И. С. Тургенев. Жизненный и творческий путь
методическая разработка по литературе по теме

Крючкова Светлана Александровна

Методическая разработка урока посвящена изучению биографии Тургенева. Может быть использована на уроках литературы в старших классах СОШ и училищ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иван Сергеевич Тургенев. Жизненная и творческая судьба

Задачи урока:

  1. Ознакомить учащихся с основными этапами творчества и биографии писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, особенности русской души.
  2. Выявить особенности произведений  через  знакомство с этапами творчества И.С.Тургенева.
  3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к историческому и литературному прошлому России.

Тип урока: урок-путешествие.

Оборудование:

  1. презентация ;
  2. мультимедийное оборудование;
  3. путеводные листы.

Ход урока

 Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим  о жизни и творчестве одного из самых интересных и в то же время сложных и противоречивых писателей русской литературы – Иване  Сергеевиче Тургеневе.

Наш урок пройдет в форме путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством великого классика. У вас на столах лежат путеводные листы, которые помогут нам в нашем путешествии.

И начнем мы его, конечно же, с села Спасское – Лутовиново, места, которое Иван Сергеевич Тургенев считал своей родиной, хотя и родился он в Орле 9 ноября 1818 года,

Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал его Ивану Лутовинову.

Хозяйкой этого имения была мать Тургенева Варвара Петровна Лутовинова- Тургенева. Богатая помещица, правила "подданными" в ее имении на манер самодержавной государыни - с "полицией" и "министрами", заседавшими в особых "учреждениях" и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад. Любимое ее изречение было "хочу - казню, хочу -милую". Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и своей личной судьбой. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее. Не вытерпев больше этой жизни, она убежала к дяде в имение, где и прожила почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владелицей большого имения и 5000 душ.

По отцу он принадлежал к старинному дворянскому роду Тургеневых, известному с XV века. Отец его - Сергей Николаевич (1793-1834), отставной полковник-кирасир, участник Отечественной войны 1812 года, столбовой дворянин, был человек замечательно красивый, но ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Брак этот был делом исключительно расчётливым и счастья ни одной, ни другой стороне не принес.

Мать хотела воспитать в любимом сыне истинного Лутовинова,  поэтому окружила его средой "побоев и истязаний" . Жестоким "побоям и истязаниям" подвергался и он сам, хотя считался любимым сыном матери. "Драли меня, - рассказывал впоследствии Тургенев, - за всякие пустяки, чуть не каждый день"; однажды он уже совершенно приготовился бежать из дому. Умственное воспитание его шло под руководством часто сменявшихся французских и немецких гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение; члены семьи говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров, изображенный им, в лице Пунина, в рассказе "Пунин и Бабурин".

В Спасском Тургенев прожил до 9 лет. В 1827 году его родители, чтобы дать детям образование, переехали в Москву; на Самотеке ими был куплен дом. Иван Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе.

Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) - влюбленность Ивана Тургенева в княжну Е.Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с его отцом, отразилось в повести "Первая любовь" (1860).
В 1833 году 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних требованиях, был явлением обычным) поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. К этому времени он уже говорил на французском, немецком, английском языках, сочинял стихи. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет.

В 1836 году Тургенев окончил курс историко-филологического факультета Петербургского университета. В мае 1838 года отправился в Германию совершенствоваться в философии. До августа 1839 года писатель живёт в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи. Именно в Германии он сходится с известными философами того  времени: Грановский , Фролов , Неверов , Михаил Бакунин, Станкевич.

 Через некоторое время он возвращается в Россию, а в январе 1843 года Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел. В министерстве тогда обсуждался вопрос освобождения крестьян, однако служба у Тургенева не задалась. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии В.И. Даль, хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантически. Кончилось дело тем, что, прослужив полтора года, Тургенев, к неудовольствию матери, вышел в отставку.
В 1843 году состоялось знакомство Тургенева с В.Г. Белинским и его окружением (в частности, с Н.А. Некрасовым), которое переросло в крепкую дружбу.

В этом же году он знакомится с французской певицей Полиной Виардо (Виардо – Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни  Для каждого человека любовь-это что-то особенное. А как вы можете ответить на вопрос : «Что такое любовь?». (Ответы ребят).

Спасибо всем за ответы. Наверное, отношение к этому великому чувству всегда было чем –то сказочным. Каждый человек ищет в любви спасение, а вот Тютчев в любви нашел скорее страдание, чем спасение. Эта любовь разделила его жизнь на  ДО и ПОСЛЕ встречи.

Последующие сорок лет, до самой смерти, Тургенев был связан с "проклятой цыганкой", как называла Виардо его мать. Он, как говорят англичане, "упал в любовь" к замужней и счастливой в браке иностранке, не очень-то и красивой. Он все чаще испрашивает отпуска "по болезни" и выезжает вслед за ней за границу, пока в мае 1845 года не вышел в отставку.

В тесном общении с семьёй Виардо Тургенев прожил 38 лет. За привязанность к ней  мать Тургенева в течение трёх лет не давала ему ни гроша. Даже свою дочь он назвал Полиной и отдал её на воспитание Виардо. Именно ей было посвящено стихотворение, ставшее потом романсом «Утро туманное». В этом романсе и грусть,  и печаль и безумная любовь к той единственной…

В апреле 1852 года под впечатлением смерти Н.В. Гоголя, он написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, за что был  сослан в родовое имение Спасское- Лутовиново. Там Тургенев пишет повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на "крестьянскую" тему.

После окончания срока ссылки, долго путешествует  по загранице. К лету 1858 года он опять в Спасском.  Там он пишет роман  "Рудин". В Спасском же написаны и «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862).

 Вскоре Тургенев тяжело заболел.  Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Умер Тургенев в  местечке Буживаль, близ Парижа. "Я желаю, чтоб меня похоронили на  Волковом кладбище подле моего друга Белинского. Конечно, мне, прежде всего, хотелось бы лечь у ног моего учителя Пушкина, но я не заслуживаю такой чести".  Последняя воля писателя была выполнена. 9 октября 1883 г. Гроб с телом Тургенева прибыл на Варшавский вокзал Петербурга. Похороны писателя вылились в массовую манифестацию. Похоронен Тургенев на Волковом кладбище.

Здесь он нашел последний приют, как многие из его предшественников и последователей.

А теперь я попрошу вас  обратить внимание на листы с заданиями, которые лежат на партах. Представьте себя биографами Тургенева. Перед вами даты и произведения, сопоставьте их.( Работа учащихся).

Ну вот,  и подошла к концу наша экскурсия, а оценить её я попрошу вас с помощью смайликов. Надо просто нарисовать улыбку или недовольство и опустить смайлик в почтовый ящик. А я благодарю вас и желаю удачи на попроще изучения русской литературы.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по любовной лирике Ф.И. Тютчева

14 декабря 2010года.

-

Открытый урок по любовной лирике Ф.И. Тютчева с использованием современных средств ТСО.

               “Все пережить – и все-таки жить…”

                                                                 (Любовная лирика Ф.И. Тютчева).

 

Цели урока:1. Продолжить изучение жизни и творчества Ф.И. Тютчева;

2. Ознакомить учащихся  с любовной лирикой поэта и ее отображением в     его поэтических произведениях.; дать сравнительную характеристику любовной лирике поэтов первой и второй половины 19 века.

                  3. Воспитывать  у учащихся любовь к  русской поэзии.

Методы обучения: беседа, презентация, самостоятельная работа, чтение стихов. 

Средства обучения: компьютер, мультимидийный аппарат, экран, учебник.

                                                    Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Объявление темы и целей урока.

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Ребята мы с вами продолжим изучать жизнь и творчество великого русского поэта, приемника самого Пушкина,  Ф.И. Тютчева. 

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Не удивительно, что многие поэты и художники воспевали это чувство. Мы с вами уже проходили творчество поэтов первой половины 19 века и сегодня мы попытаемся проследить взаимосвязь между поэзией  первой и второй половины 19 века.

И так, мы с вами уже были знакомы с произведениями поэтов первой половины 19 века. Вспомните, каким  направлением в литературе характеризуется этот период и почему?

(Это период расцвета романтизма. Литературного направления, в котором остро отражаются душевные переживания. Все поэты первой половины 19 века трагически погибли, в расцвете поэтических и жизненных сил).

Именно любовь даёт человеку силы творить, создавать прекрасное. Так что же это за чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду?

А как вы ответите на данный вопрос? Что такое любовь?

( Ответы ребят)

Конечно, полного,  исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Любовь - это та сила, которая движется жизнью, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, как говорили о ней и тысячи лет назад.

Учитель читает  цитаты вслух:

  1.  "Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 - 1954))
  2. "Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 - 1921))

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место. Его по праву называют завершителем русского романтизма.

 У каждого поэта и писателя была своя муза - женщина, ради которой он творил. Она стала одной из    центральных в зрелой лирике Тютчева. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований

Попробуйте вспомнить, кто являлся музой для А.С. Пушкина?                          ( Н.Н.Гончарова), для М.Ю. Лермонтова ( В. Лопухина).

     У Тютчева таких муз было три. Но обо всём по порядку.

 В Мюнхене в 1826 году Федор Тютчев женился на нежной и обаятельной лютеранке Элеоноре Петерсон. Элеонора была трогательна в своей преданности мужу. Светский Петербург так же благосклонно отметил романтическую – в духе времени и моды – внешность госпожи Тютчевой. Именно ей он посвятил своё стихотворение, ставшее затем известным романсом.

 « Я встретил Вас…». (Прослушивание романса).

      Какое стихотворение начала 19 века вам  напоминает это произведение?

 (А.С. Пушкин «К А.П.Керн»- чтение стихотворения)                             

                         

   Их счастью суждено было длиться не долго. Элеонора рано умерла, Тютчев, находясь у гроба жены, за одну ночь поседел. Горю и отчаянью его не было предела. На руках остались три маленьких и нежных существа: дочки Анна, Дарья и Екатерина. Именно тогда Тютчев напишет: «“Все пережить – и все-таки жить…”

 Памяти Элеоноры посвящено и стихотворение “Итак, опять увиделся я с вами…”

… О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный…

Ей же посвящены строки:

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди…
(“В часы, когда бывает…”)

После смерти Элеоноры, в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала немецкая аристократка Эрнестина Дернберг. Ей суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней. И в полном смысле стать его ангелом – хранителем.

 Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

(Февраль 1873г)

Эрнестине Федоровне Тютчевой  русская поэзия обязана такими шедеврами любовной лирики, как: “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Вчера в мечтах обвороженных…”, “Так здесь – то суждено нам было…”, “Она сидела на полу…”

( Чтение стихотворения «Она сидела на полу…»)

По свидетельству друзей семьи Тютчевых, Эрнестина Федоровна, вторая жена Федора Ивановича, была поэтичная и высокая женщина, в которой ум, сердце и прелесть женщины сливались в одно гармоничное и грациозное целое. Живя в России, она не только выучила русский язык, но и полюбила страну. Россия, по собственному признанию Nesti (так любя называл ее Федор Иванович), нравилась ей больше, чем родная Германия. Особенно привязалась Эрнестина Федоровна к родовому имению Тютчевых в селе Овстуг.

                                                      

 

 

            Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте вместе с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Деисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зори вечерней!
(“Последняя любовь”)

                                       

В денисьевский цикл входят стихи, написанные с 1850 по 1864 годы, и позднее посвященные Елене Александровне Денисьевой.

      Стихи этого цикла звучат, как исповедь. ( «О, как убийственно мы любим..», « Не говори: меня он, как и прежде, любит…», « О, не тревожь меня укорой справедливой!», «Чему молилась ты с любовью…», « Я очи знал, - о, эти очи!», «Последняя любовь» и другие).

      Все стихи полны трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, (привязанность к семье и тяга к Денисьевой, чувство вины перед ней).

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Или

Я очи знал, -о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

      Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле.

      Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, он не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева.

     Лирическая героиня стихов угасает, тает, душа ее измучена общественным порицанием:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла.

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

      И Тютчев, и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу, им, им одним живу я –

Но эта жизнь! О, как горька она!

      Каждое стихотворение этого цикла – мгновенье любовных отношений.

Елена Александровна умерла в молодом возрасте от чахотки.

 Господи, дай жгучего страданья,
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, –
По ней, по ней, свой подвиг совершившей,
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе, –
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
(“Есть и в моем страдальческом застое…”)

 

Эта любовь не принесла  счастья никому.

В марте 1856 года Тютчев спешит домой, к тем местам, где покоится Елена. И — возвращается к новым могилам. Вскоре от скоротечной чахотки умирает его 14-летняя дочь от Денисьевой, а на другой день, от того же недуга, — годовалый сын. Следом один за другим уйдут престарелая мать поэта, старший сын Дмитрий и единственный брат Николай. 15 июля 1873 года не стало и Федора Тютчева.

        4.      Слово учителя. 

Философский смысл творчества Тютчева – параллели. Параллели в любви – две Верности. Поэт – вне осуждения, он выше. Только любовь женщины способна поднять поэта на такие недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением.

           Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило поэта, однако, он ничего не предпринял, чтобы хоть как-то облегчить страдания любивших его женщин.

Итак, мы с вами сегодня еще раз убедились, что Тютчев - достойный приемник великих поэтов первой половины 19 века. В его лирике есть трагизм, буря чувств, выплеск эмоций. Он имел великое счастье любить умных, красивых и поистине мудрых женщин.

 5.Групповая работа. Ребята делятся на три группы.

 А сейчас мы проверим, увидели ли вы взаимосвязь между поэтами первой и второй половины 19 века. Мы сейчас поделимся на 2-3  команды. Определите, кто автор данных строк. Побеждает та команда, которая безошибочно назовёт авторов.

Проведение викторины, и подведение итогов урока.

6.Заключительное слово учителя.       

      Итак, сегодня мы с вами познакомились с любовной лирикой Ф.И Тютчева.

 Ваше домашнее задание - наизусть любое стихотворение Тютчева.

Как итог всего урока я хочу ещё раз спросить вас: « Что нового вы узнали о любовной лирике Ф.И Тютчева»

Открытый урок по любовной лирике Ф.И. Тютчева

         “Все пережить – и все-таки жить…”

 Цели урока:1. Продолжить изучение жизни и творчества Ф.И. Тютчева;

2. Ознакомить учащихся  с любовной лирикой поэта и ее отображением в     его поэтических произведениях.; дать сравнительную характеристику любовной лирике поэтов первой и второй половины 19 века.

                  3. Воспитывать  у учащихся любовь к  русской поэзии.

Методы обучения: беседа, презентация, самостоятельная работа, чтение стихов. 

Средства обучения: компьютер, мультимидийный аппарат, экран, учебник.

                                                    Ход урока.

1. Организационный момент (Сдача рапортички).

2.Объявление темы и целей урока.

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Ребята мы с вами продолжим изучать жизнь и творчество великого русского поэта, приемника самого Пушкина,  Ф.И. Тютчева. 

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Не удивительно, что многие поэты и художники воспевали это чувство. Мы с вами уже проходили творчество поэтов первой половины 19 века и сегодня мы попытаемся проследить взаимосвязь между поэзией  первой и второй половины 19 века.

И так, мы с вами уже были знакомы с произведениями поэтов первой половины 19 века. Вспомните, каким  направлением в литературе характеризуется этот период и почему?

(Это период расцвета романтизма. Литературного направления, в котором остро отражаются душевные переживания. Все поэты первой половины 19 века трагически погибли, в расцвете поэтических и жизненных сил).

Именно любовь даёт человеку силы творить, создавать прекрасное. Так что же это за чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду?

А как вы ответите на данный вопрос? Что такое любовь?

( Ответы ребят)

Конечно, полного,  исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Любовь - это та сила, которая движется жизнью, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, как говорили о ней и тысячи лет назад.

Учитель читает  цитаты вслух:

  1.  "Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 - 1954))
  2. "Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 - 1921))

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место. Его по праву называют завершителем русского романтизма.

 У каждого поэта и писателя была своя муза - женщина, ради которой он творил. Она стала одной из    центральных в зрелой лирике Тютчева. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований

Попробуйте вспомнить, кто являлся музой для А.С. Пушкина?                          ( Н.Н.Гончарова), для М.Ю. Лермонтова ( В. Лопухина).

     У Тютчева таких муз было три. Но обо всём по порядку.

 В Мюнхене в 1826 году Федор Тютчев женился на нежной и обаятельной лютеранке Элеоноре Петерсон. Элеонора была трогательна в своей преданности мужу. Светский Петербург так же благосклонно отметил романтическую – в духе времени и моды – внешность госпожи Тютчевой. Именно ей он посвятил своё стихотворение, ставшее затем известным романсом.

 « Я встретил Вас…». (Прослушивание романса).

      Какое стихотворение начала 19 века вам  напоминает это произведение?

 (А.С. Пушкин «К А.П.Керн»- чтение стихотворения)                             

   

        Их счастью суждено было длиться не долго. Элеонора рано умерла, Тютчев, находясь у гроба жены, за одну ночь поседел. Горю и отчаянью его не было предела. На руках остались три маленьких и нежных существа: дочки Анна, Дарья и Екатерина. Именно тогда Тютчев напишет: «“Все пережить – и все-таки жить…”

 Памяти Элеоноры посвящено и стихотворение “Итак, опять увиделся я с вами…”

… О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный…

Ей же посвящены строки:

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди…
(“В часы, когда бывает…”)

После смерти Элеоноры, в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала немецкая аристократка Эрнестина Дернберг. Ей суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней. И в полном смысле стать его ангелом – хранителем.

 Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

(Февраль 1873г)

Эрнестине Федоровне Тютчевой  русская поэзия обязана такими шедеврами любовной лирики, как: “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Вчера в мечтах обвороженных…”, “Так здесь – то суждено нам было…”, “Она сидела на полу…”

( Чтение стихотворения «Она сидела на полу…»)

По свидетельству друзей семьи Тютчевых, Эрнестина Федоровна, вторая жена Федора Ивановича, была поэтичная и высокая женщина, в которой ум, сердце и прелесть женщины сливались в одно гармоничное и грациозное целое. Живя в России, она не только выучила русский язык, но и полюбила страну. Россия, по собственному признанию Nesti (так любя называл ее Федор Иванович), нравилась ей больше, чем родная Германия. Особенно привязалась Эрнестина Федоровна к родовому имению Тютчевых в селе Овстуг.      

                                         

          Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте вместе с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Деисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зори вечерней!
(“Последняя любовь”)

                                       

В денисьевский цикл входят стихи, написанные с 1850 по 1864 годы, и позднее посвященные Елене Александровне Денисьевой.

      Стихи этого цикла звучат, как исповедь. ( «О, как убийственно мы любим..», « Не говори: меня он, как и прежде, любит…», « О, не тревожь меня укорой справедливой!», «Чему молилась ты с любовью…», « Я очи знал, - о, эти очи!», «Последняя любовь» и другие).

      Все стихи полны трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, (привязанность к семье и тяга к Денисьевой, чувство вины перед ней).

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Или

Я очи знал, -о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

      Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле.

      Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, он не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева.

     Лирическая героиня стихов угасает, тает, душа ее измучена общественным порицанием:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла.

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

      И Тютчев, и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу, им, им одним живу я –

Но эта жизнь! О, как горька она!    

   Каждое стихотворение этого цикла – мгновенье любовных отношений.

Елена Александровна умерла в молодом возрасте от чахотки.

 Господи, дай жгучего страданья,
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, –
По ней, по ней, свой подвиг совершившей,
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе, –
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
(“Есть и в моем страдальческом застое…”)

 

Эта любовь не принесла  счастья никому.

В марте 1856 года Тютчев спешит домой, к тем местам, где покоится Елена. И — возвращается к новым могилам. Вскоре от скоротечной чахотки умирает его 14-летняя дочь от Денисьевой, а на другой день, от того же недуга, — годовалый сын. Следом один за другим уйдут престарелая мать поэта, старший сын Дмитрий и единственный брат Николай. 15 июля 1873 года не стало и Федора Тютчева.

      Каждое стихотворение этого цикла – мгновенье любовных отношений.

       4.      Слово учителя.

Философский смысл творчества Тютчева – параллели. Параллели в любви – две Верности. Поэт – вне осуждения, он выше. Только любовь женщины способна поднять поэта на такие недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением.

           Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило поэта, однако, он ничего не предпринял, чтобы хоть как-то облегчить страдания любивших его женщин.

Итак, мы с вами сегодня еще раз убедились, что Тютчев - достойный приемник великих поэтов первой половины 19 века. В его лирике есть трагизм, буря чувств, выплеск эмоций. Он имел великое счастье любить умных, красивых и поистине мудрых женщин.

 5.Групповая работа. Ребята делятся на три группы.

 А сейчас мы проверим, увидели ли вы взаимосвязь между поэтами первой и второй половины 19 века. Мы сейчас поделимся на 2-3  команды. Определите, кто автор данных строк. Побеждает та команда, которая безошибочно назовёт авторов.

Проведение викторины, и подведение итогов урока.

6.Заключительное слово учителя.       

      Итак, сегодня мы с вами познакомились с любовной лирикой Ф.И Тютчева.

 Ваше домашнее задание - наизусть любое стихотворение Тютчева.

Как итог всего урока я хочу ещё раз спросить вас: « Что нового вы узнали о любовной лирике Ф.И Тютчева?»

Элеонора Петерсон

Памяти Элеоноры посвящено и стихотворение “Итак, опять увиделся я с вами…”

… О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный…

Ей же посвящены строки:

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди…

Эрнестина Дорнберг

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.


«Она сидела на полу и груду писем разбирала»

Елена Денисьева

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зори вечерней!
(“Последняя любовь”)

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Или

Я очи знал, -о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла.

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Господи, дай жгучего страданья,
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, –
По ней, по ней, свой подвиг совершившей,
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе, –
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
(“Есть и в моем страдальческом застое…”)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я Верю в Россию!!!

Слайд 2

Род Столыпиных

Слайд 3

Ученик Виленской гимназии П. А. Столыпин. 1876 год

Слайд 4

Служба в Гродно

Слайд 5

Приезд в Саратов Памятник Столыпину в Саратове

Слайд 6

Министры внутренних дел Российской империи В.К.Плеве 6 Д.С . Сипягин

Слайд 8

Императрица Мария Фёдоровна , склонившая Николая II принять условия Столыпина

Слайд 9

Дайте России 20 лет покоя…

Слайд 10

Реформы П.А. Столыпина Столыпинские галстуки

Слайд 11

Взрыв на Аптекарском острове Разрушенное вследствие взрыва здание особняка Столыпина на Аптекарском острове Адъютант Столыпина А. Н. Замятнин , фактически спасший Столыпина от смерти ценой своей жизни

Слайд 12

Памятный знак на месте взрыва. Современный вид

Слайд 13

Трагический финал в Киеве Могила Столыпина Убийца Столыпина Богров

Слайд 14

Памятник Столыпину и его реформам в Саратове



Предварительный просмотр:

«Долг - Родине, честь никому!»

Вед. 1. Добрый день, дорогие друзья!

Вед. 2. Мы приветствуем всех собравшихся сегодня в этом зале.

Вед. 1. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить всех, кто защищал, защищает и кому предстоит защищать нашу Родину!

Вед. 2.  Ещё совсем недавно 23 февраля был Днём образования Советской армии и флота, сегодня этот праздник называется День защитника Отечества.

Вед. 1. Эпиграфом к нашей встрече мы взяли слова русских офицеров царской России.

 Вед. 1. Эти слова не пустой звук. За этими словами долг, честь и совесть всего русского воинства: от былинных богатырей до современности..

Вед. 1. Для русого воина  понятия долг и честь всегда были связаны с понятием духовность. И это не случайно. Ведь понятия «вера» и «война»- понятия взаимодополняющие.

Вед. 1. «Солдат без веры, что слепой без поводыря», - говорил А.В. Суворов. Как не согласиться с таким выражением?

Вед. 1. Всегда русское воинство пользовалось особым  покровительством небес. Почти у каждого рода войск были свои покровители. Кресты и змеевики с изображениями святых воинов сопровождали православного человека в походах; тельные и наперсные кресты с изображениями архангела Михаила, Богоматери и святых защищали от ран и гибели.

Вед. 1 По воспоминаниям ветеранов разных войн, в самые тяжёлые моменты, когда, казалось, уже  ничто не поможет, помогала какая-то неведомая сила. Многие солдаты, прошедшие Великую Отечественную войну, носили на груди текст «победительного» 90-го псалма: «Живый в помощи Вышнего, в крови Бога Небесного возводится…»

Вед. 1 Широко почитались на Руси  святые князья-воины, первыми из которых были канонизированы благоверные князья Борис и Глеб, которых почитали покровителями Отечества. Эти святые не раз поддерживали и спасали воинов.

Вед. 1 Другие святые князья – Александр Невский, Димитрий Донской, Георгий Всеволодович также самоотверженно защищали Отечество с мечом в руках – как от татар, так и от западных захватчиков.

Вед. 1 Покровителями русского воинства считались не только святые князья. Здесь, в первую очередь, уместно назвать преподобного Сергия Радонежского, благословившего Димитрия Донского и его войско на Куликовское сражение. Именно Сергий Радонежский дал ему двух иноков Пересвета и Ослябю. В поединке с Кочубеем Пересвет одержал победу.

Вед. 1 Особую роль в истории православного воинства занимает икона Богородицы.

Вед. 1.  Например, образ Казанской Богоматери особо чтился дружиной князя Димитрия Пожарского, русскими солдатами в войну 1812 года. Феодоровская икона Богородицы славилась как Покровительница дома Романовых.

Вед 2 . Примечательно, что свои святые покровители были у русских моряков. Особо почитались Николай Чудотворец и святые апостолы Пётр и Павел.

Вед 2.  Как видим, русское воинство и русское духовенство  всегда были вместе, не смотря на многочисленные попытки, их разделить. Почему так важно воину иметь в душе веру мы попросим рассказать ___________________

Вед 2. На долю России выпало тяжёлое испытание. Почти половину жизни она воевала, ещё полжизни залечивала раны. 

