Конспект урока литературы «Николай Семенович Лесков «Очарованный странник»».
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Конспект урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leskov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

«Николай Семенович Лесков  «Очарованный странник»».

Цели: а) образовательные:

1)повторение биографии Н. С. Лескова;

2) знакомство с повестью Н. С. Лескова «Очарованный странник»;

3)повторение литературоведческих понятий: роман, рассказ, повесть, художественный образ.

б) развивающие: развивать память, воображение, мышление, самостоятельность;

в) воспитательные:

1) воспитывать интерес к русской литературе;

2) к русскому человеку;

3) любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: активные методы обучения – семинарское занятие.

Оборудование: текст  произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник», портрет Н. С. Лескова.

Время: 90 минут.

                             Ход урока.

  Вопросы к семинару были даны заранее (за две недели), чтобы  учащиеся могли прочитать произведение и выполнить задания.

             Вопросы.

  1. Объясните смысл названия произведения.  Что значит слово  «странник»?  Встречали ли мы странников в других произведениях литературы? Чем заняты странники, что они ищут?  Что значит слово «очарованный»?  Чем очарован главный герой произведения?
  2. Определите жанр произведения. Что это рассказ, повесть, роман? Докажите. Запишите определения жанров в тетради.

«Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему, в котором описывается действительно возможное событие. Изображается один эпизод из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой. Действующих лиц мало, время действия ограничено. Часто отмечается присутствие рассказчика. Большое значение придается концовке, которая является своеобразным выводом».

«Повесть – литературный жанр описательно-повествовательного типа, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов жизни  героя.  По объему повесть больше рассказа и шире изображает человеческую жизнь, охватывая цепь эпизодов, составляющих период жизни главного персонажа. В ней больше событий и действующих лиц; сюжет  и композиция построены хронологически. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо автором  либо самим героем.»

«Роман -  большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Для романа характерны: развернутость сюжета, наличие системы персонажей, охват сложного круга событий, проблем, конфликтов, значительная временная протяженность действия. Различаются семейно-бытовой, социально-психологический, исторический, авантюрный, философский, любовный романы, романы воспитания, роман-путешествие, роман утопия и т.д».

  1. Кто в произведении является очарованным странником?  Почему вы так решили?
  2. Найдите в тексте описание Ивана Северьяновича  Флягина. Каких героев народных произведений он напоминает? Почему эти сравнения понадобились автору?
  3. Иван Флягин  - «моленный сын».  Что это значит? Как это отразилось на судьбе героя?
  4. Как относится к жизни юный Флягин? Подтвердите  свою точку зрения текстом.
  5. Кем по профессии был Флягин? Кто такой конэсер? Что предполагает в человеке эта профессия?
  6. Предсказание монаха стало судьбой героя: «…И оттого пошел он от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб…». Докажите верность этих слов.
  7. Дайте характеристику главному герою «Очарованного странника».
  8. Изменилось ли отношение к жизни у взрослого, 53-летнего, Флягина?
  9. Докажите на примере жизни Ивана Флягина, что русский человек со всем справится.
  10.  Постройте схему композиции произведения. В разделе «Развитие действия» расскажите несколько эпизодов из жизни главного героя произведении.
  11. Сформулируйте идею произведения.
  12.  Кто рассказывает о жизни Флягина? Почему?
  13. Какие слова являются девизом жизни  Флягина? В чем символическое значение образа И. С. Флягина?

Итог урока:

- Почему характер Ивана Северьяныча Флягина считают русским национальным характером?

Домашнее задание. 

Читать сказки  М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», « Медведь на воеводстве», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», одну сказку по выбору студента.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Конспект урока литературы в 10 классе по произведению Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Конспект урока литературы в 10 классе по произведению Н.С. Лескова "Очарованный странник"...

План-конспект урока «Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник»

План-конспект урока «Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник». Тема праведничества. Очерк жизни и творчества Н. С.Лескова».   Цель урока: Познакомить учащихся с идейно-художествен...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Презентация по литературе "Николай Некрасов и Авдотья Панаева".

Презентация по литературе к уроку по творчеству Н. Некрасова (история любви Некрасова и Панаевой) 10 класс....