном.

Чтение стихотворения «Моим стихам, написанным так рано….»

Моим стихам , написанным так рано,

Что и не знала я, что я- поэт.

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Выходят ведущие.

Вед1: Около ста лет назад совсем юная и никому еще не известная Марина создала ныне широко известное стихотворение, которое стало своеобразным предсказанием.

Вед2: Время- великий «браковщик»- знает свою работу. Вчера еще гремевшие поэты со звонкими именами и роскошными репутациями поодиночке и группами уходили в небытие. В то же самое время насильственно отдаленные от читателя, замалчиваемые, опальные, проклятые властью и ее слугами поэты выходили на первый план и по праву овладевали вниманием читателей. «И главное- я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет»,- писала Цветаева.

Звучит музыка Шопен «Вальс». Звучит громко, затем идет фоном.

Вед3: Стихи Цветаева начала писать с шести лет, печататься- с шестнадцати, в 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила довольно объёмистый сборник- «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили такие взыскательные критики, как  М. Волошина и В. Брюсова, Н. Гумилев. «Вечерний альбом»,- писал Волошин,- прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием».В.Волошине, «любимом и родном Максе», она нашла друга на всю жизнь.  

Вед4: Но почему же «вечерний»? Порог юности- вечер детства. А детство было прекрасным. Детство, юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток. В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила образование по специальности «старофранцузская литература ».

Марина росла среди музыки и книг. Отец Марины, Иван Владимирович, был человеком необыкновенно образованным. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады. Сюжеты и образы античности встречаются во многих Цветаевских произведениях.

Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. «После такой матери мне оставалось одно- стать поэтом»,- говорила Марина.

Вед1: С детства она была погружена в атмосферу А. Пушкина. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». «Пушкин меня заразил любовью. Словом- любовь».

Инсценирование отрывка из книги М. Цветаевой «Мой Пушкин»:

Марина. Пушкин меня заразил любовью. Словом- любовь.

Под влиянием непрерывного воровского чтения, естественно, обогащался и словарь.

Мать. Тебе какая кукла больше нравится: тетина нюренбергская или крестнина парижская?

Марина. Парижская.

Мать. Почему?

Марина. Потому что у нее глаза страстные.

Мать. Что-о-о?

Марина. Я хотела сказать: страшные.

Мать. То-то же!

Марина. Мать не поняла, мать услышала смысл и, может быть, вознегодовала правильно. Но поняла- неправильно.

Не глаза- страстные, а я чувство страсти, вызываемое во мне этими глазами… приписала- глазам. Не я одна. Все поэты… И Пушкин- первый.

Немножко позже- мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год- в музыкальной школе… давали сцену из «Русалки», потом «Рогнеду»- и

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним.

Скамейка. На скамейке- Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что … это- любовь: когда скамейка, на скамейке- она, потом приходит он и все время говорит, а он не говорит ни слова.

Марина. Мать ошибалась. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух, не в них в двух, а в их любовь. В любовь.

Вед2: Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие-то год-два, прошедшие после первых наивно отроческих стихов, была другою. За это время перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки- все эти «примерки» оставили в ее творчестве прекрасные и яркие стихи. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. В одном из ее стихотворений- «Генералам 1812 года»- речь идет о братьях Тучковых, участниках Бородинского сражения. «Я видела, Тучков- четвертый, Ваш нежный лик». На письменном столе М. Цветаевой всегда стояла карандашница с портретом генерала 1812 года Тучкова IV; в 1922году, уезжая за границу, Марина Цветаева взяла её с собой в числе самых любимых вещей.

Вед3: Посвящено это стихотворение мужу Марины- Сергею Яковлевичу Эфрону. В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей- красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день. В дневнике Марины есть запись: «… Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не изменилась. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча- чудо…».

Исполняется танцевальная композиция на музыкальную тему песни «Я тебя отвоюю…» певицы И. Алегровой на слова М. Цветаевой

Вед4: Их семейная жизнь сначала была безоблачной, но не долго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами.

А вообще, в жизни её было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: «… всю жизнь напролет пролюбила не тех…». Её доверчивость и неспособность вовремя понять человека- вот причины частых и горьких разочарований.

Вед1: «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры.

Исполняется  романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится…»

Фоном звучит музыка П. Гапона «Оборванные струны»

Вед2: А между тем был уже канун революции. Шла война и ей не виделось конца. Трагично, горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Голос в защиту страдающего человека в стихах Цветаевой хорошо слышен. Бедствие народа- вот что пронзало её душу.

Звучит стихотворение «Простите меня, мои горы!»

Вед3: В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без враждебности и раздражения. Она была на стороне голодных и всегда любила демонстративно подчеркнуть это важное для нее обстоятельство: «Себя перечисляю к рвани». С 1917 года для Цветаевой настаёт пора испытаний. Она ощущала трагизм революционных событий, не принимая жестокости, насилия, убийств. Особенно, когда это касалось привычного ей круга людей и тех, кто был для нее истинно дорог и любим.

Вед4: В ноябре 1917 года её муж Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию.

Белая гвардия- путь твой высок,

Черному дулу- пуля в висок.

Почти три года жила Марина в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее остались две дочери: Ариадна- старшая, и Ирина- трех лет.  Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так,  как бы надо, не так, как у всех… Она была слишком неумела в быту.

Вед1: Осенью 1919 года в самое тяжелое голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920 года потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.

Звучит стихотворение «Две руки»

Вед2:  Она много писала, но печатала мало, и знали её только завзятые любители поэзии. Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что её, Цветаеву, «не помнят » в России, она ответила: «Нет, голубчик, меня не «не помнят», а просто не знают».

Вед3: Спустя время выяснилось, что Сергея волной отступления армии Корнилова унесло в Чехию, он стал эмигрантом.

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты Э.Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» . Сначала громко, затем фоном.

Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу. Так началась ее семнадцатилетняя Одиссея за рубежом- сначала недолго- Германия, потом- Чехия. В Чехии они прожили более трех лет. Здесь в феврале 1925 года у них родился сын Георгий.

Вед4: В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло». И, наконец, Франция… Здесь Цветаева прожила тринадцать с половиной лет. В эмиграции Цветаева не прижилась. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались газетами, и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник «После России», включивший в себя стихи 22-25-го годов. Но ведь Цветаева писала еще 15 лет.

Звучит стихотворение «Пригвождена»

Вед1: Нищета, унижение, бесправие окружали поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке»,- вспоминала Марина Ивановна. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно- Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что её читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик, прежде всего в русской душе.

Звучит стихотворение «Тоска по родине!»

Вед2: Письма её знакомым и близким полны сетований на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи… Стихи, преодолевая все препоны, воздвигнутые на их пути сталинским режимом, текли в Россию, их везли знакомые и незнакомые, их заучивали и запоминали. В тридцать девятом Марина появилась в Москве. Вот тогда-то, в 40-41-м годах началась круговерть ее стихов по Москве. Конечно, это опять же был узкий круг, стихи ее не печатались, публичных выступлений не было… «Здесь я не нужна, там я невозможна»,- говорила Марина Ивановна.

Вед3: Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном 18 июня 1939 года. Дочь и муж- двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре- мужа. Семья Цветаевой- Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами.

Вед4: Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. «Уж коль впустили, то нужно дать какой- то угол! И у дворовой собаки есть конура. Лучше бы не впускали: если так … »- это из писем, разговоров со знакомыми. Чтобы хоть как- то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.

Вед1: мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная война… рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж, Сергей Эфрон, был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941 года. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 года. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу. «… Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня все меньше и меньше… Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами- крюк… Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно… Я не хочу умирать. Я хочу не быть…»

Звучит стихотворение «… О черная гора затмившая весь свет!»

Вед№2: Она повесилась 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном. Ей не было еще и пятидесяти лет.

Звучит стихотворение «Знаю, умру на заре!»

         Свидетельство о смерти было выдано сыну 1 сентября. В графе «Род занятий умершей» написано- «эвакуированная»

Звучит музыка «Ностальгия» в исполнении Ф. Гойи (гитара)

         Вед№3: Повезли прямо из больничного морга в казенном гробу, повезли по пыльной дороге, туда в верх, в гору, где темнели сосны. Могила затерялась, так как сын Георгий погибнет на фронте в 1942 году. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: «К Марине Цветаевой».

Вед№4: Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Цветаевой, читая ее стих и прозу, видишь, сколько испытаний выпала на долю этой русской интеллигентки. И хочется помочь, и не можешь. Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным человеком?!» Низко кланяемся Вам, Марина Ивановна! Простите нас за все!

Звучит «Аве Мария» И. Баха, Ш. Гуно.

Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий…»

На экране- портреты Марины разных лет. На сцену со свечой в руке выходят участники. В конце чтения гасят свечи.

Цели: - познакомить с основными вехами жизни М. Цветаевой;

           - осуществить первичное знакомство с лирикой и письмами М. Цветаевой;

          - создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.

Оформление: «стол» поэта. Центром стола становится свеча- символ жертвенного горения человеческой души. Круг вокруг свечи образован портретами и книгами родственных душ. На одном полюсе его- близкие юной Цветаевой авантюристы: Наполеон, Казанов, Калеостро. На другом полюсе- «друзья души» зрелой Цветаевой : книги Мандельштама, Ахматовой, Пастернака, их портреты.

 Ближе к центру, почти у самой свечи- всегдашний кумир Цветаевой- Пушкин: несколько томов, увенчанных медальоном. С этой стопки, как с горки, спускается тропинка- перо. Перо- символ поэтического труда.

Вечер сопровождается презентацией.

Оборудование: компьютерная презентация

Примечание: ведущие (4человека), чтецы, исполнители песен, танца.

Литература

1.Горбаневский М.В. – В мире имен и названий, М. : Знание,1987

2. Орлов В.- Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия //Цветаева М.  избранные произведения. М., 1995

3. поэзия серебряного века в школе: книга для учителя. М. : Дрофа, 2001

4. http://www.myshared.ru/theme/preztntatsiya-tsvetaeva/

5. http://900igr.net/preztntatsii/literatura/TSvetaeva.html

6.htt://prezentacii.com/literature/3894-biografija-marina-cvetaeva/html

7. http://nsportal.ru/shkola/literatura/libraru/prezentaciyamarina-cvetaeva-0

8. http://5klass.net/literatura-11-klass/Literatura-TSvetaeva.html

)  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцова

разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...

Литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцову Н.

разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

"Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд..."

Материал посвящён обзору жизненного и творческого пути Марины Цветаевой...

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Есенина «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Есенина...