Технологическая карта урока «Правда образа против тенденции автора». Странник Лука в пьесе М.Горького «На дне»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Тип урока: обобщение изученного материала

Обучающий компонент: учащиеся в конце урока научатся:

- определять авторскую позицию и собственное отношение к героям произведения;

- использовать информацию из текста произведения для ответа на проблемный вопрос.

Развивающий компонент: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять знания.

Воспитывающий компонент: воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

литературы

в 11 классе.

учитель Глаголева С.А.

Тема урока: «Правда образа против тенденции автора». Странник Лука в пьесе М.Горького «На дне»

Тип урока: обобщение изученного материала

Обучающий компонент: учащиеся в конце урока научатся:

- определять авторскую позицию и собственное отношение к героям произведения;

- использовать информацию из текста произведения для ответа на проблемный вопрос.

Развивающий компонент: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять знания.

Воспитывающий компонент: воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Организационный момент

Приветствие учителя

Готовность к уроку.

Актуализация опорных знаний

Проводится игра «Верно-неверно» по заполненной таблице о героях пьесы.

Отвечают на вопросы и предлагают свои вопросы для игры

Создание проблемной ситуации

Первый вопрос, который возникает после прочтения пьесы «На дне», кто в этом произведении главный герой? Каждый из действующих лиц может претендовать на роль главного героя, однако основные события связаны только с одним персонажем — с образом Луки.

Именно с его появлением начинается завязка в драме. На протяжении всей пьесы он взаимодействует со всеми героями, тем самым раскрывая характер каждого персонажа. Лука выступает как основной проводник сюжета в драме.

Как известно, у автора не случаен выбор имени героя. Ученикам предлагается Карточка №1 с информацией о значении имени «Лука»

- Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

Учащиеся работают с информацией о значении имени «Лука» на карточках, выражают свою точку зрения.

Поиск и выделение информации.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка вопросов

Объявление темы и целеполагание

- Так кто же он, этот «любопытный» старичок? Лукавый бес или апостол? Какую роль отводит ему Горький в пьесе? Каково отношение автора к герою? На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы. Что для этого будем делать?

-Какая трактовка ближе вам? Займите соответствующий ряд.

Учащиеся занимают соответствующее их отношению к образу Луки место в классе. Предлагают учебные действия (читать, анализировать эпизоды, отвечать на вопросы)

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно

Формулирование познавательной цели

Изучение нового материала

- Вспомните, как Лука появляется в ночлежке (в какой момент, с какими словами)

- А это чьи реплики? «От сумы да от тюрьмы не отказывайся»; «Положи, Боже, камушком, подними калачиком»; «Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Тоже люди и худые, и добрые есть»

(толстовский Платон Каратаев, «олицетворение всего русского, доброго и круглого»).

С виду легко вписавшись в круг постояльцев, Лука ни в коей мере не сливается с ними.

-Найдите обращения Луки к людям («милый», «матушка», «бабочка», «детынька»); своя линия поведения: «Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?» — в противовес бесконечным раздорам, кому убирать кухню.

Входит в ночлежку, обращается к ее постояльцам: «Доброго здоровья, народ честной!»

«Есть люди, а есть человеки».

Учащимся предлагается Карточка 2. Как характеризуют Луку его высказывания о человеке?

«Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю…»

«Человек – может добру научить»

«Человека приласкать – никогда не вредно»

«Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь»

«Человек все может… лишь бы захотел.»

«А разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит»

«…Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы?..»

«Уважьте человеку… не в слове — дело, а — почему слово говорится…»

«Жалеть людей надо!»

Учащиеся анализируют эпизод появления Луки

Старичок шестидесяти лет, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса появляется в ночлежке, тесно заселённой пьяницами, ворами, шулерами, с неожиданным приветствием: «Доброго здравья, народ честной!» и с почти программными заявлениями: «…Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают…»; «Старику — где тепло, там и родина».

Ищут обращения Луки к людям («милый», «матушка», «бабочка», «детынька»)

Делятся первыми впечатлениями о герое

Анализируют цитаты, делают выводы (Лука неравнодушен к людям, к их скорбям, к их судьбам. Лука проявляет себя как гуманист, который ценит каждую человеческую жизнь.)

Планирование решения учебной задачи

Анализ с целью выделения признаков.

Подведение под понятие, выведение следствия.

Определение способов взаимодействия в паре

Актуализация знаний

  1. Искренен ли Лука?

Предлагается карточка 3.

Лука. Тебя как звать-то?

Анна. Анной... Гляжу я на тебя... на отца ты похож моего... на батюшку... такой же ласковый... мягкий...

Лука. Мяли много, оттого и мягок... (Смеется дребезжащим смехом.)

- как вы понимаете ремарку?

Наташа. Добрый ты, дедушка... Отчего ты — такой добрый?

Лука. Добрый, говоришь? Ну... и ладно, коли так... да!

