Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Большакова Надежда Юрьевна

Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_mir_liriki_f.tyutcheva_11_klass.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

по теме «Мир лирики Ф.И. Тютчева» 11 класс

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Большакова Надежда Юрьевна

Место работы

МБОУ СОШ №8

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

11

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1 четверть

Тема урока 

Мир лирики Ф.И. Тютчева

Уровень изучения:

базовый

Тип урока:

 урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

2) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Ф.И.Тютчева;

3) обогащение  словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные

владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

а) освоение базовых знаний о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева;

б) проведение анализа  творчества Тютчева;

в) восприятие на слух поэтических произведений , осмысленное чтение и адекватное восприятие;

г) применение полученных знаний в процессе учебной деятельности и речевого общения.

Ключевые слова:

Лирика, мотив, лирический герой, философский, мирощущение, ассоциации, связи в искусстве; открытие, самостоятельность, исследование.

Краткое описание 

Данный материал может быть использован на уроке литературы в 11 классе при изучении творчества Ф.И. Тютчева на базовом уровне. Также материал поможет для подготовки к ЕГЭ по литературе. Используются материалы любого допущенного учебника, сборник стихотворений поэта. Применяется музыкальное оборудование для демонстрации исполнения романсов на стихи Тютчева Ф.И. Возможно представление трёх-четырёх слайдов электронной презентации (на этапе самопроверки и подведения итогов)

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Демонстрируются репродукции с картин русских художников о природе, фотографии современных пейзажей в разное время года.

Звучит музыка С.В. Рахманинова - романс (фрагмент) на стихотворение Ф. Тютчева «Ещё в полях белеет снег…» («Весенние воды»)

После прослушивания вопрос учителя:

- Что можно сказать о человеке, который мог бы словами описать увиденное и сподвигнуть композитора на такую музыку?  

   После ответов учащихся:

- О его душе писали Аксаков, Фет, Тургенев, Толстой. Поэт 20 века подытожил: «Великие силы в мире духовном, так же, как и в вещественном, действуют невидимо. Никто не видит радия, но он во всём живом…» - и добавляли:

«…так и Тютчев – в нас, во всех; невидим, неведом, но не бездействен. ‹…› Влечёмся к нему, идём на него. ‹…› И, может быть, те, кто менее всех видит его, влекутся к нему более. Где-то незримо, неслышно колдует колдун, и все живут под его колдовством» (Д. Мережковский)

(Осуществление  самоконтроля готовности; принятие и сохранение  учебной цели. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Небольшая викторина с самопроверкой (ответы- факты из биографии и творческого пути – на слайде)

(Выделение и извлечение нужной информации, умение  осуществлять анализ прочитанного материала, рассуждать, доказывать)

Этап 1.3. Целеполагание

- Сегодня и на следующих уроках вы узнаете, каковы были мотивы лирики поэта и какие образы становились ключевыми.

Научитесь раскрывать секрет магии лирики Тютчева, чтобы определить особенности его мировосприятия и поэтического таланта.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

  1. Выразительное чтение после предварительной подготовки

стихотворения: «Певучесть есть в морских волнах…», «Я встретил Вас…», Самостоятельная работа - заполнение таблицы (раздаются распечатанные листы):

стихотворение

мотивы

образы

  1. Индивидуальное задание: а )определить ключевые детали; б) определить средства выразительности

(Принятие и сохранение   учебной  задачи. Извлечение необходимой информации, владение устной и письменной речью, анализ, сравнение, заполнение таблицы)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

  1. Работа с материалом учебника  (об особенностях лирики Ф. Тютчева):

– Проверьте свои предположения и дополните.

  1. Выводы после самостоятельной работы с учебником и таблицей:

- Сформулируйте тезисно, каковы особенности лирики Ф. Тютчева, какими мотивами и образами она отличается (выводы могут быть выведены на слайд – для самопроверки).

(Построение  высказывания, анализ, сравнение, формулирование вывода, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий).

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Практическая работа по стихотворениям «Не то, что мните вы, природа…»,  «О вещая душа моя!..»

- Проведите анализ стихотворений, используя выводы, сделанные ранее и знания об особенностях лирики поэта.

(Извлечение необходимой информации, владение устной и письменной речью, анализ, сравнение. Самоконтроль в форме письменного обобщения)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

-Какому из направлений изобразительного искусства близка лирика Ф. И. Тютчева? (импрессионизму – см. картины К. Моне, Куинджи и др.)

(Анализ, сравнение, сопоставление, формулирование высказывания, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Темы сочинений 17.2

В чем необычность изображения мира природы в лирике Ф.И. Тютчева?

Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?

Что придаёт теме любви в лирике Ф.И. Тютчева трагическое звучание?

Задания:

- Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

- Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?

- Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»).

- Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?

8. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом?

(Анализ, сравнение, сопоставление, формулирование высказывания, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

«Один литературовед темпераментно выступал против всякого анализа, нудного разбора, ненужных комментариев, мешающих читателю окунуться в текст: впрочем, этому специалисту остроумно возразил один из его слушателей: «Вы доказываете ненужность знания, которым сами обладаете. Разрешите нам сначала самим узнать, а потом уж решать, помогает это нам или мешает!»

- Оцените высказывание с опорой на работу, которую сегодня проделали

(Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений).

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

- Что объединяет и чем различаются позиции (взгляд на мир) лирического героя Ф. Тютчева и Раскольникова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

(Сопоставление, анализ, формулировка вывода)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

  1. На  этапе актуализации урока – самопроверка (викторина о творческом пути и фактах из биографии поэта).
  2. Сопоставление своих наблюдений и выводов с материалом статьи учебника – самооценивание с самокоррекцией.
  3. Для самостоятельной подготовки выразительного чтения – критерии оценивания: правильность речи (в том числе фонетичекая), чёткость речи, эмоциональность.
  4. Для оценивания работы на уроке:

«Отлично» - включённость (деятельность на всех этапах), наличие заполненной таблицы, тезисов (в результате работы с учебником), анализ стихотворения, звучание поэтической речи (в качестве иллюстрации при анализе или др.)

«Хорошо» -если недостаточно полно реализованы требования по одному-трём из  критериям.

 «Три» - если недостаточно полно реализовано каждое требование по критериям или выполнено три требования из всех.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

1. Вопросы:

-Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?

 -Какие трудности вы испытывали в течение урока?

-Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

-Что понравилось на уроке?

2.Оцените  свою  работу  на  уроке:

1). На уроке я работал…активно/пассивно.

2). Своей работой на уроке я доволен/не доволен, почему?

3. Письменно (2-3 предложения): Какое открытие я сделал сегодня на уроке?

(Обоснование    и оценка   собственной деятельности. Осуществление самооценки  собственной учебной  деятельности, соотношение   цели   и результатов).

Этап 5.2. Домашнее задание

  1. Прочитать стихотворения и подготовить выразительное чтение стихотворения «О как убийственно мы любим…», подготовить сообщение об истории создания этого стихотворения. (индивидуальное задание).
  2. Прочитать стихотворение «Умом Россию не понять…», подготовить отзыв на стихотворение
  3. Прочитать и проанализировать стихотворение «Нам не дано предугадать..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Лирика Ф. И. Тютчева"

Технологическая карта урока литературы разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Карта предназначена для урока литературы в 5 классе по теме " Лирика Ф.И. Тютчева. На уроке анализируем стихотвор...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по лирике А.Н. Заболоцкого

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Лирика А.Н. Заболоцкого. Анализ стихотворения "Не позволяй душе лениться..." ( по рабочей программе, составленной  к учебнику Г.С. Мер...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".

Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока,  методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся....