Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Бадараева Альбина Александровна

              Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.

          Тема урока: Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.

 

Тип урока: урок – исследование

Цель:

  1. Обучающая:  ознакомить с особенностями философской лирики Тютчева, освоить навыки анализа философской лирики.
  2. Развивающая:  развивать способности  нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь;  креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста
  3. Воспитывающая: вызвать интерес к философским проблемам:; формировать эмоционально- ценностное отношение к природе  и  место  человека в ней; пробудить чувство прекрасного ( беречь,  сохранять и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse_po_lirike_f.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

              Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.

          Тема урока: Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.

Тип урока: урок – исследование

Цель:

  1. Обучающая:  ознакомить с особенностями философской лирики Тютчева, освоить навыки анализа философской лирики.
  2. Развивающая:  развивать способности  нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь;  креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста
  3. Воспитывающая: вызвать интерес к философским проблемам:; формировать эмоционально- ценностное отношение к природе  и  место  человека в ней; пробудить чувство прекрасного ( беречь,  сохранять и т.д.)

 Метод:  коллективно – исследовательская работа учителя с учащимися.

Оборудование:  портрет поэта, музыкальная  композиция « Времена года», грамзапись романсов на слова Тютчева «Весенние воды» (С.Лемешев), ксерокопии стихотворений.

Ход урока

  1. Орг. момент   (тихое звучание музыкальной композиции «Времена года»)
  2. Проверка домашней работы. Заслушать наиболее интересные анализы стихотворений

( на выбор учащегося)

  1. Работа с классом ( музыкальное сопровождение – звучит грамзапись романсов на слова Ф.И.Тютчева «Весенние воды»)

 Учитель. Ребята, в чём, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева?

Ученики. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Он воспринимает природу как живое существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, потому что в его жизни есть аналогии окружающего мира.

Человек служит инструментом для постижения природы,  но и природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Метафора типа «душевная буря» была присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив её философским содержанием (раздать ксерокопии стихотворений «Как океан объемлет шар земной…», «Фонтан»- чтение учителем наизусть)

Учитель.  О чём это стихотворение?

Ученики. О море, о морском путешествии.

Учитель. Морское путешествие – это только метафора. А предмет дум поэта назван во 2-ом стихе: «Земная жизнь кругом объята снами». Подумайте, что дало  возможность сравнить земную жизнь с землёй, а сны – с океаном?

Ученик. Земля определима в своих границах, понятна, её можно описать, изучить, то есть она реальна, постоянна.

    Океан, напротив, нечто неуловимое, таинственное, загадочное.  А ещё, символ невидимого постоянного движения.

Учитель. Давайте посмотрим, как развивается метафора. Во 2-ой части первой строфы СОН и ОКЕАН объединены понятием «стихия». Далее поэт рисует картину, не оговариваясь, о чём идёт речь, а метафора используется в качестве прямой аналогии.

   Во 2-ой строфе возникает представление о сне, как о путешествии по неведомым просторам подсознания. Но самой важной частью является 3-я строфа. Чтобы почувствовать всю глубину этих строк, важно увидеть нарисованную в них картину.

Давайте понаблюдаем:   Утлый чёлн в колеблющихся волнах океана ; горизонт, скрытый мраком ночи;  звёзды, усыпавшие  небесный купол и отразившиеся в чёрном зеркале воды.

« И мы плывём, пылающей бездной со всех сторон окружены»

Бездна океана смыкается с бездной неба.

Вспомним 1-ую строфу.  Величественный пейзаж « …как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами» - развёрнутая метафора- воплощение внутреннего мира человека во время сна. Бездна океана и неба объединяется в человеке. Но и  человек, житель Земли, со всех сторон окружён реалией. Человек по мысли поэта, есть место встречи двух бездн. Человек – граница между двумя мирами, он -  соединение двух миров. Всё это трудно выразить логически и последовательно.

Известный писатель И.С.Тургенев так описал творческий метод Тютчева:

«Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно»

Выразительное чтение  стихотворения «Фонтан» учеником

Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философского характера. Попробуйте увидеть эту особенность путём анализа стихотворения «Фонтан»

       Групповая  работа

  1. Анализ  стихотворения «Фонтан»
  2. Заполнить таблицу «Работа над изобразительно-выразительными средствами». Примеры привести из текста

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

Инверсия

Антитеза

Градация

Аллитерация

Ассонанс

Символы

Комментарии:

Тютчев уподобляет фонтан лучу. Это описание придает 1-ой строфе особое звучание, создаёт лирическую напряжённость. Фонтан-это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это вызов небу. И именно за этот вызов, за это гордыню он осуждён ниспасть на землю. Образ «смертной мысли водомёт» (водомёт – устаревший синоним слова «фонтан») – это человеческий разум.

Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном. Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижения бытия, Бога, человеческого предназначения. Наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.

2-ая строфа более драматична. Здесь присутствует атмосфера борьбы, противостояния:

Рваться- двигаться, преодолевая преграды;

Длань незримо-роковая - угроза с трагическими последствиями;

Луч упорный – сопротивляющийся незримым путам;

Преломляя- безжалостно изменяя направление;

Уничтожь, свергает-подразумевает борьбу;

Пламенеет, дробиться, ниспасть, осуждён - действия, применимые в военных действиях

Человек подобен бездне. Он создан смертным, но не может смириться со своей судьбой, и будет всегда спорить с Создателем. Не примет своей участи спокойно и смиренно, каким бы ни был его «бунт». Это одна из тайн человека- непостижимость души человеческой.

 Использованная литература:

  1. «В мастерской учителя-словесника» (современный урок литературы: проблемы, поиски, размышления ) - Улан-Удэ, 2008г
  2. Т.Г.Соловей «Весна идёт». Анализируем стихотворение Ф.И.Тютчева 5 класс – «Литература в школе» № 3, 2008г
  3. Г.С.Санжадаева, И.В.Казарцева, Н.в. Пашина «Постижение лирики» - Улан-Удэ, 2007г
  4. Разработка урока П.Е.Фокиной, учителя-словесника, г.Глазова- Москва «Вако», 2006г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

Урок литературы в 5 классе "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева".

Урок  литературы – это встреча с  прекрасным.  И данный  урок  не  исключение, поэтому старалась его построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и запомнил...

Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс

Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО...