План-конспект урока «Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник»
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Нефедова Ольга Алексеевна

  План-конспект урока «Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник». Тема праведничества. Очерк жизни и творчества Н. С.Лескова».

   Цель урока: Познакомить учащихся с идейно-художественным своеоб¬разием произведения; на примере образа Ивана Флягина раскрыть зна¬чение темы праведничества в творчестве Лескова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochstr.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник». Тема праведничества. Очерк жизни и творчества Н. С.Лескова.

Цель. Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием произведения; на примере образа Ивана Флягина раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова.

Оборудование. Текст повести; иллюстрации И. С. Глазунова к повести.

Ход урока

Вступительное слово

Основной тезис:

«Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было» (Н. С. Лесков. «Человек на часах»).

Лекция

Основные этапы жизненного и творческого пути Н. С. Лескова:

  1. Родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии в семье чиновника. Дед был священ ником. Отец, благодаря службе в Орловской уголовной палате, получил потомственное дворянство.
  2. В 1841—1846 гг. учится в Орловской гимназии. Страстная любовь к чтению.
  3. В 1848 г. после смерти отца материальные затруднения вынуждают Лескова начать службу канцеляристом в Орловской палате уголовного суда.
  4. В 1850 г. переезжает в Киев и переводится на службу в Казенную палату. Специфика работы дает обширный материал для будущей литературной деятельности.
  5. В 1853 г. женится на О. В. Смирновой, вскоре рождаются дети — сын Дмитрий и дочь Вера. В 1856 г. произведен в губернские секретари.
  6. В 1857 г. выходит в отставку и переезжает в село Райское Пензенской губернии. Работа агентом коммерческой фирмы «Шкотт и Вилькенс» дает будущему писателю разнообразные сюжеты («Это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел»).
  7. В 1860 г. возвращается в Киев, где начинается литературная деятельность Лескова. В 1861 г. он приезжает в Санкт-Петербург и становится корреспондентом журналов «Время», «Отечественные записки», «Русская речь».
  8. В 1862 г. опубликованы первые рассказы, повествующие о положении народа: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Сотрудничество в газете «Северная пчела».
  9. В 1862—1863 гг. путешествует по западным губерниям Российской империи, посещает Прагу, Париж. В 1865 г. возвращается в Киев.
  10. В 1864 г. в жизнь Лескова входит Е. С. Бубнова — будущая гражданская жена и мать сына Андрея.
  11. В 60-х гг. писатель обращается к жанрам очерка и памфлета, пишет роман «Некуда», повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница».
  12. В 70-е гг. написано много романов и повестей: «На ножах», «Соборяне», «Горе и смех», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник». Писателя увлекает тема праведничества.
  13. В 1874 г. назначен членом Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа.
  14. В 80-е гг. писатель обращается к новеллам, в которых используются притчи, мемуары, «легенды», о   повествующие о религиозной самобытности русского  народа: «Тупейный художник», «Повесть о богоугод4 ном дровосеке». В 1883 г. отчислен из Министерства онародного просвещения.
  15. В 90-х гг. многие произведения Лескова затрагивают социально-нравственные проблемы. В 1889 г. арестован один из томов собрания сочинений, содержащий критические статьи о духовенстве.
  16. Скончался 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Санкт-Петербурге.

Аналитическая беседа

  1. Определить смысл названия повести “Очарованный странник”. Отметить авторское отношение к названиям своих произведений. [Странничество рассматривается не только как физическое перемещение в пространстве, но как постижение высшего смысла жизни, истины. Герой «очарован» не только красотой и многогранностью земной жизни, но и «идеалом совершенной жизни для себя — обыкновенного и греховного».]
  2. Проанализировать особенности композиции и жанра произведения. Отметить отсутствие стержневого сюжета, который заменяется описанием истории жизни главного персонажа. Этот жизненный путь есть движение от обыкновенности к праведности, «очарованности». Своеобразие жанра определяется и композицией, и языковой стихией произведения: повесть-хроника включает в себя традиции и сказовые, и легендарные, и исповедальные.

Аналитическая работа с текстом

  1. Комментированное чтение портретной характеристики Ивана Флягина. Отметить связь образа Флягина с фольклорным образом богатыря Ильи Муромца, что должно показать глубокие корни характера героя в русской жизни и русской истории.
  2. Пересказ (близко к тексту, сохраняя стилистику произведения) основных событий из жизни героя, явившихся этапами его духовной эволюции (убийство монаха, история с голубями и кошкой, пребывание в разбойниках и «няньках», ярмарка коней, годы плена, пьянство и растрата чужих денег, любовь к Груше, жизнь в солдатах, в монастыре). Обозначаются изменения в характере героя (на смену своеволию, спонтанности поступков приходит целеустремленность, подчинение всех действий высокому нравственному побуждению). Отмечаются противоречивость характера персонажа, его религиозные воззрения, его отношение к жизни и смерти. Объясняется смысл финала повести (жизнь свою Флягин обратил на служение Богу и народу: «...мне за народ очень помереть хочется»).
  3. Комментированная запись в тетрадь основных положений по теме:
  1. чтобы в борьбе добра со злом победу одержало добро, оно должно быть деятельным;
  2. следование традициям отцов сохраняет нравственные устои жизни;
  3. приоритетной ценностью является служение своему народу;
  4. скромность, одухотворенность и талант;
  5. отсутствие эгоизма и забота о благе других людей;
  6. сила духа помогает смиренно принимать жизненные коллизии и страдать за правду.  

Вывод: Образ  Лескова – символическое представление духовного пробуждения простого русского народа,  который, как младенец-богатырь, только выходит на сцену исторического действия, но обладает для  этого необходимым запасом физических и духовных сил.

Домашнее задание

Прочитать любое произведение Лескова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Урок по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Класс: 10 Вид урока: урок-диалог Урок разработан с применением технологии критического мышления. Используются приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, эссе....

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...

Презентация к уроку литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Презентация к уроку литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"...