Природа России - нравственное начало в жизни русского человека. ( Урок - презентация по творчеству К.Г. Паустовского ).
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Васильева Татьяна Сергеевна

 Цель урока: Помочь учащимся увидеть К. Паустовского, как необычайно талантливого человека, мастера прозы двух направлений: мастера прозаического рассказа о природе и мастере рассказов о Человеке.

 Задачи: 1. Развивать устную монологическую речь.

                 2. Продолжать обучать групповой работе.

                 3. Продолжать развивать умение находить главное в тексте ( основную мысль ).

                 4. Продолжать совершенствовать умение давать отзыв о книге, определять тему и идею произведения.

                 5. Учить детей сопереживать художнику, находить созвучные темы в музыке и живописи.

                 6. Формировать умение работать с информацией ( умение готовить и представлять презентации ).

                 7. Развивать творческие способности ребёнка, формировать его эстетические вкусы.

 Оформление: Пейзажи русских художников ( И. Левитан, И. Шишкин, В. Остроумов и др., фотографии с изображением природы ( фотографии детей ), портрет К.Г. Паустовского.

 Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский " Времена года ", Э. Григ " Пер Гюнт ". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Тема урока: «Природа России – нравственное начало в жизни русского

человека».(Урок – презентация по творчеству  К.Г.Паустовского)

 Цели урока:

                   1.Помочь учащимся увидеть К.Паустовского, как необычайно талантливого   человека, мастера прозы двух  направлений: мастера прозаического рассказа о природе и мастере рассказов о Человеке.

Задачи урока:

 1.Развивать устную монологическую речь.

 2. Продолжать обучать  групповой работе.

 3.Продолжать развивать умение находить главное в тексте ( основную мысль)

 4.Продолжать совершенствовать умение давать отзыв о книге, определять тему  и идею произведения.

 5.Учить детей сопереживать художнику, находить созвучные темы в музыке и живописи.

 6.Формировать умение работать с информацией (умение готовить и представлять презентации)

 7.Развивать творческие способности ребёнка, формировать его эстетические вкусы.

                     

Оформление : Пейзажи русских художников ( И.Левитан, И.Шишкин, В.Остроумов и др.,                     фотографии с изображением природы( фотографии детей), портрет К.Г.Паустовского.

Музыкальное оформление: П.И.Чайковский «Времена года», Э.Григ «Пер Гюнт».

Эпиграфы:  1. «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же  слабой, как мимолётная улыбка». ( К. Паустовский)

                      2. «К природе средней полосы России у К.Паустовского отношение нравственно – философское. Для него природа России – нравственное начало в жизни русского человека.» ( Эм.Мидлин)

                      3. «Добро – не разменная монета. И грустно, что сознаёшь это всегда с запозданием. Остаётся долг, который заставляет браться за перо». ( К.Паустовский)

             

Ход урока.

Учитель .Урок мне хотелось бы начать с сочинения одной из учениц 9 класса. Которая назвала свою работу « Прекрасное рядом».

   « У меня есть томик рассказов Паустовского. Пять лет назад мне подарил его дедушка и сказал:» Учись, Наталка понимать прекрасное».С тех пор я читаю эту книгу, не устаю перечитывать, потому что после каждого раза открываю в ней что – то новое, очень нужное…Теперь я знаю: в каждом человеке скрыто что – то очень большое и нужное. Когда мне трудно, я отправляюсь, как сказал Владимир Солоухин в  страну Паустовского.»

- Что же это за страна Паустовского? Это, конечно, его книги.

- Знакомы ли вы с его произведениями?  / Учащиеся называют прочитанные книги/

- вы никогда не задумывались, почему так любят Паустовского? Почему его книги вызывают чувство нежности, глубокой симпатии? Почему радостное волнение вспыхивает в любой аудитории, едва упоминается его имя?

Можно по – разному ответить на этот вопрос. Его любят потому, что он – художник, он артистичен, изящен. Его любят потому, что по каждой строке, по каждой странице видно, что ему самому необычайно интересно писать, и это мгновенно предаётся читателю.

- Давайте и мы отправимся в эту страну Паустовского и вспомним отрывки из его рассказов, которые запомнились вам и полюбились. ( домашнее задание).

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». На фоне музыки идёт чтение отрывков.

Учитель. Почему вы выбрали именно этот отрывок?

- Как вы думаете, почему прозвучало так много самых разных отрывков? О чём это говорит? ( Ученики высказывают свои мнения.)

- Правильно. Автор сумел подобрать к каждому из нас свой ключик, каждому подарить словесную зарисовку природы, пейзажа. И это говорит о таланте Паустовского, о его  мастерстве. Можно поставить точку в разговоре о Паустовском – Мастере рассказа о природе, прочитав стихотворение Михаила Дудина:

                                 Весь мир туманный и неясный

                          И все загадки естества

                         Веленью разума подвластны

                         И совершенству Мастерства.

                         Лишь только Мастер видит всюду

                         Следы гармонии во мгле.

                         И только он умеет чуду

                         Помочь родиться на земле.

- Но сегодня Вы познакомитесь с другой гранью  его таланта. Паустовский – Мастер и психологического рассказа.

В своих рассказах «Снег», «Дождливый рассвет», «Корзина с еловыми шишками», «Телеграмма» и многие другие он поднимает вопросы нравственного долга, вопросы доброго отношения друг к другу.

- Но прежде, давайте познакомимся  с самим Константином Георгиевичем Паустовским поближе и ответим на вопрос, каким же человеком был сам автор? Какие качества в людях ценил больше всего? Поможет нам в этом подготовленная вами презентация  о К.С.Паустовском и воспоминания  о нём  его современников.( Ю.Казаков, Ю.Смолич,

Р.Фоаерман, Ю. Гончаров.)

( Двое учеников показывают подготовленную дома презентацию о К.Паустовском).

Работа по группам. Звучит музыка. Учащиеся читают воспоминания о Паустовском его современников.( отмечают главную мысль высказываний, отвечают на ранее поставленные вопросы )

/Ю.Казаков./ Перечитывая книги Паустовского, вспоминая разговоры с ним, я теперь думаю, что страсть к литературному труду всю жизнь боролась в нём со страстью к путешествиям.

Вот некоторые выписки из одной только его книги «Золотая роза»: « Ещё в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

    Я изучал течения неведомых  рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моём воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

/Ю.Смолич/   Вообще говоря, Паустовский – странствователь. Странствователь не только в литературных жанрах, но и в прямом, самом лучшем смысле этого слова. Жажда нововидения и познания мира всю жизнь гнала его с места на место. Он бывал на юге и на севере, отправлялся на запад и на восток. Он побывал на Кавказе и в Закаспии, в Карелии и в Средней Азии, на Кольском полуострове и в Сибири, в Прибалтике ив Молдавии.

Среднюю полосу России Паустовский изъездил вдоль и поперёк, это его любимые края.

Он родился в Москве, но второй родиной считал Украину: здесь прошла его юность, тут бурно пережита пора, когда формировалось  его сознание. Тут на берегах Днепра, Чёрного и Азовского морей, его первая работа и первая проба пера.

/ Р.Фраерман/    В последний раз мы виделись незадолго до смерти  К.Паустовского в июне 1968 года в Переделкино. Костя был очень слаб, взволнован и всё вспоминал Солотчу, где ему так легко дышалось.

      И вот его нет. И я уже никогда не услышу его чуть хрипловатый голос, не увижу его умные, чуть прищуренные глаза, которыми он так быстро вбирал в себя мир, природу, людей. Не почувствую и его пленительную простоту в обращении с людьми, особенно с молодыми писателями, которым он часто говорил: « Наука беспрестанно движется вперёд, она зачёркивает старые открытия, старые истины, но поэзия вечна. Ищите поэзию – она переживает всякие каноны, войны, открытия. Сила поэзии всегда побеждает».

/В.Фраерман/   Вспоминается 1923 год. Я работал в то время секретарём в редакции информации «Роста». Дежурство моё кончилось, и я собирался домой. Вдруг дверь в редакцию отворилась, и вошёл Р.Фраерман, а с ним незнакомый мне человек невысокого роста. И очень элегантно одетый: серое в стрелку английское пальто, синие брюки-клёш   ( по моде времени) и на голове фуражка с крабом. Он был близорук и щурился, рассматривая нашу крошечную, не очень уютную редакционную комнату. Это был Паустовский. Уже несколько дней он  приступил к работе. Быстрота его работы удивляла всех. И нередко другие редакторы этим пользовались : трудные, не очень срочные сообщения они подбрасывали к дежурству Паустовского, не обижаясь ни на кого за эту лишнюю работу. Вспоминаю кропотливую работу, которую вёл в те годы / 20- ые / К.Г.

С репортёрами и корреспондентами с мест. Он учил их любить слово, уважать слово.

На редакционных совещаниях, на которых всегда присутствовали представители московских газет – « Правда», «Известия», «Экономическая газета», «Труд»- Паустовский  постоянно напоминал о необходимости бороться с искажением и засорением языка, нелепыми сокращениями ( шкрабы и т.д.)

Он не уставал напоминать, что слово, отдельное слово – само по себе « художественное произведение».

/ Ю.Гончаров /   Паустовский шёл по тенистой липовой аллее из глубины парка к дому. Я никогда не видел его раньше, только один или два портрета в журналах. Но что может рассказать тусклое клише? Его портрет я сложил из его книг. Я видел его сухощавым, рослым, с той крепостью мышц, какая отличает спортсменов и моряков. Каким же ещё может быть путешественник, искатель необычного, оставивший свои следы и на песке закаспийских пустынь, и на болотистых тропах северной тундры, человек стольких профессий, сколько было их у Паустовского, такого обширного жизненного опыта, такой богатой судьбы?

   И меня поразило, что Паустовский так невысок и сутуловат, что шажки у него мелкие, а  ступни какие –то даже не мужские, почти как у мальчика. Вот у него руки действительно оказались примечательные: крепкие, совсем не кабинетного, книжного человека, - с широкими ладонями и широкими пальцами. Такие руки, такие ладони видишь у тех, кто в своей жизни проделал немало нелёгкой работы, - у плотников, каменщиков.

/ Ю.Казаков/ Но за этот месяц, когда видал я его каждый день, он, по – моему, почти не работал – много гулял, читал что – нибудь. Редко бывал он один, чаще был окружён собеседниками, смеялся, говорил своим слабым, сиплым голосом – чаще всего что – нибудь смешное. Любил рассказывать и слушать хорошие анекдоты. Вообще, юмор, ирония были присущи ему в высшей степени.

   Так он запомнился мне тогда – сутулый, маленький, в очках, и всегда возле него три- четыре собеседника.

    Очков своих он как – то не стеснялся, что ли, не подберу лучшего выражения. Во всяком случае, почти никогда не фотографировался в очках, торопился снять.

    И всё – таки хочу отметить, что Паустовский – человек удивительно соответствовал Паустовскому – писателю. Бывают, и не так уж редко, прекрасные писатели и плохие люди… Паустовский же был прекрасным человеком, с ним было хорошо. Он почти не говорил о своих болезнях, а жизнь его, прямо сказать, была мучительной в старости.

Большой силой духа надо обладать, чтобы месяцами, а если всё сложить, то и годами, лежать в больницах и не потерять себя как человека, человеческое в себе не растратить.

      Литературу он любил страстно, говорить о ней мог без конца. И никогда не наслаждался, не любил в одиночку – торопился всех приобщить к своей любви.

«Юра, вы знаете Платонова? – спросит и сразу начинает волноваться от одной только мысли о Платонове. – Нет? Непременно достаньте! Это гениальный писатель! Вот погодите, он у меня в Москве есть, я вам дам. Вы приходите. Какой это писатель – лучший советский стилист! Как же это вы не читали?»

Смеялся он прелестно, застенчиво, глуховато, возле глаз сразу собирались веера морщинок – это были именно морщинки смеха, глаза блестели, вообще всё лицо преображалось – на минуту уходили из него усталость и боль.

Трудно представить себе более деликатного человека, так сказать, в общении. Если болезнь не укладывала его в постель, обязательно выходил в сад навстречу гостю, разговаривал час и два, провожал всегда до ворот. И если гость был приятен ему, то непременно на прощанье скажет что – нибудь очень ласковое : « Очень я вас люблю!»

Или:» А знаете, я о Вас всё знаю – постоянно у всех спрашиваю!»

/ А.Бек/  Индюк – одно из выражений Паустовского. Это он о тех, кто чванливы и глупы, как индюки. Вечер проводов «Доктора Пауста» / такое прозвище ему дал Казакевич, когда  мы отдыхали в 1960 году в Ялте/.

Устная анкета.

- Константин Георгиевич, какое качество в человеке вы больше всего цените?

- Деликатность.

- То же о писателе?

- Верность себе и дерзость.

- Какое качество находите самым отвратительным?

-Индюк.

- А у писателей?

- Подлость. Торговля  своим талантом.

- Какой недостаток считаете простительным?

- Чрезмерное воображение.

- напутствие – афоризм молодому писателю?

- « Останься  прост, беседуя с царями. Останься честен, говоря с толпой».

/Эм.Миндлин/ Для Паустовского верность русского писателя пейзажу родной страны – это верность нравственным началам русской литературы. Нравственную силу великих русских писателей, всю их поразительную способность влиять на людей, объяснял прежде всего их верность природе, родной русскому языку, человеку. Только любя, чувствуя, слыша, умея видеть природу и только оберегая её, люди становятся нравственно совершеннее. Невозможно нравственное совершенствование человека, равнодушного к окружающей природе. И невозможно воздействие русского писателя на русских читателей, еслиэтот писатель равнодушен к русской природе.

/ Л.Левицкий/ Константин Георгиевич редко и нехотя говорил о себе. Куда чаще говорил о других. За десять лет я ни разу не слышал, чтобы он похвалился какими – то откликами на свои вещи. И это при славе, которая всё росла и росла. Два раза на моей памяти в его словах можно былоуловить оттенок затаённой гордости. Первый раз, когда Пабло Пикассо прислал ему книгу своих репродукций с дарственной надписью. И второй раз, когда пришло письмо от Альберта Швейцера, а нём фотография этого известного всему миру гуманиста с автографом. Кто бы этим не гордился!

/ Ю.Смолич/  Патриот. Мне кажется, это особенно меткое, точное и величественно прекрасное определение, когда мы говорим о Паустовском. Верная, сыновняя, но и требовательная любовь к Родине начинается у Паустовского с влюблённости в природу родного края. И среди этой природы – человек. Писатель любит его горячо и взыскательно, он прощает ему ошибки, но клеймит его пороки, он лирически романтизирует его. Музыкант сказал бы, что в стиле Паустовского звучит гамма от»до» до «си».

( Каждая группа рассматривает свою карточку с воспоминанием и  выделяет основные черты характера Паустовского, отмеченные его современниками).

Учитель.

- Итак, мы видим, что Паустовский сам был очень порядочным человеком, добрым, умным, тактичным. Таким людям и посвятил он  свои рассказы « Снег», « Дождливый рассвет». «Корзина с еловыми шишками».

Отзывы учащихся о рассказах. ( По группам)

Учитель. Рассказ «Снег» родился неожиданно. Как – то Паустовский смотрел в окно на свежевыпавший снег и вдруг произнёс тихим, слегка хрипловатым голосом: «Снег как старое серебро». На другой день близкие ему люди услышали от него эту же фразу: «Снег как старое серебро». Ну а потом мы встретили в его рассказе эту же фразу.

Ученик. Отзыв о рассказе «Снег».

Учитель. Впервые рассказ « Дождливый рассвет» прозвучал из уст самого Паустовского, хотя он редко читал сам. Это было в 1946 году в секции короткого рассказа  Союза писателей. И один из тогдашних слушателей позже написал: « Человек, написавший такой  рассказ, имеет право говорить молодым, что в каждую новую вещь писатель должен вкладывать себя всего, без остатка, так, словно он никогда и ничего больше не напишет»

Ученик. Отзыв о рассказе.

Ученик. Сообщение о рассказе «Корзина с еловыми шишками». Звучит музыка Э.Грига.

Учитель. Обратите внимание на время написания этих рассказов. /  Великая Отеч. война/

- Странно, такие рассказы в самое тяжёлое страшное время, когда шла война. А стоило ли в этот период разрухи, страданий и потерь писать рассказы о добром, красивом, изящном?

Почему?

- Действительно, стоило. Сам Паустовский говорил по этому поводу: « Война – дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры. Всё – таки писать надо о добром, о хорошем, о благородном и красивом в человеческой душе».

На втором уроке рассматривается рассказ «Телеграмма».

( дома дети  прочитали рассказ и ответили на поставленные вопросы)

Оформление то же + записи:

  1. Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
  2. Покаяние – добровольное признание в проступке, в ошибке:  каяться – сожалея, признавать свою вину, ошибку.

Учитель. Паустовский – писатель и Паустовский – человек слиты воедино. Он открыт и щедр в своих рассказах « Снег», «Дождливый рассвет», «Корзина с еловыми шишками».

Но есть у него рассказы и о других людях. К таким произведениям  относится рассказ

«Телеграмма».

Обратите внимание на один из эпиграфов « Добро не разменная монета. И грустно, что сознаёшь это всегда с запозданием». Эти слова не случайны у Паустовского. А как вы понимаете слова эпиграфа, если соотнести их с рассказом «Телеграмма»?

Ответьте после того, как послушаете рассказ.

Звучит музыка П.Чайковского «Времена года» ( Осень). Чтение рассказа учителем.

После чтения рассказа  ученики обсуждают его и отвечают на ранее заданный вопрос.

- Как вы понимаете слова « чёрствость человеческой души»?

-Может ли у человека, бескорыстно заботящегося о ближнем, быть « чёрствая душа»?

- Почему горько оттого, что запаздывает доброта?

- Можно ли оправдать человека, который «запаздывает с добрыми чувствами», объясняя это своей занятостью и нехваткой времени?

- Есть ли что на свете по – вашему, на что всё же  можно разменять доброту?

- Кто или что наказывает Настю?

- Можно ли дать определение тому, что происходит с Настей в конце рассказа? / К ней приходит покаяние: она совершила тяжкий поступок. Но её всё же нельзя назвать «потерянным» человеком, чёрствым человеком; она раскаивается и это обнадёживает, но не утешает/

- Закономерен ли финал рассказа?

- Можно ли сказать, что и мы, сегодняшние, способны быть такими, как Настя? Отчего?

- Какова роль пейзажа в рассказе?

/ Обратите внимание на слова в конце рассказа: « За оградой, в лёгком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля.»

«В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый рассвет».

-Обращение к родной земле и рассвету оставляет надежду, хотя рассвет « мутный, тяжёлый».Этот рассказ гулким эхом отозвался много позже в десятках книг современной деревенской прозы и в поэзии. Вначале будто совсем элементарный, но высокий мотив покаяния, возвращения к истокам, совестливой памяти зазвучал в литературе последних лет: «Последний поклон» В.Астафьева, «Последний срок » В.Распутина, «Очень долгие сны» В.Липатова и др.

-Хотелось бы закончить урок стихотворением Михаила Дудина:

                 В пустой, заброшенной избе

                 Покинутой деревни

                 Покорная своей избе

                 Своею долей древней,

                 В последний раз на образа

                 Перекрестившись сухо,

                 Легла в углу, закрыв глаза,

                 Последняя старуха.

                 Сложивши руки на груди,

                 Слезы не обронила

                 И обо всём, что позади

                 И впереди, забыла.

                 Всех, кто о ней забыл вдали

                 И ничего не знает:

                 Как умирает Мать Земли,

             Мать Жизни умирает.

- Такими трогательными строчками отозвался поэт на события , описанные в этом  рассказе с простым названием «Телеграмма».

- Что по – вашему хотел донести Паустовский до читателя своим рассказом «Телеграмма»? ( Учащиеся высказывают свои мнения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ ГОГОЛЯ

Урок презентация помогает провести анализ (комплексный)по произведению Н. В Гоголя "Мертвые души"....

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Внеклассное мероприятие «Природа - наши корни, начало человеческой жизни»

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса нацелено на привитие бережного отношения к природе и расширение кругозора детей....

Урок-презентация по творчеству В.П. Астафьева. Повесть "Пастух и пастушка"

Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 - 29 ноября 2001). Русский писатель. Книги его светлые, душевные, это частицы его доброй, искренней, сострадающей души. "Главное, - говорил Виктор Петрович, ...

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина «Я сердцем никогда не лгу…»

В поисках истины гений может ошибаться, заблуждаться, отрицать самого себя, сжигать за собой мосты для возврата в прошлое…Гений не может одного – изменить своей Родине, своему народу. На него каждый р...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Урок-презентация по творчеству А.И. Солженицина

Рассказ "Матренин двор" (2 часа)1. А.И. Солженицын. Рассказ "Матрёнин двор". Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.2. Образ праведницы Матрёны. Трагизм её суд...