Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.
Тема урока: Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.
Тип урока: урок – исследование
Цель:
- Обучающая: ознакомить с особенностями философской лирики Тютчева, освоить навыки анализа философской лирики.
- Развивающая: развивать способности нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь; креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста
- Воспитывающая: вызвать интерес к философским проблемам:; формировать эмоционально- ценностное отношение к природе и место человека в ней; пробудить чувство прекрасного ( беречь, сохранять и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10_klasse_po_lirike_f.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.
Тема урока: Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.
Тип урока: урок – исследование
Цель:
- Обучающая: ознакомить с особенностями философской лирики Тютчева, освоить навыки анализа философской лирики.
- Развивающая: развивать способности нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь; креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста
- Воспитывающая: вызвать интерес к философским проблемам:; формировать эмоционально- ценностное отношение к природе и место человека в ней; пробудить чувство прекрасного ( беречь, сохранять и т.д.)
Метод: коллективно – исследовательская работа учителя с учащимися.
Оборудование: портрет поэта, музыкальная композиция « Времена года», грамзапись романсов на слова Тютчева «Весенние воды» (С.Лемешев), ксерокопии стихотворений.
Ход урока
- Орг. момент (тихое звучание музыкальной композиции «Времена года»)
- Проверка домашней работы. Заслушать наиболее интересные анализы стихотворений
( на выбор учащегося)
- Работа с классом ( музыкальное сопровождение – звучит грамзапись романсов на слова Ф.И.Тютчева «Весенние воды»)
Учитель. Ребята, в чём, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева?
Ученики. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Он воспринимает природу как живое существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, потому что в его жизни есть аналогии окружающего мира.
Человек служит инструментом для постижения природы, но и природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Метафора типа «душевная буря» была присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив её философским содержанием (раздать ксерокопии стихотворений «Как океан объемлет шар земной…», «Фонтан»- чтение учителем наизусть)
Учитель. О чём это стихотворение?
Ученики. О море, о морском путешествии.
Учитель. Морское путешествие – это только метафора. А предмет дум поэта назван во 2-ом стихе: «Земная жизнь кругом объята снами». Подумайте, что дало возможность сравнить земную жизнь с землёй, а сны – с океаном?
Ученик. Земля определима в своих границах, понятна, её можно описать, изучить, то есть она реальна, постоянна.
Океан, напротив, нечто неуловимое, таинственное, загадочное. А ещё, символ невидимого постоянного движения.
Учитель. Давайте посмотрим, как развивается метафора. Во 2-ой части первой строфы СОН и ОКЕАН объединены понятием «стихия». Далее поэт рисует картину, не оговариваясь, о чём идёт речь, а метафора используется в качестве прямой аналогии.
Во 2-ой строфе возникает представление о сне, как о путешествии по неведомым просторам подсознания. Но самой важной частью является 3-я строфа. Чтобы почувствовать всю глубину этих строк, важно увидеть нарисованную в них картину.
Давайте понаблюдаем: Утлый чёлн в колеблющихся волнах океана ; горизонт, скрытый мраком ночи; звёзды, усыпавшие небесный купол и отразившиеся в чёрном зеркале воды.
« И мы плывём, пылающей бездной со всех сторон окружены»
Бездна океана смыкается с бездной неба.
Вспомним 1-ую строфу. Величественный пейзаж « …как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами» - развёрнутая метафора- воплощение внутреннего мира человека во время сна. Бездна океана и неба объединяется в человеке. Но и человек, житель Земли, со всех сторон окружён реалией. Человек по мысли поэта, есть место встречи двух бездн. Человек – граница между двумя мирами, он - соединение двух миров. Всё это трудно выразить логически и последовательно.
Известный писатель И.С.Тургенев так описал творческий метод Тютчева:
«Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно»
Выразительное чтение стихотворения «Фонтан» учеником
Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философского характера. Попробуйте увидеть эту особенность путём анализа стихотворения «Фонтан»
Групповая работа
- Анализ стихотворения «Фонтан»
- Заполнить таблицу «Работа над изобразительно-выразительными средствами». Примеры привести из текста
Эпитет | Метафора | Олицетворение | Сравнение | Инверсия | Антитеза | Градация | Аллитерация Ассонанс | Символы |
Комментарии:
Тютчев уподобляет фонтан лучу. Это описание придает 1-ой строфе особое звучание, создаёт лирическую напряжённость. Фонтан-это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это вызов небу. И именно за этот вызов, за это гордыню он осуждён ниспасть на землю. Образ «смертной мысли водомёт» (водомёт – устаревший синоним слова «фонтан») – это человеческий разум.
Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном. Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижения бытия, Бога, человеческого предназначения. Наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.
2-ая строфа более драматична. Здесь присутствует атмосфера борьбы, противостояния:
Рваться- двигаться, преодолевая преграды;
Длань незримо-роковая - угроза с трагическими последствиями;
Луч упорный – сопротивляющийся незримым путам;
Преломляя- безжалостно изменяя направление;
Уничтожь, свергает-подразумевает борьбу;
Пламенеет, дробиться, ниспасть, осуждён - действия, применимые в военных действиях
Человек подобен бездне. Он создан смертным, но не может смириться со своей судьбой, и будет всегда спорить с Создателем. Не примет своей участи спокойно и смиренно, каким бы ни был его «бунт». Это одна из тайн человека- непостижимость души человеческой.
Использованная литература:
- «В мастерской учителя-словесника» (современный урок литературы: проблемы, поиски, размышления ) - Улан-Удэ, 2008г
- Т.Г.Соловей «Весна идёт». Анализируем стихотворение Ф.И.Тютчева 5 класс – «Литература в школе» № 3, 2008г
- Г.С.Санжадаева, И.В.Казарцева, Н.в. Пашина «Постижение лирики» - Улан-Удэ, 2007г
- Разработка урока П.Е.Фокиной, учителя-словесника, г.Глазова- Москва «Вако», 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.
На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...
Урок литературы 11 класс: "Любовная лирика С. Есенина"
Урок литературы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»
Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....
Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»
Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....
Урок литературы в 5 классе "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева".
Урок литературы – это встреча с прекрасным. И данный урок не исключение, поэтому старалась его построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и запомнил...
Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс
Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО...