Николай Семенович Лесков "ЛЕВША" для 6 класса. Первая и вторая встреча.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Васильева Анастасия Сергеевна

Serov Leskov.jpg

"Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали."

Прибаутка

левша — и; мн. род. ей; м. и ж. 1. Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой. 2. Об очень искусном мастере, умельце ● По имени героя повести Н. Лескова Левша . Большой толковый словарь русского языка. 1 е изд е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998 …   Толковый словарь русского языка Кузнецова

Урок 1

Николай Семенович Лесков.

"Левша" первая встреча

Цели: 1. Познакомить с автором (отдельные факты биографии)

Задачи:

1. Заинтересовать  содержанием сказа "Левша" (чтение некоторых глав)

2. Дать ряд понятий по литературе сказ - сказка.

 

 

Можно начатьб урок с обращения к портрету Н.С. Лескова. Следует рассказать некоторые эпизоды из жизни Н.С. Лескова (по выбору учителя).

Ученики записывают краткий конспект в тетрадях.

Пример:

1) 16февраля 1931 г. -Орловская губерния (рождение)

2) Отец-мелкий помещик-бедность

прослыл уголовным следователем-бедность-попытка бороться с бедностью-покупка хутора.

3) Любовь к рассказам-нянька младшего брата, бывшая крепостная актриса графов Каменских.

4) Гимназия-1841, смерть отца - 1847 год. Осиротел на 16 году и остался совершенно беспомощным.

5) 1861-Петербург, газеты "Северная пчела", "Русская речь", журналы "Отечественные подписки", "Врмя"

6) 1862г. -заграничное путешествие

7) 1883 год- только литература

8) Отношение к его творчеству-  в его творчестве "громадно и неуклюже казалось добро и зло", "Большой талант", "несерьезный автор, балагур, пустослов"

 

Кунсткамера — собрание редкостей, музей.

Грабоватый — вместо: горбатый.

Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.

Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках.

Двухсестная — соединение слов: двухместная и сесть.

Бюстры — соединение слов: бюсты и люстры.

Балдахин — вместо: балдахин.

Аболон полведерский — вместо: Аполлон Бельведерский (знаменитая древняя статуя, хранящаяся в Риме, в Ватикане).

Буреметр — соединение слов: барометр и буря.

Мерблюзьи — вместо: верблюжьи.

Мантон — то же, что манто.

Непромокабль — вместо: непромокаемый плащ (соединение русского слова «непромокаемый» с окончанием французского прилагательного).

Ажидация — соединение существительных: ажитация (волнение, возбуждение — от франц. agitation) и ожидание.

Дванадесять язык — двенадцать народов. Этим выражением часто обозначалась армия Наполеона.

Безрассудок — соединение слов: предрассудок и безрассудство.

Мортимерово ружье. — Г. В. Мортимер — английский оружейник конца XVIII века.

Пистоля — пистолет.

... в Канделабрии... — очевидно, вместо «в Калабрии» (Калабрия — полуостров в Италии). Соединено со словом: канделябр (подставка для свечей).

... благородным бы сделал. — «Благородный» — здесь в значении: дворянин.

Сугиб — сгиб.

Сахар молво. — В 10—20-х годах XIX века в Петербурге был сахарный завод «коммерции советника и кавалера» Я. Н. Мольво.

... Бобринского завода. — Рафинадный завод графа А. А. Бобринского существовал в местечке Смела Киевской губ. с 30-х годов XIX века.

Нимфозория — соединение слов: инфузория и нимфа.

Керамида — вместо: пирамида.

... дансе танцевать. — Danser (франц.) — танцевать; здесь в значении какой-то танцевальной формы.

Мелкоскоп — соединение слов: микроскоп и мелко.

Верояция — вместо: вариация (форма классического или характерного танца, построенная на прыжковых или пальцевых движениях, длящаяся одну-две минуты).

Алексей Федотов-Чеховский — священник таганрогской соборной церкви, у которого перед смертью исповедовался Александр I.

Корешковая трубка — выточенная из корня дерева.

Жуков табак. — В 20—50-е годы большой популярностью пользовались трубочные табаки петербургской фабрики Василия Жукова.

Укушетка — вместо: кушетка.

Императрица Елисавета Алексеевна (1779—1826) — жена Александра I.

... при восходе его... — то есть в начале царствования.

... от Аничкина моста из противной аптеки... — то есть из аптеки против Аничкова моста (на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки).

... тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали. — В географических книгах XVIII и начала XIX века Сестрорецк, а также река Сестра, на которой он стоит, носят названия: Сестербек; Систербек, Сестрабек, Сестребек.

... «два девяносто верст»... — то есть 180 верст.

Вавилоны — извилистые узоры, вычуры.

На святом Афоне... — Афон — полуостров в Греции, на котором было множество монастырей и скитов, в том числе русских.

... собирают сборы даже там, где взять нечего. — В «Новом времени», 1882, № 2412 (от 14 ноября), Лесков поместил заметку «Печатное попрошайство», в которой обращает внимание на

«недозволенное попрошайство на монастыри» — в особенности со стороны Афонского монастыря, разославшего даже печатные циркуляры «с просьбой о милостыне» и таксой за «поминовения». Ср. также рассказ «Скорость потребна блох ловить, а в делах нужно осмотрение» из цикла «Заметки неизвестного» (стр. 341 настоящего тома).

«Камнесеченная» — высеченная из камня.

Зуша — река, на которой стоит город Мценск; приток Оки.

Святитель Мир-Ликийских... — Николай «чудотворец» (IV в.) был архиепископом в городе Миры в стране Ликии (в Малой Азии).

«Нощию» — ночью.

Свистовые — соединение слов: вестовые и свист.

Стр. 40 ... потная спираль сделалась... — «Спираль» здесь как бы существительное от глагола «спирать» (потная спираль — спертый от пота воздух).

Форейтор — верховой кучер на передней лошади при запряжке цугом.

Пубель — очевидно, вместо: пудель.

Тугамент — вместо: документ.

Казамат — каземат (одиночная камера в крепости).

... свою любимую дочь Александру Николаевну... — Александра Николаевна (1825—1844) — младшая дочь Николая I.

... в самый сильный мелкоскоп смотрите. — Тульские мастера до сих пор славятся мелкостью работы. Так, советский мастер-оружейник М. И. Почукаев «уместил свою подпись на одном стебельке орнамента шириной всего в 0,1 мм; она видима только в сильную лупу» (В. Ашурков. Сказ о тульском мастерстве. — В кн.: Н. С. Лесков. Сказ о тульском косом левше, Тула, 1948, стр. 14).

Озямчик — азям, крестьянская верхняя долгополая одежда.

Граф Кисельвроде — граф Нессельроде Карл Васильевич (1780—1862), в 1822—1856 годы — министр иностранных дел.

«Ай люли — се тре жули». — Cest très joli (франц.) — это очень мило.

Студинг — соединение слов: пудинг и студень.

Публицейские — соединение слов: публичные и полицейские.

Клеветон — соединение слов: фельетон и клевета.

Симфон — вместо: сифон (бутылка с краном для газированной или минеральной воды).

Ерфикс (франц. air fixe — твердый вид) — отрезвляющее средство, подбавляемое к воде.

... и боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи... — вместо: и чудотворные иконы я мироточивые (якобы источающие благовонное миро) главы и мощи.

Грандеву — вместо: рандеву (франц. rendez-vous — любовное свидание).

... но руках какие-то ногавочки. Совсем точно обезьяна-сапажу — плисовая тальма. — Ногавки — носки. Сапажу — род обезьян с коротким густым мехом. Тальма — длинная накидка без рукавов. Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.

Щиглеты — вместо: штиблеты.

С бойлом — с боем, с побоями.

Долбица умножения. — Долбица — соединение слов: таблица и долбить.

Твердиземное море — вместо: Средиземное.

Часы с трепетиром. — Трепетир — соединение слов: репетир (механизм в карманных часах, отбивающий время при нажатии особой пружины) и трепетать.

... под презент сядет... — Презент (подарок) здесь вместо: брезент.

Буфта — вместо: бухта.

Полшкипер — вместо: подшкипер — помощник шкипера.

Стр. 55. Парей — вместо: пари.

... до рижского Динаминде... — Дюнамюнде, с 1893 года Усть-Двинск, ныне Даугавгрива — порт в устье Западной Двины.

Мурин — негр.

... на холодном парате... — Парат — вероятно, вместо парадное крыльцо.

Подлекарь — лекарский помощник, фельдшер.

Обухвинская больница — вместо: Обуховская.

... курицу с рысью... — вместо: курицу с рисом.

Клейнмихель Петр Андреевич, граф (1793—1869), с 1842 по 1855 год — главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями.

... полную пуплекцию получил... — Пуплекция вместо: апоплексия (удар, паралич).

Скобелев Иван Никитич (1778—1849) — генерал, с 1839 года комендант Петропавловской крепости.

... доктора из духовного звания... Мартын-Сольского. — Сольский Мартын Дмитриевич (1798—1881) был врачом при гвардейских полках, петербургским штадт-физиком, членом медицинского совета министерства внутренних дел. Сын священника.

... у англичан ружья кирпичом не чистят... — А. H. Лесков сообщает о беседах Н. С. Лескова летом 1878 года с H. E. Болониным, помощником начальника Сестрорецкого оружейного завода: «Николай Егорович рассказывал... о варварском обращении с огнестрельным оружием при «Павловичах», когда... ружья чистились толченым кирпичом или песком и снаружи и снутри... Все это пригодилось «Левше», в патриотической горячности до последней минуты жаждавшему довести до царя, чтобы ружей кирпичом не драли, а берегли бы их смазанными» (А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 373—374).

 

Работа с центральным эпизодом (глава 13–14). Беседуя по вопросам, мы подходим к центральному эпизоду сказа — «Левша на царском приёме». Просим ребят дать словесную иллюстрацию, представив, что это необходимо режиссёру для постановки пьесы. Учащиеся должны описать не только костюм и внешность, но и манеры и достоинство героя. (Если позволяет время, часть работы выполняем в тетрадях.) Зачитываем эпизод (конец 13-й — начало 14-й главы).

В чём сумели русские мастера превзойти англичан? В чём заключалась работа самого левши? Что помогло выполнить эту работу?

Так о чём же получается сказ? Только ли о том, что русские искуснее англичан? Давайте ещё раз вспомним определение: рассказчик — это человек не только с особым языком, но и особым характером. Мы также помним о том, что Лесков был очень своеобразным писателем. Мог ли он сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль — о превосходстве русского мастера? Давайте ещё раз вчитаемся в этот эпизод. Работа, несомненно, оказалась более тонкой, но каков её результат? Что произошло с блохой, которая до этого была механической игрушкой и умела танцевать? (Блоха отныне танцевать не может — подковы слишком тяжелы.) Так каков же результат? Неужели столько таланта понадобилось для того, чтобы сделать ненужным уникальный механизм? Может, этот вопрос поможет нам почувствовать лукавую усмешку автора.

Задание на дом: Прочитать "Левшу", подготовить рассказ о левше по тексту.

Урок 2

"Русский человек со всем справится"

Н.С.Лесков 

Цели:

1. Формирование умения сопоставлять, сравнивать.

Задачи:

1. Воспитание чувства гордости, восхищения трудолюбием и талантом русского народа.