Вед 2. Сколько страшных войн видела Россия? Сколько великих сынов потеряла она в этой кровавой мясорубке? Но самая страшная в 20-м веке- Великая Отечественная- это и боль и гордость русского оружия.

Вед 2 Ты помнишь, солдат, много весен назад

          Полыхало закатами небо? Ты шел через боль и твердил как пароль,

          Как священную клятву: «Победа».

          Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,

          Алый стяг, озаривший полнеба? Ты помнишь друзей?

          К ним на несколько дней опоздала в Берлине победа.

          Мир помнит, солдат, много весен назад

         Твое твердое слово: «Победа!»

Вед 2.1418  дней  длилась   Великая   Отечественная   война.

Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины. Они разрушили 64 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

Вед 2Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война. Если по каждому из погибших в этой войне объявить минуту молчания, страна будет молчать 50 лет.

Вед 2 Война затронула всех. Не было ни одной семьи, в которой бы кто-то не воевал, не был бы в партизанах. Мужья, жёны, сыновья, дочери - эта страшная кровавая мельница закрутила всех, не разбирая ни сословий, не званий.

 Вед 2. И  рядом с простым солдатом на защиту Родины  как всегда встало духовенство. Мало кто знает, что перед Московской битвой Сталин приказал открыть все уцелевшие храмы, а на деньги духовенства была полностью укомплектована танковая бригада «Дмитрий Донской», участвовавшая в Курской битве.

Вед 2. Ртищевская земля дала 12 Героев Советского Союза, из стен Профессионального училища № 12 вышли 4-ре Героя: Михалёв, Климов, …….

Вед 2. О том, чем жил герой войны, мы попросим рассказать______________

Вед.    Всё начнётся с начала, будет всё как тогда.

           Будет жечь лицо ветер, и во фляге исчезнет вода.

           На чёрные скалы спустится туман,

           Понесут нас «Тюльпаны», призовёт нас Афган…

Вед 2. Афганская, Чеченская! Сколько ребят   погибнет в этих ужасных войнах? Сколько матерей потеряют своих детей, сколько девчонок не дождётся своих парней, сколько детей не увидят своих отцов? Сколько? Сколько?

Вед 2 Опять чернеют матери от горя,
        А молодые вдовы голосят.
        и взрывам эхо болью вторит,
        Вертушки ангелом висят.
        Болят без крови по краям,
       Уже не заживая, раны,
       Когда приносят матерям
       Груз "двести" "чёрные тюльпаны
".

Вед: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота. 15 февраля мы отметили очередную годовщину вывода советских  войск из Афганистана.

Вед.: Солдаты войн не начинают, но расплачиваются своей жизнью за ошибки политиков именно они.

Куликов Сергей.

Вед. Чеченская война. Никому не понятная, но от этого не менее кровавая и страшная унесла жизни многих ребят. До сих пор не известно точное число убитых в той войне.

Вед. В нашем зале присутствует человек, который прошёл через Чистилище и остался жив. И ему мы предоставляем слово_______________________

Вед. Ребята в восемнадцать с лишним лет-
        Любимой девушке последний спев куплет,
        И мамочку родную поминая-
        Молились Богу, перед смертью, умирая!...

Вед. История Жени Родионова известна почти всем. 19-летний юноша,  вместе с другими ребятами попавшие в плен к чеченским боевикам был зверски казнён за то, что отказался принять ислам и стать боевиком – то есть отречься от своей веры. 

Вед. 23 мая 1996 года, как раз на девятнадцатый день рождения Евгения у него на глазах расстреляли Трусова, Яковлева и Железнова. В последний раз предложили: "Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!!!" Евгений не снял и был мученически обезглавлен.

Вед. А как забыть Цхинвал?

Они прижаты вдоль реки,
А с ними дети, старики
Большого города Цхинвал.
Той ночью город задрожал


 А парни на войне живут,
Кому-то с раны сняли жгут,
Кладут повязки, стоны, смех,
Одна беда и боль на всех.

Вед. И таких мученических смертей было много. Как на войне без смерти ? И всё-таки, наши ребята, как когда-то былинные герои готовы стоять насмерть за Россию.



Предварительный просмотр:

                              Контрольная работа по литературе (тест)

                                              2010-2011 учебный год.

  1. Где родился А.С. Пушкин?
  1. Михайловское
  2. Москва
  3. Болдино
  1. Кому посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»?
  1. А.П. Керн;
  2. Н.Н. Гончаровой;
  3. Е. Воронцовой?
  1. О ком из поэтов А. Григорьев сказал: « … - наше всё!»?
  1. А.С. Пушкин;
  2. М.Ю. Лермонтов;
  3. Н.В. Гоголь?
  1. Кто из поэтов имеет шотландские корни?
  1. А.С. Пушкин;
  2. М.Ю. Лермонтов;
  3. А.С. Грибоедов?
  1. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова?
  1. 1799-1837;
  2. 1809-1852;
  3. 1814-1841.
  1. Кому из поэтов стремился подражать М.Ю. Лермонтов?
  1. Шекспиру;
  2. Гейне;
  3. Байрону?
  1. Какая повесть относится к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя?
  1. «Ночь перед Рождеством?»;
  2. «Портрет»;
  3. «Тарас Бульба»
  1. Укажите героя романа Гончарова, который является антиподом Обломова?
  1. Захар;
  2. Штольц;
  3. Тарантьев;
  4. Судьбинский.
  1. Кто из героев А.Н. Островского произносит известный монолог «Отчего люди не летают?..»
  1. Варвара;
  2. Кабанова;
  3. Екатерина;
  4. Феклуша.
  1. Какое место в России связано с именем И.С. Тургенева?
  1. Ясная Поляна;
  2. Спасское  Лутовиново
  3. Тарханы
  4. Михайловское.
  1. Кто из литераторов первой половины 19 века имел прозвище «Человек де Лень»?
  1. Чернышевский;
  2. Добролюбов;
  3. Гончаров.
  1. Кто был казнен  гражданской казнью?
  1. Гончаров;
  2. Тургенев;
  3. Чернышевский.
  1.  Кто из поэтов 19 века был небрачным сыном русского дворянина и немки и в 14 лет лишился дворянского титула?
  1. Ф.И. Тютчев;
  2. А.А. Фет;
  3. Н.А. Некрасов.
  1. Кто, по мнению критиков, является  создателем «русского национального театра»?
  1. А.С. Пушкин;
  2. И.С.Тургенев;
  3. А.Н. Островский;
  4. В.Г. Белинский.
  1.  Кто из героев произведений литературы 19 века был « нигилистом»?
  1. Г.А.Печорин;
  2. И.И.Обломов;
  3. Е.В. Базаров;
  4. Е. Онегин.

16. Этот поэт был  последним русским романтиком, творившим в эпоху реализма, Некрасов и Тургенев ставили его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. 

  1. Ф.И.Тютчев
  2. А.А.Фет.
  3. А.С. Пушкин

17. Назовите автора «Очарованного странника», «Левши».

  1. А.К. Толстой;
  2. Н.С. Лесков;
  3. А.А. Фет.

18.Поэт второй половины 19 века, певец женской судьбы?

  1. А.К. Толстой;
  2. А.С. Пушкин;
  3. А.А. Фет.
  4. Н.А. Некрасов.

Критерии оценок:

«отлично»- одна ошибка;

«хорошо»- три неправильных ответа;

«удовлетворительно»- четыре неправильных ответа;

«неудовлетворительно» - пять и более неправильных ответов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мне нравится, что Вы больны не мной…..

Слайд 2

Марина Ивановна Цветаева 1892-1941 Москва- Елабуга

Слайд 3

Мари́на Ива́новна Цвета́ева ( 26 сентября ( 8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Слайд 4

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов .

Слайд 6

Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.

Слайд 7

Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта , 1905.

Слайд 8

Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии М . Т. Брюхоненко . Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

Слайд 10

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911 , 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Слайд 11

Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге … Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху ! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914 В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном .

Слайд 12

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна ( Аля).

Слайд 13

Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Младшую не уберегла….

Слайд 14

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

Слайд 15

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

Слайд 16

Позднее в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…». Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача

Слайд 17

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево ). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево , город Королёв

Слайд 18

Арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. Муж- Сергей Яковлевич асстрелян ; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

Слайд 19

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

Слайд 21

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Хлебников. Жизненный и творческий путь

Презентация, посвященная биографии и творчеству В. Хлебникова...

Жизненный и творческий путь М.В.Ломоносова (2)

2 часть презентации(одна большая разбита на две) отражает достижения учёного...

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Учебно-методический комплекс

Творчество великого писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрёстков мировой культуры. По произведениям  Достоевского   с...

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Применение ЦОР на уроке литературы по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова"

Представлена работа по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроке литературы в 9 классе по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».Цель: показать преимущества  использования ЦОР в ...

Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)

2019  год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...