Календарно-тематическое планирование уроков литературы.
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме

Полякова Елена Викторовна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе по программе Курдюмовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_kurdyumova.doc357.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа для обучающихся 11 класса  разработана на основе примерной программы  по литературе среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  1. учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2010.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

   На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  1. сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  2. осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
  3. освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  4. овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
  5. воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  6. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

  Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

  Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

   Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

  Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе сети Интернета.
  5. Методы и формы обучения

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

   Поэтому особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, от их типа и формы зависит структура и методика урока. При составлении данной рабочей программы учитывались типы и виды уроков в зависимости от содержания классифицированные методистом Кудряшовым.

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
  4. Уроки внеклассного чтения.

В работе используются следующие современные технологии: технология педагогических мастерских, технология развития критического мышления, ИКТ. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, метод проблемного изложения. Приемы работы: слово учителя, лекция, самостоятельная работа с текстом, сообщения, комплексный анализ текста, лингвистический анализ текста, выразительное чтение художественного текста.

  1. Тематический план

Название  раздела, темы типовой программы

Количество часов

Изменения, внесенные в типовую программу

типовой программы

типовой программы

Вводная тема

-

1

Обзор русской литературы первой половины ХХ века

1

И.Бунин

4 ч

А. Куприн

-

2

М.Горький

-

5

Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века

1

Б.Шоу

2

Г. Аполинер

1

Символизм

1

Творчество В.Брюсова

-

1

Творчество К.Бальмонта

-

1

ТворчествоА.Белого

-

1

Акмеизм

1

Н.Гумилев

1

Футуризм

1

И.Северянин

1

В. Хлебников

1

Н.Клюев

1

А. Блок

-

7

В. Маяковский

-

5

С.Есенин

-

5

М.Цветаева

-

3

 О.Мандельштам

3

А.Ахматова

5

Б.Пастернак

4

 М.Булгаков

6

А.Платонов

2

М.Шолохов

7

Э. Хемингуэй

2

Обзор русской литературы второй  половины ХХ века

2

 А.Твардовский

2

В.Шаламов

2

А. Солженицын

4

В.Шукшин

2

В. Быков

2

В.Распутин

1

Н. Рубцов

1

Р.Гамзатов

1

И. Бродский

1

Б.Окуджава

1

А.Вампилов

1

Обзор литературы последнего десятилетия

1

Итого

102

102

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

 А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облако в штанах». 

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. 

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                        "Доктор Живаго" (обзор). 

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

И.С.Шмелев.

         «Солнце мертвых». 

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

В.В.Набоков.

 «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

 Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). 

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

        "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Зарубежная XX века

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

Дж.Лондон.

        "Любовь к жизни".

Название произведения и его герой, который не сдается.

Б.Шоу.

        "Пигмалион".

 Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г.Аполлинер.

         Лирика ("Мост Мирабо" и др.).

Экспериментальная направленность лирики.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

IV.  Перечень требований к знаниям и умениям учащихся

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

V. Календарно-тематическое планирование

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

11В

Введение. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры.

1

Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ  - ХХ вв. реализм и модернизм.

1

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель», «Одиночество»,«Родина», «Слово». Философичность и тонкий лиризм стихотворений.

1

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Изображение мирового зла в рассказе. Символика бунинской прозы.

1

И. А. Бунин.  «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник». Вечные темы в рассказах Бунина.

1

И. А. Бунин. «Антоновские яблоки». Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе.

1

Домашнее сочинение

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет». Мастерство психологического анализа.

1

РР. Письменный ответ на вопрос «В чем заключается своеобразие любовной темы в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?»

1

М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов.

1

М. Горький. Пьеса «На дне», как социально-философская драма

1

М. Горький. «На дне». Три правды в пьесе. Роль Луки.

1

РР Подготовка к обучающему сочинению – рассуждению на тему: «Правда героев пьесы М.Горького «На дне».

1

РР Обучающее сочинение – рассуждение на тему: «Правда героев пьесы М.Горького «На дне».