Почему не нашлось иного применения редкому таланту мастеров? А что, собственно, от них требовали? Была ли им известна цель работы? Желая превзойти иноземцев, подумали ли заказчики о том, чтобы дать тулякам конкретное полезное задание? Так что же получается: великий талант, в котором никто уже не сомневается, растрачен попусту? Сумели доказать своё превосходство — а что дальше? А дальше левшу отправят в Англию — зачем? (Ребята обычно отвечают: чтобы похвастаться им и блохой.)

На завершающем уроке по «Левше» проводится беседа по остающимся главам и рисункам, слушаем подготовленные пересказы. Во время беседы основное внимание уделяем патриотическим чувствам героя, при этом обязательно сопоставляем отношение к мастеру на родине и в Англии. Чем больше всего озадачен герой? Почему он так рвётся на родину? Восемнадцатую главу читаем в классе, пытаемся понять, почему так поступают с левшой, почему о нём никто, кроме иностранца, не помнит. В чём причина его гибели? Исполнена ли его последняя воля? Пытаемся разобраться в авторской идее. Почему при таком оптимистическом начале у истории такой конец? Что автору может не нравиться в его герое? К кому обращён сказ, если Лесков избрал форму, близкую к фольклорной? Какие качества русского человека нравятся писателю, а какие — нет? Почему в двадцатой главе автор говорит, что таких мастеров уже нет? Куда они делись? Чем страшно то, что человек не умеет ценить собственного таланта?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx1 байт

Предварительный просмотр:

1

                                       1-й ведущий.

                                       Опять война,

                                       Опять блокада.

                                       А может, нам о них забыть?

                                       Я слышу иногда: « не надо,

                                       Не надо раны бередить».

                                       Ведь это правда, что устали

                                       Мы от рассказов о войне,

                                       И о блокаде пролистали

                                       Стихов достаточно вполне.

                                       И может показаться: правы

                                       И убедительны слова.

                                       Но даже если это правда,

                                       Такая правда не права.

2-й ведущий. Но как бы не было тяжело снова и снова вспоминать величайшее испытание, выпавшее на долю старшего поколения, о нем надо говорить, чтобы мы, молодое поколение не забывали тех, кто много лет назад сделал для своей отчизны все и даже больше.

 

3-й ведущий. Блокада… Страшное слово… 900 дней и ночей.

900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жестокого испытания. Блокированный фашистами город оказался под угрозой полного уничтожения. Но враг просчитался. Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.

1-й ведущий.

 Город стоял непоколебимо, как Россия. Никакими словами не опишешь подвиг ленинградских мальчишек и девчонок, наравне со взрослыми защищавших свой город!

                      Нам в 43-м выдали медали

                      И только в 45-м – паспорта.

2-й ведущий. О значении освобождения Ленинграда говорит и тот факт, что единственный раз за всю войну, была нарушена традиция передавать приказы Верховного Главнокомандующего в ознаменование побед Советских Вооруженных Сил над немецкими захватчиками из Москвы.

 3-й ведущий. 27 января 1944 г., право чествования победителей от имени Родины было передано северной столице.                            

 В тот день советский народ слушал приказ командующего войсками Ленинградского фронта генерала армии Л.А. Говорова о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады и о том, что « сегодня, в 20 часов, город Ленина салютует доблестным войскам Ленинградского фронта»…                                                          

1-й ведущий.  Огромное значение обороне Ленинграда придавал и И.В. Сталин, назначивший командующим Ленинградского фронта одного из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны – Георгия Константиновича Жукова.

 2-й ведущий.   Ленинград- колыбель пролетарской революции... Он особенно дорог сердцу каждого советского человека. Ленинград- один из красивейших городов мира. Архитектура, живопись, скульптура, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны. Захвату этого крупнейшего индустриального центра и морского порта ,гитлеровское командование придавало исключительное значение. Овладение городом на Неве давало фашисткой Германии ряд преимуществ в политическом экономическом и моральном отношениях. В морально-психологическом плане захват города на Неве нужен был фашистскому руководству для поднятия духа своей армии, населения Германии и союзных с ней государств ,чтобы поддерживать их веру в реальность планов войны против Советского Союза. Ведь обещанный Гитлером блицкриг давал серьёзные осечки. Это путало карты немецкого командования, а чрезмерно большие потери на Восточном фронте вызывали серьёзные сомнения в возможности победного и быстрого завершения войны с Советским Союзом .

  3-й ведущий.  Чтобы овладеть Прибалтикой и Ленинградом гитлеровское командование бросило в наступление крупную массу своих войск, группу армий Север под командованием генерал- фельдмаршала фон Лееба.

Огромная военная лавина, насчитывающая до 600тысяч войск, около 6

тысяч орудий, до тысячи самолетов и более тысячи танков, прорвав пограничные заслоны, устремилась к Ленинграду. Фашистское командование рассчитывало за 1,5-2 месяца овладеть Ленинградом. Сохранился секретный документ германских вооруженных сил за ..... от 29 сентября 1941 года "О Будущности г.Петербурга":" а Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией. Когда террор и голод сделают своё дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей. Остатки гарнизона крепости останутся там на зиму.                                

Весной мы проникнем в город, вывезем всё, что осталось живое, в глубь России в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии»

                           

                                                                             

     

          1-й ведущий.  На Ленинград, обхватом с трёх сторон,

              Шёл Гитлер силой сорока дивизий.

 

8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован.Страшная угроза нависла над городом на Неве.

                           

                        Первый день догорал...

                        Как потом оказалось,

                        Впереди оставалось

                        Ещё девятьсот.

На экране слайды «Дорога Жизни»

2-й ведущий.   Сообщение с Большой землёй могло осуществляться только через Ладожское озеро и по воздуху под прикрытием нашей авиации. Начались бомбёжки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

Для ленинградцев начались тяжелые дни блокады.

                                                                                                                   3-й ведущий.  История воин не знала такого массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда. Трудно переоценить трудовую доблесть рабочего класса города Ленина. Люди трудились с исключительным энтузиазмом, недоедая и недосыпая, под артиллерийским огнём и бомбовыми ударами авиаций.  Большим разрушениям и повреждениям подверглись завод имени С.М.Кирова, Ижорский, Русский дизель, Большевик, Мясокомбинат, Дубровская электростанция, Адмиралтейский, фабрика имени 1 Мая и ряд других важнейших предприятий и сооружений. Однако, несмотря на варварские действия немецко-фашистских воиск, трудящиеся ленинградских предприятий героически выполняли задачи, которые им были поручены. Так,с июля и до конца 1941 года они изготовили 713 танков, 480 бронемашин,58 бронепоездов, свыше 3 тысяч полковых и противотанковых пушек, около 10 тысяч миномётов, свыше 3 миллионов снарядов и мин, более 80 тысяч реактивных снарядов и бомб. Только в последнем квартале 1941 года, то есть в самый разгар битвы за Москву, ленинградцы отправили героям обороны столицы нашей Родины более тысячи полковых пушек и минометов.

 1-й ведущий.   Вот что вспоминает Г.К.Жуков «В то время я уже командовал Западным фронтом, сражавшимся на подступах к Москве. Помнится, как я был глубоко взволнован, когда сообщили о той помощи ,которую оказывали нам ленинградцы, уже испытавшие голод и лишения, но сильные волей и духом».

 2-й ведущий.   Перед войной в Ленинграде проживало - 3 миллиона 385 тысяч человек .Согласно постановлению Совнаркома с 29 июня 1941 года по 31 марта 1943 года было эвакуировано 1 миллион 743 тысячи 29 человек, в том числе 414 тысяч 148 детей .

Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудет в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодные, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, в конце концов сами сдадут город. Враги душили Ленинград голодом. Они обрушили на него сто тысяч авиабомб и 150 тысяч снарядов.641 тысяча ленинградцев погибла голодной смертью, каждый третий дом был поврежден, каждый пятый - разрушен.

                 Пытал нас враг железом и огнём.    