Просмотр эпизода «Лука о беглых каторжниках» из спектакля «На дне»

- Лука спасает каторжников, чтобы им помочь или себя спасти? Прокомментируйте заключительную фразу монолога

«Хорошие мужики! Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма… что толку? Тюрьма – добру не научит… человек – может добру научить».

- Считаете ли вы, что жалость Луки к людям не искренняя, а фальшивая, потому что является инструментом приспособления и выживания?

Учащиеся определяют смысл ремарок и отдельных реплик

Данная ремарка подтверждает, что Лука не уверен в том, что он на самом деле ласковый и мягкий

Соответственно, Лука как бы снова выражает сомнение в своей доброте

Объясняют смысл фразы. Отвечают на вопросы

Первичное закрепление

- Каким образом Лука действует на ночлежников? Какую роль выполняет?

- Кому говорит он слова утешения?

-Отметьте ключевые слова в цитатах:

Именно в словах Лука видит силу веры, поэтому он говорит умирающей Анне: «Ты – надейся… Ты – верь!». А Пеплу внушает: «А ты мне – поверь».

При этом Лука призывает жителей ночлежки к терпению. «Потерпи ещё! – советует он Анне. – Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит».

То же самое говорит Лука и Актёру: «Возьми себя в руки и – терпи».

Стоит отметить, что сам автор драмы «На дне» негативно относился к учению о христианском терпении. В повести «В людях» Максим Горький пишет: «Ничто не уродует человека так страшно, как уродует его терпение, покорность силе внешних условий».

- Врет ли Лука? «Притча о праведной земле»

- Суждено ли сбыться надеждам? Какова судьба героев, которых утешает Лука?

-Каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей-нибудь смертью.

Однако надеждам не суждено сбыться. В конце второго акта наступает точка невозврата, выраженная в смерти Анны, которой Лука перед самой её кончиной советует: «Ты – с радостью помирай, без тревоги…».

Но принять идею о том, что счастье в смерти Анна не может и в конце выражает слабую надежду на выздоровление: «А… может… может, выздоровлю я?»; «Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Смерть Анны — первая смерть в драме. С этого события начинается разрушение иллюзий, которые Лука внушил жителям ночлежки.

Развязка наступает в четвертом акте драмы, в котором Актер совершает самоубийство, разочаровавшись в словах Луки о том, что можно вылечиться от алкоголизма. Таким образом, в развязке завершается первая сюжетная линия произведения, связанная с главным героем. При этом самого Луки нет уже в четвертом акте, но последствия его действий продолжают влиять на умы героев: они обсуждают его слова, реагируют на его мировоззрение.

(В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.

Странник добр, мягок, милосерден к несчастным, он идёт к жертвам жизни, к «униженным и оскорблённым», бескорыстно старается облегчить их страдания. Лука старается всех примирить и успокоить.

- Умирающей Анне он рисует ласковую смерть - утешительную, спокойную загробную жизнь;

- В Насте поддерживает веру в существование возлюбленного;

- Вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну Сибирь;

- Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма.)

Инсценировка Притчи о праведной земле

- Умирает в муках Анна, моля Бога продлить её невыносимую жизнь на земле «хоть немножечко».

- От снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счёты с жизнью.

- Попадет за убийство Костылёва на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел.

- Исчезает из ночлежки Наташа.

- Кончает жизнь самоубийством Актёр.

Анализ с целью выделения признаков.

Определение способов взаимодействия

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Закрепление темы

  1. «Правда образа»

Сатин (смеясь). …для многих был… как мякиш для беззубых…

Барон (смеясь). Как пластырь для нарывов…

Так мякиш или пластырь? В чем разница?

- Зачем врет Лука?

Предлагается карточка с высказываниями о лжи Луки. Прочитайте мнение о лжи Луки и сформулируйте ключевую мысль каждого автора.

- Виновен ли Лука в чьей-то гибели?

-Какова роль Сатина в истории Пепла и Актера?

- Лука исчезает после убийства Костылева. Почему же всё-таки Лука не остался с теми, кого смог пожалеть? Можно его поступок назвать бегством?

- В чём значение влияния Луки на ночлежников?

- В чём причина быстрого угасания веры?

  1. Горький о Луке

Горький 900-х годов — идеолог и практик революционного мировоззрения — отразил его философские принципы в пьесе «На дне». Гимн прекрасному, сильному Человеку пропел Сатин. Странник Лука, с его философией, задуман как антитеза.

Сатин. Человек — вот правда!.. Существует только человек, всё же остальноедело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-по-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Вот она, художественно воплощённая тенденция времени.

- Интересный вопрос: почему же Сатин, носитель тенденции времени так лоялен к Луке? «Молчать о старике! Старик — не шарлатан. Что такое правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет… Я понимаю старика… Он врал… но это из жалости к вам… Старик? Он — умница».

Карточка 4. Прочитайте слова Горького о Луке. Сформулируйте авторское видение образа этого героя.