1

Общий обзор зарубежной литературы ХХ века. Основные направления.

1

Б. Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии.

1

Б. Шоу. «Пигмалион». Чеховские традиции в творчестве Шоу.

1

Г.Аполлинер. Жизнь и творчество. «Мост Мирабо». Экспериментальная направленность лирики.

1

Серебряный век русской поэзии. Литературные течения поэзии русского модернизма.

1

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.

1

В.Брюсов. Жизнь и творчество. Стихотворения «Юному поэту», Грядущие гунны» и др. Принцип символизации поэзии.

1

К. Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томления», Сонеты солнцу» и др.

1

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема Родины в творчестве поэта.

1

РР Письменный анализ стихотворения В.Брюсова «Сонет»

1

      Н.Гумилёв. Слово о поэте.   Акмеизм, его истоки. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».  Проблематика и поэтика его лирики.

1

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

1

И. Северянин. Жизнь и творчество. «Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

1

В.В. Хлебников. Жизнь и творчество. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…»Поэтические эксперименты.

1

Крестьянская поэзия. Н.Клюев. Жизнь и творчество. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…»

1

РР Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению по теме «Новаторство поэтов – футуристов».

1

РР Обучающее сочинение –рассуждение  по теме «Новаторство поэтов – футуристов».

1

А.Блок. Жизнь и творчество. «Незнакомка», «Вхожу я в темные храмы…». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы. Образ прекрасной дамы.

1

А.Блок. «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «На железной дороге», «Скифы», «На поле Куликовом». Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений.

1

А.Блок. «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь…». Тема города в творчестве Блока.

1

А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.

1

А.Блок. «Двенадцать». Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции.

1

А.Блок. «Двенадцать». Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

1

РР Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению по теме «Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать».

1

РР Обучающее  сочинение-рассуждение по теме «Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать».

1

В.Маяковский. Жизнь и творчество. «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике.

1

В.Маяковский. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». Особенности  любовной лирики Маяковского.

1

 

В.Маяковский. «Прозаседавшиеся», «Юбилейное», «Нате!» Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира.

1

РР. В.Маяковский. «Разговор финиспектора с поэтом». Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Письменный комплексный  анализ стихотворения.

1

С.Есенин. Жизнь и творчество. «Гой ты, Русь…»,«Не бродить, не мять…», «Спит ковыль…»,«Русь Советская», «Я покинул родимый дом…». Тема родины в поэзии Есенина.

1

С.Есенин. «Мы теперь уходим понемногу…»,«Не жалею, не зову, не плачу…», «Неуютная жидкая лунность...». Светлое и трагическое в поэзии Есенина.

1

С.Есенин. «Письмо матери», «Письмо женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,«Собаке Качалова». Цветопись, сквозные образы в лирике Есенина.Любовная лирика.

1

РР Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению по теме «Образ Родины в лирике В. Маяковского и С.Есенина».

1

РР Обучающее сочинение-рассуждение по теме «Образ Родины в лирике В. Маяковского и С.Есенина».

1

М.Цветаева. Жизнь и творчество. «Моим стихам, написанным так рано…»,  «Имя твоё – птица в руке…». Поэзия как напряженный монолог – исповедь.

1

М.Цветаева. «Кто создан из камня…», «Тоска по Родине!». Основные темы творчества Цветаевой.

1

М.Цветаева. «Идешь, на меня похожий…», «Куст». Своеобразие поэтического стиля.

1

О.Мандельштам. Жизнь и творчество. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Notre Dame», «За гремучую доблесть грядущих веков…».Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма.

1


О.Мандельштам. «Я вернулся в мой город…», «Невыразимая печаль»,  «Tristia». Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

1

РР. Выразительное чтение стихотворений М.Цветаевой, С.Есенина, В.Маяковского

1

А.Ахматова. Жизнь и творчество. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний.


1

А.Ахматова. «Мне ни к чесу одические рати…», «Мне голос был…»,«Родная земля». Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.

1

 

А.Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...». Разговорность интонации и музыкальность стиха.