                 Ты сдашься, струсишь- бомбы нам кричали.

                 Забьёшься в землю, упадешь ничком.  

                 Дрожа, запросят плена ,как пощады,

                 Не только люди-камни Ленинграда.

Слайд «Ольга Берггольц»

                     

3-й ведущий.  Несмотря на большие трудности, ленинградцы жили и побеждали. Приникнув к репродукторам, они слушали стихи Ольги Берггольц, любимой ленинградской поэтессы, которая была не просто поэтом, а голосом блокадного Ленинграда, загадочной сутью победы, живущей в глубине душ измотанных голодом и бомбежками лениградцев. Она стала живой легендой, символом стойкости. Её голос был для ленинградцев кислородом мужества и уверенности, мостом, перекинутым через мертвую зону окружения. Она сама падала в снег от голодного обморока, но находила в себе силы подняться, потому что была ленинградкой, питерской по своей душевной природе.

          Ученик  Я говорю с тобой под свист снарядов,

                  Угрюмым заревом озарена,

                  Я говорю с тобой из Ленинграда,

                  Страна моя, печальная страна.

                  Кронштадтский злой, неукротимый ветер

                  в мое лицо закинутое бьет.

                  В бомбоубежищах уснули дети.

                  Ночная стража встала у ворот.

                  Над Ленинградом смертная угроза...

                  Бессонны ночи, тяжек день любой,

                  Но мы забыли, что такое слезы,

                  Что называлось страхом и мольбой.

                  Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

                  Не поколеблет грохот канонад.

                  И если завтра будут баррикады,

                  Мы не покинем наших баррикад.

                  И женщины с бойцами встанут рядом,

                И дети нам патроны поднесут.

                И надо всеми нами зацветут

                Старинные знамена Петрограда.

                Руками сжав обугленное сердце,

                Такое обещание даю:

                Я, горожанка, мать красноармейца,

                Погибшего под Стрельною в бою:

                Мы будем драться с беззаветной силой,

                Мы одолеем бешеных зверей,

                Мы победим, клянусь тебе, Россия,

                От имени российских матерей.

2-й ведущий.   Город жил своей привычной жизнью. Ученые проводили опыты в лабораториях, музыканты опускали замерзшие пальцы на клавиши рояля ,и рождалась чудо-музыка. Мы знаем о подвиге музыкантов симфонического оркестра Ленинградского радио.                                        

 Одетые в ватники и полушубки, они играли в зале, где медь инструментов примерзала к губам, а пальцы скрючивались от холода,- они берегли музыку непокоренного города. Чем была музыка для Ленинграда в эти дни? Ведь фашисты стояли у стен великого города и уже хвастливо оповестили на весь свет, что Северная Пальмира пала. Фашисты фабриковали фальшивки, где гитлеровский солдат был "сфотографирован" на фоне Гостиного двора, а для офицеров уже были напечатаны билеты на праздничный банкет в гостинице "Астория",где с немецкой аккуратностью указаны даже номера столов. И вдруг мир услышал из Ленинграда трансляцию Пятой симфонии Чайковского, Девятой симфонии Бетховена и седьмой симфонии Шостаковича, Гром орудий и мелодия музыки слились воедино, пушки и музы творили победу.

3-й ведущий.  Во время блокады сотрудники Всесоюзного института растениводства имени академика Вавилова сохранили сортовую коллекцию семян пшеницы, риса, кукурузы и многих других культур. Всего более ста тысяч образцов из ста восемнадцати стран. Это значит- тонны зерна! Ну, по горсти из ящика, по зерну из пакета. И даже не себе-детям. Своим умирающим от голода детям! Кто может за это осудить? А стакан риса- это котелок каши, горсть пшеницы- кастрюля супа-болтушки, горячая лепешка... Рядом с пакетами риса умерли от голода доктор биологических наук С.А.Эгис и старший научный сотрудник Д.С.Иванов, умерла от истощения хранительница образцов овса Л.М.Родина, готовя к отправке на Большую землю семена пшеницы, умер А.Г.Щукин.В этом горьком списке - 24 имени ленинградских интеллигентов. Они умирали рядом с хлебом, но не взяли ни зернышка.