Слишком долго находясь в плену у тенденции, сегодняшний читатель ищет правду образа даже под идеологической маскировкой.

По признанию Горького (очерк «Лев Толстой»), он задумал Луку таким: его интересуют «всякие ответы», но не люди, он их утешает, чтобы они не мешали ему жить. Вся философия и проповедь его — это брезгливая милостыня. Ею он как бы говорит: «Отстаньте! Любите Бога или ближнего и отстаньте! Проклинайте Бога, любите дальнего и — отстаньте!»

-Правда образа сильнее тенденции автора. Для автора утешительная деятельность старика однозначно является вредоносной и бесполезной. Но выбор между ложью и правдой остаётся всегда за читателем.

Внутреннее несходство этих двух понятий очевидно: ведь если (продолжим образный строй автора) мякиш только щадящее средство, а отнюдь не зубной протез, то пластырь, напротив, а достаточно эффективный метод лечения. Но раз, тем не менее, то и другое волей автора поставлено в один ряд, то и герой, к которому применены оба этих сравнения, несомненно, должен являть собой одновременно утешителя и врачевателя, умягчителя страданий и устроителя судеб. И в этом качестве его образ по самой логике вещей должен быть заряжен положительно.

Однако авторские ремарки (дважды “смеясь», а по сути — «с насмешкой») говорят о другом.

Работа с карточкой, формулировка отношения к высказываниям о лжи Луки

Лука не виновен ни в чьей гибели.

Однако доверившиеся Луке люди и в самом деле оканчивают свои дни трагически: арестован Пепел, пропала неизвестно куда изувеченная Наташа, удавился Актёр. Впрочем, иск, справедливости ради, следовало бы переадресовать Сатину.

Ещё в начале пьесы он подбивал Пепла «умненько» пришибить Костылёва, а когда в драке тот действительно был кем-то убит, уверенно обращается к Василию как к убийце. Сам ударив хозяина три раза, он предлагает себя в свидетели, но ведь не в соучастники же!

В судьбе Актёра роль Сатина ещё более ясна: эта жизнь оборвалась под его «скальпелем». Лишь только узнав, куда собирается Актёр по совету старика, Сатин использует всякий случай, чтобы плюнуть ему в душу, на все лады высмеивая его усилия и мечты. После исчезновения Луки растерянный и подавленный Актёр снова слышит грубую издёвку и, видимо, тогда же решается на «уход». «Он уйдёт!» — кричит он о себе, уже имея в виду не лечебницу, а могилу, но услышать его теперь некому.

когда все каменеют от сообщения о самоубийстве Актёра, роняет цинично: «Эх… испортил песню… дурак!»

Видимо, понимал, что помочь этим людям нельзя; был слишком мягким человеком или пошёл туда, где его ждали такие же обитатели дна, не умел решать проблемы, учил только сглаживать их, был проповедником утешительной лжи. Да, это бегство: нельзя бросать людей в самый трудный момент. Раз взялся им помочь-помогай до конца.

Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих

Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью предпринять что-либо с целью изменить эту реальность

Учащиеся формулируют авторское мнение о Луке

Максим Горький изначально задумывал показать главного героя в абсолютно отрицательном облике, однако в пьесе Лука стал неоднозначным персонажем. Автору не удалось сделать лукавого старца «вредоносным» утешителем.

Находить информацию.

Построение логической цепи рассуждения.

Самостоятельная работа

- Правда образа сильнее тенденции автора. Так какова же правда образа Луки, если отбросить тенденцию? Кто же Лука-лукавый бес или апостол?

Создание интеллект- карт

Учащиеся создают интеллект-карты

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого

выделять общее и частное, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры.

Домашнее задание

Письменный ответ: Какие бы ты дал советы актеру, исполняющему роль Луки?

Рефлексия деятельности.

Оцените свою работу на уроке:

#1042;сё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

#1071; сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)

#1044;ля полного понимания мне нужно еще что-то почитать по теме. (3 балла)

Учащиеся поднимают карточку с нужным количеством баллов

Анализ собственной работы, оценивание уровня владения учебным действием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "ООПТ России" 8 класс, автор А.А. Летягин

Урок экологическая конференция, посвящённый Году Экологии в России....

Технологическая карта уроков по геометрии 7 класса. Автор Атанасян

Технологическая карта уроков по геометрии 7 класса автор Атанасян...

Технологическая карта уроков 8го класса по геометрии. Автор Атанасян

Технологическая карта уроков 8го класса по геометрии. Автор Атанасян...

Технологическая карта уроков 7 класса по геометрии автор Атанасян

Технологическая карта уроков по геометрии 7 класса...

Технологическая карта уроков 8 класса по геометрии автор Атанасян

Технологическая карта уроков по геометрии 8 класса автор атанасян...

Технологическая карта урока по теме: «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера »

Расширение у учащегося понятий исполнения уже знакомых штрихов в пьесе нового жанра - кантилены....