1

А.Ахматова. «Реквием». Проблематика поэмы.

1

А.Ахматова. «Реквием». Тема суда и времени и исторической памяти.

1

РР Контрольное сочинение–рассуждение по теме «Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».

1

Б.Пастернак. Жизнь и творчество. «Февраль. Достать чернил и плакать…»,  «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет». Философская глубина лирики Пастернака.

1

Б.Пастернак. «Зимняя ночь», «Снег идёт», «Определение поэзии», «Быть знаменитым некрасиво...». Темы человека и природы, поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака

1

 

Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с проблематикой романа.

1

Домашнее сочинение по теме «Интеллигенция и революция в романе Б.Пастернака

«Доктор Живаго».

Вн.чт. М.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». История создания и публикации романа. Проблема нравственного выбора в романе.

1

М.Булгаков «Мастер и Маргарита».  История создания романа. Своеобразие жанра и композиции.

1

М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Москва и Ершалаим.

1

М.Булгаков. «Мастер и Маргарита».Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе.

1

М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе.

1

М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника.

1

РР  Подготовка к обучающему сочинению по теме «Проблема нравственного выбора в  романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

РР Обучающее сочинение по теме «Проблема нравственного выбора в  романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

А.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира. Самобытность языка и стиля.

1

А.Платонов. «Котлован».Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.

1

М.Шолохов. Жизнь и творчество. Роман – эпопея  «Тихий Дон». История создания. Художественное своеобразие романа.

1

М.Шолохов. «Тихий Дон». Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.

1

М.Шолохов. «Тихий Дон». Изображение гражданской войны как общечеловеческой трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов.

1

М.Шолохов. «Тихий Дон». Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

1

М.Шолохов. «Тихий Дон». Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы в романе.

1

РР  Подготовка к обучающему сочинению – характеристике литературного героя по теме «Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

1

РР Обучающее сочинение – характеристика литературного героя по теме «Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

1

Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество. «Старик и море». Духовно-нравственные проблемы повести.

1

Э.Хемингуэй. «Старик и море». Своеобразие стиля Хемингуэя.

1

Русская литература второй половины ХХ века. Великая отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России.

1

Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза.

1

А.Твардовский. Жизнь и творчество. «Вся суть в одном – единственном завете…», «О сущем». Исповедальный характер лирики Твардовского.

1

А.Твардовский. «Памяти матери»,  «Я знаю, никакой моей вины…»,«Дробится рваный цоколь монумента...». Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.

1

 

Вн.чт. А.Твардовский. «По праву памяти». Тема памяти в творчестве Твардовского.

1

В.Шаламов. Жизнь и творчество. «Шоковая терапия», «Последний замер». Смысл названий рассказов.

1

В.Шаламов. История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной темы».

1

А.Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.

1

Вн.чт. РР. А.Солженицын. «Матренин двор».  Устное сочинение по теме «Своеобразие русского национального характера в творчестве А.И. Солженицына».

1

В.М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

1

Вн.чт. В.М. Шукшин. Повесть «Калина Красная». Проблематика произведения.

1

В. Быков. «Сотников». Нравственная проблематика произведения.

1

РР Устная характеристика Сотникова и Рыбака из повести В.Быкова «Сотников».

1

В.Распутин. «Прощание с Матёрой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.

1

 

Н.М. Рубцов. «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Рубцова.

1

Р.Гамзатов. Жизнь и творчество. «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…». Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

1

И.А. Бродский. «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет». Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

1

Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности бардовской песни 60-х годов. В.ч. В. Высоцкий. Авторская песня.

1

А.В.Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.

1

РР. Контрольное сочинение-рассуждение по теме «Основные темы и мотивы русской литературы второй половины ХХ века».

1

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса.

1

VII. Выполнение практической части

Развитие речи

Внеклассное чтение

устно

письменно

3

10

1

VIII.Список литературы для учителя

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
  2. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
  3. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
  4. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
  5. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».

Список литературы для обучающихся

  1. учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература:

  1. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
  2. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
  3. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...