Решение нравственных проблем в "Слове о полку Игореве" и опере А. Бородина "Князь Игорь". ( Интегрированный урок ).
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Васильева Татьяна Сергеевна

 Задачи урока: 1. Составить образы героев" Слова ..." с нравственной точки зрения.

                            2. Учить составлять план - конспект по сообщениям учащихся, уметь отбирать нужный материал.

                            3. Уметь анализировать текст, находить оценки героев и делать выводы.

                            4. Учить использовать приём устного рисования для создания образа эпохи, времени.

                            5. Показать, как через изображение нравственного облика героев автор приходит к выводу об объединении русских князей.

                            6.Показать значение " Слова..." ( переводы, картины, музыка ).

                            7. Учить слушать и понимать музыкальные характеристики героев.

                            8. Воспитывать у учащихся патриотические и гуманистические чувства, эстетические вкусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ishchuchi_sebe_chti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Вступительное слово учителя о величайшем памятнике древнерусской литературы.

Появление этого памятника вызвало сенсацию среди учёных – настолько талантливым и самобытным оказалось «Слово о полку Игореве».

« Случилось бы такое, что пришлось бы нам держать ответ перед какой –то всесветной силой за национальную духовность, - что представили бы мы отчётом за свою историческую продолжительность? Бессомненно «Слово о полку Игореве», Пушкина и         

Достоевского, остальное в зависимости от того, как много позволилось бы назвать. Но эти три  строки прежде всего и в таком именно порядке;

…Мы, пожалуй, и не подозреваем, насколько глубоко «Слово…» впиталось в нашу кровь…Две вещи поражают меня всякий раз, когда я перечитываю «Слово…». Первая: что и в те времена у русского человека была богатая история… И второе. Замечаем ли мы, что «Слово…» - это энциклопедия русской души во всех её лучших и не самых лучших качествах?» ( В.Г.Распутин)

2. Работа по группам./ Историки/

Сообщение об исторических особенностях эпохи. ( Весь класс составляет план – конспект).

1-ый ученик.

Х11 век. Русь потеряла могущество единого государства. После Владимира Мономаха страну потрясли одна за другой мощные междоусобные схватки, в результате которых Киев утратил былое значение общенационального цензора. Над Русью нависла серьёзнейшая угроза . В период описываемых событий великокняжеским престолом в Киеве правили 2 соперничающих князя – Святослав и Рюрик, что ещё больше усложило положение Киева  как столичного города. Половцы были в курсе русских дел. Их планы разгрома Киева и других городов были вполне реальны. Князь Святослав, мобилизовав ряд княжеств, совершил несколько походов в половецкие земли. Поход 1168 года оказался удачным. Автор « Слова…» славит за эту победу Святослава, который « пришёл на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озёра, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих  полков половецких, словно вихрем исторг, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой».

2-ой ученик.

Но особенно участились столкновения в 1184 – 1185 годах, так как натиск  половцев всё возрастал. Войскам Святослава удалось выиграть ряд сражений, в том числе и битву в марте 1185 года, предотвратившую внезапное нападение Кончака на Русь. Победа эта на реке Хороле была весьма значительна.

     Принять участие в этом походе был приглашён новгород – северский князь Игорь Святославович, герой «Слова…». Но Игорь в бою не участвовал. Он то ли сознательно уклонился от сражения, то ли действительно не сумел вовремя подойти к войскам      из – за  тумана, как объяснили некоторые летописцы.

      Святослав отлично понимал, что победа над « меньшицей»  Кончака не снимала  угрозы. Он начал энергично готовить совместный поход, собирая силы со всех земель, откуда было можно.

      Но именно в этот момент Игорь и замыслил свой злосчастный поход на половцев, желая внезапно напасть на них и добыть « себе хвалы», как говорит владимиро – суздальский летописец.

    Игорь постепенно собрал войска, призвал с собой вассальных князей – брата Всеволода, племянника Святослава Олеговича, сына Владимира и пустился в землю   «незнаемую».

3-ий ученик. История создания «Слова…»

  «Слово…» создано по горячим следам событий. Оно написано никак не позднее 1187 года, так как один из героев «Слова…» Ярослав Осмомысл умер 1-го октября 1187 г.

Но к нему  Святослав Киевский обращается как к живому.

Другой герой «Слова…» - Владимир Переяславский, благодаря мужеству которого была выиграна битва с Кончаком под Переяславлем, умер от ран ещё раньше – в апреле 1187 году.

Академик Б.А.Рыбаков в своей книге «Слово о полку  Игореве» и его современники                    

в 1971 году выдвинул предположение, что поэма была  написана в разгар самих событий, т.е. летом 1185 году, и была прочитана самим князем во время сбора у Святослава в присутствии Игоря, вернувшегося из плена.

Если предположение верно, то значит автор /неизвестный певец/ обращается к живым героям «Слова…» от имени Родины, народа с настоятельным требованием «закрыть Полю ворота», спасти страну от порабощения.

Учитель:

Враждебная неизвестность… И князь ведёт своё войско навстречу судьбе… Что приготовит она ему и его дружине?

 Автор заставляет нас взглянуть на происходящее с плоскогорья нравственности и общих интересов всей русской земли.

Кто они – русичи? Какие? Что любили? Кого и за что уважали и чтили?

Одним из излюбленных выражений автора является « ищучи себе чти».

Поиски чести – одна из излюбленных  главных забот героев «Слова…». И это не та «честь», о которой ехидно спрашивала княгиня Ольга у сброшенных в яму вместе с ладьёю древлянских послов: «добра ли вы честь?»