Слайды «Таня Савичева»

1-й ведущий.  Имя 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой и её дневник известны всему миру. Это самый короткий и потрясающий дневник. Таню убили фашисты. Не пулей, не снарядом,- голодом. В конце лета 1942 года Таню Савичеву вместе с ребятами детского дома вывезли из Ленинграда в Шатковский район Горьковской области. Там она умерла от последствий голода. На могиле Тани установлен памятник-обелиск. На нем- отлитый из металла барельеф Тани и страница ее потрясающего дневника.                                

                      Я к ним подойду,

                      Одеялом укрою,

                      О чем-то скажу, но

                      Они не услышат.

                      Спрошу- не ответят.

                      А в комнате- трое.

                      Нас в комнате трое,

                      Но двое не дышат.

                      Я знаю - не встанут,

                      Я все понимаю.

                      Зачем же я хлеб на три части ломаю...

2-й ведущий Но, несмотря на все трудности, ленинградцы жили, работали, боролись. Родина не оставила ленинградцев в беде. По указанию ГКО была создана военно- транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру и связывавшая с сентября 1941 г. по март 1943-го осажденный город с Большой землей. Эту артерию, имевшую важнейшее стратегическое значение, ленинградцы прозвали Дорогой жизни.

 В тягчайших испытаниях Ленинград не только держал удары врага, но и активно боролся за свою деблокаду и освобождение пришло.

   В январе 1944 г.блокада Ленинграда была прорвана.                                      

 Слайды «Медали и награды»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  3-й ведущий.  В ознаменование подвига воиск, массового героизма и мужества населения Ленинграда, указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года учреждена медаль За оборону Ленинграда, которой награждено около 930 тысяч человек. 26 января 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинград награжден орденом Ленина. За героизм и мужество, проявленные в битве за Ленинград, свыше 350 тысяч участников обороны Ленинграда награждены орденами и медалями,266 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 6 тысяч партизан удостоены боевых орденов и медалей СССР, а 19 из них - звания Героя Советского Союза.8 мая 1965 года в честь 20- летия победы в Великой Отечественной войне город - герой Ленинград награжден медалью Золотая Звезда, в 1967 году в связи с 50 - летием Великой Октябрьской социалистической революции - орденом Октябрьской Революции.

 Слайды «Памятники и мемориалы в Ленинграде»                                

1-й ведущий.  В память о героической обороне и разгроме немецко - фашистских воиск в битве за Ленинград в городе воздвигнуто много мемориальных памятников, в окрестностях                      

создан Зелёный пояс Славы. А 27 января считается днем ратной славы России.

                             

                   Когда потомки захотят,

                   Найдя слова с понятиями вровень,

                   Сказать о пролитой бесценной крови,

                   О мужестве, проверенном стократ.

                   О доблести, то скажут- Ленинград.

                   И все сольется в этом слове.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Первый и второй признаки равенства треугольников". Геометрия 7 класс.

Урок закрепления знаний и способов деятельности. На уроке применяется икт и накопительская система оценок....

Рабочая программа по французскому языку (как второму иностранному), за 7 класс (первый год обучения), УМК Встречи 1, Rencontres, niveau 1

Рабочая программа учебного курса по иностранному языку (французский язык как второй иностранный язык) для 7 класса на 2015– 2016 учебный год (первый год обучения) Rencontres, nivea...

КТП французский язык умк Встречи 7 класс (первый год обучения)

Коллеги, всех приветствую! В этом году (2019) начинаю работать по УМК "Встречи". Материала в интернете крайне мало. Не могу сказать с чем это связано. Делюсь с ВАМИ мною составленным КТП . Н...

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному (первый и второй год обучения)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Аверина учебной линии "Horizonte"...