В понимании автора честь – это не то, что достаётся людям благодаря случайным и не зависящим от них  причинам: честь вследствие происхождения.

С точки зрения автора, - это внутренняя добродетель, это то, что личность приобрела благодаря своим собственным усилиям, благодаря своему мужеству, силе воли, боевой удаче, вонской доблести.

Учитель. А теперь обратимся к литературному первоисточнику, к « Слову о полку Игореве». Посмотрим, как автор изобразил главных героев.

3.Работа  с текстом. ( работает весь класс)                                                                                                              1)  Как автор изображает князей в самом начале повествования?

Найти характеристику князя Игоря, данную автором. Когда он только отправляется в дорогу. (  Доблестный воин, храбр, мужествен; речь к своим воинам благородна.  Автор называет его и брата «соколами», «солнцем».

Каков брат Игоря Всеволод?   / Доблестный воин, неотделим от своих воинов /

Каково его войско?   / Битва при Каяле. Беспримерное мужество, подобен богатырям/.

2) Анализ эпизода « Бой в пятницу».

Что было основной двигательной силой               См. текст.

в  бою ( жажда наживы, стяжательство)?

3) В каких эпизодах автор показывает

полное презрение к врагу?

4) Каким показывает автор «Слова…» князя Святослава?                                       («Золотое слово» Святослава.)

Святослав «великий и грозный киевский».

Автор воплощает свой идеал мудрого могущественного правителя Русской земли, хранителя её чести и славы. Прославляется победа Святослава над половцами в 1184 году.

Победу его прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, т.к. в результате этой победы стали безопасными торговые пути Руси с юго- западными странами Европы.

Образ его раскрыт в «золотом слове» Святослава и его сне. Это призыв к наиболее могущественным князьям Руси вступиться « за землю Русскую, за раны Игоревы…»

Учитель.Автор не скрывает  от потомков и негативные стороны происходящего.

Какие герои показаны с отрицательной нравственной стороны?

 Княжеские междоусобицы.

Олег Святославович Черниговский, дед Игоря.

Олег Гориславич, т.к. горькую славу в Русской земле стяжал. Олег первый прибег к помощи половцев, наведя их на русскую землю.

     Другой защитник феодальных распрей – Всеслав Брячиславич Полоцкий.

Автор обращается к его внукам с призывом прекратить старую вражду и « выскочить» из худой дедовской славы.

5. Какова цель исторических отступлений?

Напомнить ещё раз своим современникам, потомкам Всеслава и крамольникам Олега, к чему приводит политика раздоров, и призвать к установлению прочного мирного княжеского союза для совместной борьбы с внешними врагами Русской земли.

6.Почему  Игорь прощён автором и народом?

Исходным желанием князя Игоря, его побуждением к походу была защита Руси.

Его мужество в походе, верность брату в бою, томление в плену, энергия его стремления  на родину ( побег), радость возвращения на родину – всё это побуждает автора славить Игоря.

Мир Родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр.

Доброта – как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлена в «Слове…» очень ярко.

Добро – основа плача Ярославны и « золотого слова » Святослава.

Добро для автора – основа отношения к миру.

7. Сделайте вывод. Какие нравственные качества ценит автор «Слова…»?

Вывод. В «Слове…» нет ни богов, ни героев в традиционном смысле слова.

В нём действуют живые реальные люди со своими слабостями и недостатками.

Но их сила в свободе нравственного выбора между худом и добром, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.

Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа.

Возвращение Игоря из плена, его успешные дипломатические переговоры с киевским князем встречаются великой радостью.

Герои «Слова…» не грешны ни перед языческим, ни перед христианским богом. Если они и грешны, то перед своей собственной совестью.

Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей и нравственным совершенствованием, развитием чувства гражданственности и чести.

«Познайте, князи, своё величество и свою честь» - так выразит эту мысль автор «Слова о князьях », написанного незадолго до появления «Слова о полку Игореве». Автор воспевает героев не за победу, а за проявленную ими доблесть в бою. За рыцарскую честь и стойкость.

2-ой урок.

 Работа литературоведов.

1.Работа искусствоведов. Презентация.Рассказ о влиянии «Слова…» на развитие культуры. К «Слову» обращались и  известные художники, и музыканты. В чём вы видите причины этого?( сообщение)

           Переводы, литература других народов, наши современники о «Слове о полку     Игореве», творчество художников.

2.Работа  музыковедов.  Презентация.( Анализ основных сцен оперы. Пути решения нравственных проблем в музыкальном произведении).

  1. История создания оперы  Бородина « Князь Игорь».

   Прослушивание пролога. Какое настроение, какие ощущения вызывает музыка?

  3.Картина 1.Галицкий. Что для него честь? ( Власть. «Пожить бы всласть…»)

 

Действие 2. Половецкий стан. Князь Игорь и Кончак. ( диалоги)

     Князь Игорь. Что томит его душу?

     Кончак. Чем он озабочен? Каким он предстаёт ? Почему он держит Игоря не как пленника? Почему Кончак так откровенен с князем?

Сцена свидания . Кончаковна и  Владимир( сын Игоря).

Как звучит лирическое начало в опере? Зачем Бородин включил эту тему в своё произведение?

3.Заключение. Сделать вывод о путях решения нравственных проблем в «Слове…» и в музыкальном произведении Бородина «Князь Игорь»?

( работа музыковеда и литературоведа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. IX КЛАСС

В статье представлен один из эффективных приёмов прочте­ния «Слова о полку Игореве» на заключительном этапе его изучения в IX классе. Выполняя роль «зрительной опоры» образному воображению уча­щихся, ...

Урок литературы. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. 9 класс.

Урок литературы. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. 9 класс....